Поскольку робот работает 24 часа в сутки, то коровы получили право самостоятельно выбирать время дойки. А за большее количество молока их поощряют «премией» в виде дополнительной порции концентратов и дробленого зерна. Таким образом, каждая корова питается, спит и доится в своем собственном ритме.
Коров доят в среднем по 2,6 раза в сутки. Большинство животных приходит на дойку три раза в день, но есть и такие, которые ради дополнительной порции корма приходят и в четвертый. Однако если с момента последней дойки прошло меньше 6 часов, робот автоматически направляет корову в «зону отдыха» и к доению не допускает. Если же промежуток между доениями подходящий, то робот «впускает» корову, считывает с электронного транспондера ее персональную информацию и передает на центральный компьютер.
Летом коровы доятся в основном утром, перед выходом на пастбище, но иногда и в полдень, если чувствуют, что им необходима дойка. Они самостоятельно приходят на ферму с пастбища.
Основной метод хранения органического молока - строгий отбор сырья плюс пастеризация. Вместо искусственных консервантов используют натуральные аналоги - соль, специи, лимонный сок, винный уксус. Помимо этого применяются самые современные технологии, например для увеличения срока хранения молока через него в течение нескольких секунд пропускают перегретый пар. Так сохраняется больше полезных веществ.
Согласно требованиям Северо-Восточного альянса производителей органических продуктов (NODPA) и других стандартов, органическое молоко должно оставаться свежим достаточно долго, поскольку его получают на ограниченном числе ферм, и проходит немало времени, пока оно попадает в магазин.
Молоко нагревают до 138°С и выдерживают в течение двух-четырех секунд. Такой процесс, называемый стерилизацией, отличается от пастеризации, которой подвергают обычное молоко [24].
Существуют два способа пастеризации: в первом случае продукт выдерживают при относительно низкой (63°С) температуре в течение 30 минут, во втором - при относительно высокой (70 С) в течение 15 секунд.
Разницей в температуре обработки и объясняется более долгий срок хранения органического молока, так как при пастеризации, в отличие от стерилизации, уничтожаются не все бактерии.
Обычный срок хранения пастеризованного молока после его доставки в магазин - четыре-шесть дней. Однако следует учесть, что до шести дней уходит на обработку и транспортировку, так что время от получения продукта до покупки может достигать двух недель. В отличие от пастеризованного молоко, прошедшее высокотемпературную обработку, хранится в упакованном виде при комнатной температуре до шести месяцев.
Обычное молоко, как и органическое, тоже можно стерилизовать. Почему же это делают не всегда? Дело в том, что при стерилизации разрушается часть содержащихся в молоке витаминов и повреждаются некоторые белки, от этого оно становится непригодным для изготовления сыров. Еще более существенным является изменение вкуса молока. У него появляется сладковатый привкус из-за карамелизации молочного сахара, а это нравится не всем. Динамичный рост спроса на натуральные продукты и интерес потребителей к здоровому питанию вызвал одновременный интерес к использованию новой безопасной упаковки для такой продукции. Упаковка должна изготавливаться из натурального природного сырья (восстанавливаемого ресурса) и быть удобной для экологически безопасной переработки. Полимерная упаковка из полимолочной кислоты (PLA) может потеснить на данном рынке традиционный ПЭТ, к таким выводам пришли бельгийские ученые из компании NatureWorks, представляя свою новинку: полимерную бутылку, сделанную из пшеницы (на основе полимолочной кислоты), в которую пакуется органическое молоко [4, С. 12].
Упаковка PLA в плане переработки намного предпочтительнее традиционных ПЭТ материалов, так как разлагается за 75-80 дней при стандартной промышленной переработке. С тех пор как в 2000 году PLA-упаковка впервые была представлена, она уверенно завоевала свой сегмент на рынке Европы - причем, наибольшее распространение получила во Франции и в Бельгии.
Таким образом, органическое молоко - продукт органического животноводства, являющегося интегрированной составляющей экологического сельского хозяйства. В экологическом животноводстве предъявляются высокие требования к содержанию, отбору питанию скота.
Основной метод хранения органического молока - пастеризация. Срок хранения органического молока - две недели. Вместо искусственных консервантов используют натуральные аналоги - соль, специи, лимонный сок, винный уксус. Помимо этого применяется обработка перегретым паром для сохранения полезных веществ молока.
Для упаковки органического молока применяется экологически чистая упаковка - ПЭТ, которая в последнее время заменяется PLA - упаковкой.
1.5 Перспективы развития рынка органического молока
Что представляет собой рынок органических молочных продуктов в европейских странах?
По данным за 2004 г., в мире было произведено 28,7 млрд. л питьевогомолока, на долю органического пришлось менее 1% рынка, в 2006 г. этот показатель составил уже 1,2 % [11, С. 29]. При этом рынок органических продуктов, в том числе и молочных, бурно развивается.
