2. 1 Лидерами мобильной коммерции в Германии выступают пять отраслей В таких отраслях, как банковское дело, туризм, автомобильная промышленность, а также медиа- и телекоммуникация, мобильная коммерция рассматривается в качестве важной составной части стратегии. Практически все опрошенные предприятия этих отраслей находятся на стадии реализации проектов мобильной коммерции.
Рисунок 5: Распределение крупных германских предприятий по стадиям развития мобильной коммерции в отраслях, занимающих передовые позиции (Источник: исследование компании OC&C)
Предприятия, находящиеся на стадии реализации проектов, используют первые приложения мобильной коммерции в отдельных проектах информационного и/или операционного характера или внедряют мобильную коммерцию в масштабе целого предприятия. На следующем рисунке указаны те крупные предприятия, которые уже реализуют проекты мобильной коммерции.
Рисунок 6: Предприятия, находящиеся на стадии реализации проектов по мобильной коммерции (Источник: исследование компании OC&C)
Ниже на примере четырех компаний передовых отраслей будет конкретно проиллюстрована стратегия предприятий в области мобильной коммерции.
Банковская сфера: Hypovereinsbank разрабатывает решения по мобильным платежам и расширяет ассортимент мобильных услуг для частных клиентов Еще в начале 2000 года Hypovereinsbank учредил холдинговую марку „Webpower“. В рамках “Webpower” было реализовано уже несколько проектов по электронному бизнесу. Мобильная коммерция является одним из новых проектов. В настоящее время производится расширение спектра прежних информационных услуг на базе WAP за счет приложений, способных обеспечивать совершение деловых операций (например, переводы на счета клиентов Hypovereinsbank). В этой связи изучается вопрос о стратегической кооперации. В качестве потенциальных партнеров, в частности, рассматриваются провайдеры телекоммуникационных услуг и фирмы, предлагающие решения по мобильной коммерции. Стратегия Hypovereinsbank в области мобильной коммерции состоит в том, чтобы через собственный портал обеспечить предоставление своим клиентам услуги по мобильным платежам. Банк исходит из того, что благодаря такому порталу можно будет удержать существующих клиентов и приобрести новых. С другой стороны, это обеспечит высокий уровень обслуживания клиентов. Именно поэтому Hypovereinsbank придает большое стратегическое значение использованию мобильной коммерции в обслуживании частных лиц. Транспорт: Deutsche Bahn собирается предложить мобильные справочные услуги о расписании движения различных видов транспорта с возможностью прямого бронирования билетов. С помощью мобильных технологий Deutsche Bahn хочет добиться прорыва в области планирования поездок. Внедренная система “Multimodales Routing“ – это система мобильной дорожной справки, включающая в себя выдачу актуализированной информации о расписании движения различных видов транспорта и выдачу рекомендаций относительно использования разных видов транспорта с учетом необходимых пересадок. Deutsche Bahn преследует здесь сразу две цели. В первую очередь, это повышение оборота в области пассажирских перевозок за счет привлечения новых клиентов благодаря мобильным консультационно–разъяснительным услугам. Кроме того, расчет делается и на извлечение доходов от коммерческого распространения данного сервиса на другие порталы. Параллельно с мобильными консультационными услугами прорабатывается возможность мобильной продажи железнодорожных билетов либо бронирования мест. Таким образом, клиенты сервиса по планированию поездок смогут сразу же переходить к приобретению железнодорожных услуг. Однако, в процессе внедрения этих приложений еще придется преодолеть определенные препятствия. Услуги по мобильному бронированию мест поначалу – до нахождения решения по системам оплаты мелких сумм – можно будет предоставлять только для фирм–клиентов (с оплатой по сводному счету). При мобильной продаже билетов возникают проблемы, связанные с недостаточными возможностями контроля в поездах (особенно в том, что касается обмена или возврата приобретенныех билетов). Вывод: Deutsche Bahn ориентировал свой бизнес в направлении оказания мобильных консультационных услуг, мобильной продажи и бронирования билетов в поездах.
Автомобилестроение: Из автомобиля компании “DaimlerChrysler” возможен доступ к системе мобильной коммерции. В октябре 2000 года вся деятельность компании DaimlerChrysler в области электронной и мобильной коммерции была передана новообразованному холдингу “DCX Net”. Смысл такой концентрации –превратить компанию DaimlerChrysler в первое предприятие, которое всецело – по всей цепочке создания новой стоимости – использует новейшие технологии. А мобильная коммерция является важнейшей составной частью этой системы. Компания DaimlerChrysler стала первым предприятием, которое представило решение „internet on wheels", которое обеспечивает автомобилистам доступ к системе мобильной коммерции. Также можно запрашивать телематические услуги (как, например, динамичное планирование маршрута движения) или получить через WAP мобильный доступ к сети Интернет. Приложения мобильной коммерции размещаются компанией DaimlerChrysler на собственном портале. Это обеспечит освоение нового бизнес-потенциала такой продукции, как “автомобиль”. Таким образом, мобильная коммерция выступает важной составной частью стратегии компании DaimlerChrysler в области электронной коммерции. Производитель автомобилей применяет ее в целях создания средства передвижения, которое было бы оборудовано для коммуникации и тем самым представляло собой важное средство индивидуальной мобильности человека. Средства массовой информации: В сфере мобильной коммерции
компания Burda предлагает услуги голосового ввода и получения информации По мнению компании Burda, вскоре нас ожидает разнообразие доступных мобильных устройств: с одной стороны, распространение получат модели с крупными экранами, а с другой – вообще без экрана и управляемые голосом. Исходя из этого, Burda делает ставку на услуги голосового ввода и получения информации и считает их ключом к успеху мобильной коммерции. По этой причине в рамках совместного предприятия, образованного с участием компании Mannesmann Arcor, компания Burda организовала голосовой сервис “Talkingweb”. Пользователи “Talkingweb” перемещаются от одного предлагаемого содержания к другому при помощи голосовых команд и, в конечном итоге, получают желаемую информацию, которая зачитывается для них вслух. Одно из преимуществ данного сервиса состоит в том, что он доступен с обычных мобильных телефонов – независимо от интернет-протоколов или наличия специальных устройств.
