Рефераты. Структура питания населения России

p align="left">Рассмотрим некоторые из тем первого модуля курса "Разговор о правильном питании". Так, тема "Самые полезные продукты" направлена на формирование у детей представления о значимости различных продуктов питания для здоровья. В содержании курса нет деления на полезные и вредные продукты (что нередко можно встретить в других обучающих курсах). Авторы "Разговора о правильном питании" намеренно избегают такого резкого деления, ведь при этом оценки, сделанные учителем в ходе занятия, могут противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить школьнику о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак и ужин? Поэтому авторы предлагают оценивать продукты как очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно); полезные, но употребляемые не каждый день; и те, которые есть можно, но нечасто.

Увы, полезность того или иного продукта, блюда далеко не всегда определяет его популярность среди детей. Какой малыш добровольно откажется от шоколадки в пользу овсяной каши, даже если он знает, что каша поможет ему стать сильным и крепким?

А что, если ребенок сам будет контролировать свой рацион? Одно из заданий включает в себя заполнение специального дневника, где нужно записывать или наклеивать изображения самых полезных продуктов и блюд, которые малыш съел в течение дня. Никто не запрещает ребенку есть любые блюда, но в дневнике должны быть отмечены только самые-самые. Так, незаметно для самого себя ребенок привыкает оценивать полезность своего ежедневного рациона. В конце недели подводятся итоги - кто в классе или группе набрал больше всего очков. А кому же из малышей не хочется победить в соревновании!

Выполняя игровое задание, дети приглашаются в магазин одного из героев курса - дяди Саши. Они должны собрать для себя корзину самых полезных продуктов. Для этого могут быть использованы рисунки и наклейки из тетради; муляжи продуктов. Однако наиболее эффективной формой организации такого занятия является экскурсия в настоящий продуктовый магазин. При этом у ребят не только формируются практические навыки выбора продуктов, но ими осваиваются правила формального общения (в данном случае с продавцом, кассиром и т.д.).

Тема "Как правильно есть" направлена на формирование у школьников представления о гигиене и режиме питания. Здесь также используется дневник. В ходе занятия учащиеся выделяют для себя пять основных правил гигиены питания: "Мою руки перед едой с мылом", "Мою фрукты и овощи перед едой", "Ем небольшими кусочками, не тороплюсь", "Не разговариваю во время еды", "Ем в меру". Затем ребята фиксируют в дневнике выполнение этих правил: если правило соблюдается в течение всего дня - в специальной графе ребенок приклеивает большую наклейку-"улыбку", если малыш в какой-то момент забыл выполнить правило - "улыбка" поменьше, ну а если правило выполнялось только один раз в течение дня (каждый из нас имеет право на ошибку) - прикрепляется самая маленькая "улыбка". Таким образом, у малышей формируются полезные навыки самоконтроля и самооценки. Дело в том, что традиционно с самого раннего возраста ребенок привыкает к внешней оценке (со стороны родителей, учителей и т.д.). Между тем, реализация установки на здоровый образ жизни невозможна, если ребенок не умеет прогнозировать и оценивать предполагаемые результаты собственного поведения. Это, в свою очередь, позволит ребенку избегать форм поведения, причиняющих вред здоровью, сознательно делая выбор в пользу сберегающего здоровье поведения.

Тема "Из чего варят каши" рассказывает детям о полезных свойствах этого блюда - прекрасного варианта завтрака (очень полезно, недорого и просто в приготовлении). Однако в большинстве семей каша сегодня не входит в ежедневный рацион питания, поскольку, как уверяют мамы, их дети "не любят каши". Можно ли сделать так, чтобы каша понравилась детям? На занятиях ребята узнают о том, как превратить привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. Взрослый вначале рассказывает детям о том, какие добавки используются для каш (изюм, орехи, чернослив и т.д.). Затем дети при помощи специальных рисунков в тетради "готовят" для себя каши (в нарисованные тарелки ученики приклеивают наклейки с изображениями добавок или рисуют эти добавки) и придумывают им названия.

В классе или группе детского сада может быть организован конкурс "Самая вкусная каша". По договоренности с сотрудниками столовой или с помощью родителей готовится несколько видов каш. Команды ребят, используя добавки, придумывают свои варианты каш и названия к ним, а затем угощают своих товарищей.

Как показывает практика, одного такого занятия достаточно для того, чтобы отношение к кашам и завтраку вообще у ребят кардинально изменилось. Это блюдо становится у них одним из самых любимых, а родителям уже не нужно заставлять ребенка завтракать. Интересна и реакция родителей, которые отмечают: "Мы сами многое узнали для себя", "Я тоже не любил(а) кашу, но теперь с удовольствием ем ее вместе с сыном".

При рассмотрении темы "Плох обед, если хлеба нет" рассказывается об основных блюдах ежедневного обеда, при этом предпочтение отдается полезным, но недорогим, доступным для каждой семьи. Дети узнают о том, как самые привычные и не очень любимые продукты могут помочь им стать красивыми и здоровыми. Выполняя одно из заданий темы, дети должны составить свой вариант обеда из полезных блюд. Оценку таким занятиям давали работницы школьной столовой: "Припущенная рыба - одно из самых полезных, но и самых непопулярных блюд у младших школьников. Однако после вашего занятия произошло чудо - я боялась, что они у меня эту рыбу вместе с костями съедят".

Правильное питание предполагает регулярность. Ребенок должен знать, что в течение дня нужно есть 4 раза, желательно в одно и то же время. Чтобы научиться "есть по часам", в специальной тетради на нарисованном циферблате малыши должны указать время завтрака, обеда, полдника и ужина, а еще - придумать веселые стихи-зазывалочки, при помощи которых можно было бы собирать всех членов семьи за общий стол (например: "Девять утра, девять утра - завтракать пора", "Всем привет - настал обед!" и т.д.).