До 2001 г. европейский рынок молочной органики активно рос, примерно на 25 % ежегодно. В стоимостном выражении в 2001 г. он достиг 1,2 млрд. долл. В некоторых странах в связи с губчатой энцефалопатией спрос на органические продукты вырос почти на 30 %. Наибольший рост в этот период отмечен в Италии и Германии. В последующие годы темпы роста замедлились, особенно в Дании, где рынок органических молочных продуктов приблизился к насыщению.
Дания - это крупнейший рынок органического молока в Европе, где объемы продаж насчитывают треть от всех продаж молока в лидирующих розничных сетях. Замедление темпов его роста свидетельствует о том, что рынок Дании вскоре может стать одним из самых небольших в Европе. Некоторое замедление роста отмечено и в других Скандинавских странах.
По оценкам компании Organic Monitor, индустрия производства органических молочных продуктов имеет ряд препятствий, среди которых главным является неуравновешенность предложения и спроса. Перепроизводство органического молока в Дании и Великобритании сочетается с его нехваткой во многих частях южной Европы. Ожидается, что имеющее место перепроизводство в ближайшей перспективе прекратится, так как планируется сократить государственные дотации для ферм, переходящих на молочную органику. Кроме того, возросли требования ЕС к органическим кормам, фермеры-животноводы должны использовать в качестве корма животным 100 % органических продуктов, и возросшие производственные издержки могут стать причиной ухода некоторых участников с рынка [10, С. 16].
Основные продукты, предлагаемые на рынке молочной органики. - это питьевое молоко и йогурты. По мере падения спроса на них в Европе стали выпускать инновационную продукцию, включая ароматизированное органическое молоко и органические йогурты в греческом стиле (Greek-style organic yoghurts). Так, продажи органического йогурта в Великобритании составляют 7% от общих продаж, и их доля на рынке увеличивается. Ожидается, что к 2010 г. она достигнет 12 %. Реализуются небольшие объемы buttermilk, который иногда называют Kefir по аналогии с российским кефиром. Сравнительно медленно растут продажи органического масла и свежих сливок (fresh cream).
В Европе распространены органические сыры из Франции и Голландии. английские сыры пока не так известны, но у них высокий потенциал роста. Поговорка «Лучше поздно, чем никогда» характерна для британских компаний, работающих в органическом молочном секторе. Organic Monitor прогнозирует дальнейший рост сегмента органических сыров, темпы роста с 2002 г. уже составляют 12,8 % [14. C. 20]. По оценке этой компании, это наиболее растущий сегмент.
Столь высокие требования к производству органического молока, по мнению некоторых экспертов [3, С. 20], делают на сегодня нецелесообразным ведение этого бизнеса в стране. Для России гораздо более важным является увеличение объемов получения и повышение качества молока. Отечественное сельское хозяйство на современном этапе ориентировано на массовое производство продукции среднего и высокого качества, а не на формирование узкого сегмента высококачественной продукции.
Холдинг «Русское молоко» - первая российская компания, пытавшаяся реализовывать свою продукцию в магазине «Рыжая тыква», ссылаясь на то, что регион Рузского района Московской обл., где расположены ее фермы, один из самых экологически благополучных. Продукция компании не была сертифицирована, как, впрочем, и продукция любой другой российской компании. Бизнес этот «не пошел», хотя продукция - одна из самых качественных в стране. Покупатели просто не понимают, почему они должны переплачивать за продукты, которые значительно дешевле в соседнем магазине.
Российский потребитель на сегодня слишком беден и мало просвещен, чтобы приобретать экологически чистую продукцию с теми же органолептическими свойствами, что и обычная, но по более высоким ценам. Мода на здоровое питание, без сомнения, должна быть подкреплена толстым кошельком потребителя. Согласно последним опросам Исследовательского холдинга «РОМИР Мониторинг», 17 % россиян отказывают себе в некоторых продуктах из-за недоступных цен, а 37 % в состоянии купить только еду и товары самой первой необходимости [1, С. 5].
Есть ли перспективы производства органической молочной продукции в России? Без сомнения, да. Первое и непременное условие этого - полное удовлетворение потребности молочных предприятий в молоке, отвечающем европейским требованиям качества. Только после этого российский производитель начнет ориентироваться на производство органического молока. По этому сценарию развивалась ситуация и в США, и в европейских странах. В условиях избыточного предложения цена на органическое молоко в европейских странах ненамного выше, чем на обычное. Более того, с 2001 г. почти половина органического молока в Дании и Великобритании продана по ценам обычного в связи с падением спроса.
Таким образом, рынок органических молочных продуктов, бурно развивается. До 2001 г. европейский рынок молочной органики активно рос, примерно на 25 % ежегодно, в последующие годы темпы роста замедлились. Основная причина этого - неуравновешенность предложения и спроса.