Рекомендация компании OC&C для предприятий передовых отраслей Предприятия отраслей, занимающих передовые позиции в области мобильной коммерции, должны постоянно совершенствовать свой сервис, чтобы не уступить в конкурентной борьбе. Компания OC&C сформулировала следующие рекомендации для менеджеров передовых компаний: - Учитесь у других – в том числе и у других отраслей – и творчески создавайте новые приложения в области мобильной коммерции, чтобы обрести преимущество в конкурентной борьбе. Будьте всегда первыми в разработке концептуальных вопросов и реализации инновационных приложений в области мобильной коммерции. Ищите себе стратегических партнеров для реализации новых подходов – пусть даже партнеров из несмежных отраслей промышленности. Внимательно выбирайте те бизнес-модели, на основе которых предполагается осуществление Ваших инвестиций в сферу мобильной коммерции.
2. 2. Некоторые отрасли со значительным потенциалом пока еще не прибегают к мобильной коммерции Что касается таких отраслей экономики, как оптовая и розничная торговля, а также строительный сектор, то для крупных предприятий мобильная коммерция еще не стала темой для размышлений. Сведения, полученные от предприятий этих отраслей, свидетельствуют о том, что они отдают приоритет реализации современных стратегий в области электронной коммерции, что может стать основой для более внимательного изучения вопроса о мобильной коммерции.
Рисунок 7: Степень вовлеченности крупных германских предприятий розничной торговли и строительства в мобильную коммерцию (Источник: исследование компании OC&C)
В строительной отрасли трое из четырех опрошенных предприятий еще не рассматривали вопрос о мобильной коммерции, хотя строительный сектор представляет крупнейшую отрасль германской экономики и отличается широким применением мобильной связи. Использование мобильной коммерции на определенных этапах цепочки создания стоимости могло бы способствовать значительному росту оборота. В стационарной розничной торговле девять из шестнадцати опрошенных предприятий сообщили, что еще не изучали вопрос о мобильной коммерции. На момент проведения опроса два предприятия розничной торговли находились в стадии рассмотрения вопроса о применимости мобильной коммерции к их бизнесу, три предприятия уже рассматривали этот вопрос, но не смогли выявить ее целесообразность, и только два предприятия уже приступили к разработке первых планов. Но такая нерешительность особенно опасна именно для германской стационарной розничной торговли: Электронная коммерция пользуется в этой отрасли признанием в качестве важного канала сбыта, проекты уже реализованы или находятся в стадии реализации. Электронный шопинг уже сейчас представляет собой важный элемент программ предприятий розничной торговли, нацеленных на укрепление связей с клиентами и повышение торгового оборота. Потенциал стационарной розничной торговли огромен: оборот розничной торговли достигает свыше 700 млрд. марок ФРГ и составляет почти 20% внутреннего валового продукта. 2 Все опубликованные опросы мнения конечных потребителей свидетельствуют о растущем спросе на мобильный шопинг. Отдельные новаторские предприятия уже признали целесообразность применения мобильной коммерции в своем бизнесе.
По этой причине предприятия розничной торговли, игнорирующие тему мобильной коммерции, рискуют многое упустить. А первопроходцы могут обеспечить себе важные конкурентные преимущества. Кроме того, начнется конкуренция розничной торговли с другими отраслями: СМИ, телекоммникационные предприятия и банки начнут самостоятельно предлагать конечному потребителю множество торговых услуг. Отдельные примеры свидетествуют о том, что мобильная коммерция может успешно применяться в сфере торговли.
Британское предприятие розничной торговли “Tesco” уже сейчас демонстрирует перспективные возможности мобильной коммерции.
2 Без учета аптек, бензозаправочных станций, сбыта автомобилей и топлива, источники: “Ежемесячные доклады Федерального банка” (“Bundesbank Monatsbericht”) № 10/2000; Главное объединение германской розничной торговли (Hauptverband des deutschen Einzelhandels) Пример: компания Tesco
С начала 2001 года британское предприятие розничной торговли Tesco в сотрудничестве с телефонной компанией выступило на британском рынке в качестве оператора виртуальной сети. В результате реализации прежней программы клиентских карт предприятие располагает прямым доступом примерно к 11 миллионам клиентов, и планируется продавать им мобильные телефоны с предоплаченными картами. Речь идет о мобильных телефонах, которые были специально разработаны для компании Tesco: нажатием кнопки они обеспечивают связь с ассортиментом шопинг–предложений и информационных услуг компании Tesco. Предложение компании Tesco в области мобильной коммерции поначалу было ограничено только непродовольственными товарами, однако вскоре предприятие сможет предложить выбор любых товаров и услуг через Интернет в своем он-лайновом магазине. В результате комбинации услуг в области мобильной связи и мобильной коммерции компания рассчитывает укрепить связи с клиентами и в будущем использовать мобильную коммерцию как дополнительный канал сбыта.
Страницы: 1, 2, 3, 4