Основные продукты, предлагаемые на рынке молочной органики, - питьевое молоко и йогурты. Выпускается и инновационная продукция: ароматизированное молоко, йогурты в греческом стиле, Kefir, масла, свежие сливки, сыры.
Высокие требования к производству органического молока делают на сегодня нецелесообразным ведение этого бизнеса в стране. Для России гораздо более важным является увеличение объемов получения и повышение качества молока. Российский потребитель на сегодня слишком беден и мало просвещен, чтобы приобретать экологически чистую продукцию с теми же органолептическими свойствами, что и обычная, но по более высоким ценам.
Перспективы производства органической молочной продукции в России есть. Непременное условие этого - полное удовлетворение потребности молочных предприятий в молоке, отвечающем европейским требованиям качества. Только после этого российский производитель начнет ориентироваться на производство органического молока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Органическая пища - это продукты, полученные в результате технологии органической агрокультуры, которая предполагает использование только естественных средств и способов получения, переработки и хранения пищевых продуктов. О подлинности такого продукта свидетельствует маркировка - один из знаков европейских сертификационных органов.
Органический продукт - это, в первую очередь, сертифицированный продукт, который не содержит остатков химических удобрений, химических средств защиты растений, пестицидов, химических консервантов. В таком продукте отсутствуют различные улучшители вкуса, подсластители, ароматизаторы, созданные химическим путем.
Органическим может быть, как продукт животноводства, так и растительный продукт, а объединяет их бережное отношение к сельскохозяйственным ресурсам. Животных необходимо содержать в условиях, максимально приближенных к естественным: птицы не должны находиться в клетках, коров нельзя помещать в тесные стойла и т.п. Кроме того, не должно производиться лечение антибиотиками и другими химическими лекарствами, животные не должны получать гормональные добавки к пище, которые ускоряют рост, корма, содержащие животные компоненты, или генетически модифицированные корма.
Растительные продукты выращиваются без химических средств и удобрений, насекомые-вредители собираются только вручную, без использования специального опрыскивания. В процессе переработки сырья также исключается использование различных искусственных добавок.
Индустрия органики предлагает альтернативу практически каждому продукту, представленному на традиционном рынке. Ассортимент продукции широкий и включает не только продукты питания, но и одежду, косметику.
Статистические данные свидетельствуют о постепенном увеличении доли органических продуктов питания в общем объеме продаж всех продуктов питания.
Органическое молоко - продукт органического животноводства. В экологическом животноводстве предъявляются высокие требования к содержанию, отбору питанию скота.
Основной метод хранения органического молока - пастеризация. Срок хранения органического молока - две недели. Вместо искусственных консервантов используют натуральные аналоги - соль, специи, лимонный сок, винный уксус. Помимо этого применяется обработка перегретым паром для сохранения полезных веществ молока. Для упаковки органического молока применяется экологически чистая упаковка - ПЭТ, которая в последнее время заменяется PLA - упаковкой.
Рынок органических молочных продуктов бурно развивается. До 2001 г. европейский рынок молочной органики активно рос, примерно на 25 % ежегодно, в последующие годы темпы роста замедлились. Основная причина этого - неуравновешенность предложения и спроса. Основные продукты, предлагаемые на рынке молочной органики, - питьевое молоко и йогурты. Выпускается и инновационная продукция: ароматизированное молоко, йогурты в греческом стиле, Kefir, масла, свежие сливки, сыры.
Перспективы производства органической молочной продукции в России есть. Но для его развития необходима соответствующая законодательная база и появление достаточного количества аккредитованных сертифицирующих органов, соответствующих международным стандартам, а также хорошая информационная и маркетинговая поддержка органических продуктов. На данный момент для России гораздо более важным является увеличение объемов получения и повышение качества молока. Российский потребитель на сегодня слишком беден и мало просвещен, чтобы приобретать экологически чистую продукцию с теми же органолептическими свойствами, что и обычная, но по более высоким ценам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Горбачёва, А. Натурпродукт для бедных и богатых / А. Горбачёва // Независимая газета - 2008 - №128 - С. 5
2. Гордышевский, С.М. Что в надписи тебе моей? Или как покупатель за правдой ходил.../ С.М. Гордышевский // МОС (Методы оценки соответствия). - 2009 - №2 - С. 25-27
12. Рубанов, И. Не ешьте что попало / И. Рубанов // Эксперт - 2007 - №7 - С. 26
13. Рубанов, И. Без правил никак / И. Рубанов // Эксперт - 2007 - № 37 (578) - С. 45
26. Стребков, С., Технологический процесс доения коров и качество молока - взаимосвязаны. [Электронный ресурс] : [Компания ПЕПМАКС Сервис СНГ] / С. Стребков, Н. Калмыков, Н. Прокопьева - Режим доступа: URL: http://www.moloko.cc/view_news.php?id=11-08-2006
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5