Темы "Где найти витамины весной", "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты", "Каждому овощу свое время" знакомят детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья. Дети получают представление о наиболее распространенных продуктах - источниках витаминов, узнают о том, какие продукты могут использоваться в качестве кладовой витаминов зимой и осенью. Сами занятия строятся в виде игры-соревнования: дети отгадывают кроссворды, загадки и т.д.

Выполняя одно из заданий, дети учатся самостоятельно выращивать лук на подоконнике. Но лук этот оказывается необычным - он выращивается в цветной баночке из-под йогурта, на луковичку ребята прикрепляют "глазки" и "улыбку", а на выросший зеленый "хвостик" - бантик или шляпку. Такая веселая луковичка может стать замечательным украшением стола. В рамках программы проводится два конкурса - для педагогов и детей. Ребята рисуют плакаты или готовят поделки, иллюстрирующие законы правильного питания. Учителя, воспитатели могут представить свою разработку темы, входящей в программу, а могут предложить новый вариант темы. Конкурсные разработки позволили значительно расширить содержательный компонент программы, дополнить ее. Работы лауреатов конкурса включаются в методическое пособие, которое ежегодно переиздается.

4. Современные подходы к кoррeкции нарушения статуса питания

Структура питания россиян в последние годы характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов, что приводит к значительному ухудшению фактического питания в стране - как в отношении энергетической ценности, так и химического состава питания. Отмечается значительный дефицит в рационе полноценных белков, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов при избыточном потреблении углеводов.

Такое положение оказывает выраженное негативное влияние на уровень здоровья и работоспособности населения и требует принятия неотложных и адекватных мер по рационализации питания, то есть обеспечения соответствия химического состава пищевых рационов потребностям организма.

Поэтому важными направлениями правительственной политики в области здорового питания населения страны, как это следует из концепции, принятой правительством Российской Федерации в 1998 г., является производство обогащенных эссенциальными нутриентами продуктов массового потребления, создание технологий качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующим потребностям организма человека, в том числе продуктов с лечебно-профилактическим действием.

Однако реальное состояние пищевой промышленности в нашей стране показывает, что по многим объективным и субъективным причинам реализация этой концепции не может быть осуществлена в ближайшее время.

Поэтому эффективным способом улучшения качества питания, как это практикуется во многих странах мира для профилактики и лечения различных заболеваний, в том числе связанных с нарушениями статуса питания, является использование биологически активных добавок (БАД) к пище, употребление которых оказывает благоприятное воздействие на функциональное состояние, обмен веществ и иммунорезистентность организма.

Именно БАД необходимо использовать как можно более активно, учитывая, что спектр их применения очень широк и разнообразен.

Примером научных разработок в данном направлении, которые, как показывает практика их применения, успешно используется для профилактики и лечения различных нарушений статуса питания, является продукция фирмы “Виталайн”.

В первую очередь это относится к Кембриджскому питанию, уникальный химический состав которого при незначительной энергетической ценности продукта удовлетворяет потребность организма человека во всех эссенциальных (незаменимых) питательных веществах и оказывает позитивное влияние на весь спектр обменных процессов к организме.

Важным достоинством этого питания является его разнообразие, так как при изготовлении различных продуктов (блюд) учитывались все психофизиологические стереотипы, сложившиеся у людей при потреблении той или иной пищи. В настоящее время выпускается широкий ассортимент продуктов, который включает различные первые блюда, овсяную кашу, пудинги, коктейли. Это позволяет полностью устранить такой недостаток, присущий искусственным смесям, как их приедаемость. Кембриджские продукты быстро утоляют голод и обеспечивают хорошую насыщаемость.

И, наконец, еще одним достоинством этого питания является то, что в течение длительного времени его можно использовать как самостоятельно, так и в сочетании с другими продуктами, входящими в состав повседневного рациона и стандартных лечебных диет.

Использование Кембриджского питания, особенно в сочетании с БАД, как показывают результаты его применения при лечении ожирения и при реабилитации лиц с дефицитом массы тела (белково-энергетической недостаточностью), оказывает положительное влияние на нормализацию показателей, характеризующих состояние структуры, функции, адаптационных возможностей и резервов организма, хотя естественно, что рекомендации по их использованию значительно шире.

Заключение

В обобщенном виде оценка состояния продовольственного обеспечения населения определяется:

- физической доступностью продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;

- экономической доступностью продовольствия - уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;

- безопасностью продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.

В настоящее время наличие основных ресурсов сельскохозяйственной продукции и сырья, насыщенность продовольственного рынка России таковы, что в основном физическая доступность продовольствия обеспечена, по крайней мере, на минимальном уровне потребления.

Необходимо отметить, что при общем удовлетворительном уровне насыщенности продовольственного рынка системно возникают ситуации с краткосрочным дефицитом тех или иных видов продовольствия в отдельных регионах, а потребители не защищены от резких колебаний цен на продовольствие.

Это связано с рядом факторов. В их числе: - различный уровень развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в регионах России; - неразвитость инфраструктуры рынка; - высокие тарифы на перевозки и нехватка железнодорожного подвижного состава; - олигополизация продовольственных рынков в ряде регионов; - высокие барьеры доступа производителей на продовольственный рынок и др. При этом отсутствие необходимых оперативных резервов продовольствия у государства не позволяет оказывать достаточную помощь при ухудшении продовольственной ситуации в регионах, поддерживать стабильность на продовольственных рынках.

Рост аграрного производства обеспечил расширение объемов потребления и изменение структуры питания населения. Увеличилось потребление наиболее ценных продуктов животного происхождения и овощей при сохранении потребления картофеля и хлебобулочных изделий (табл.1). Однако дореформенный уровень потребления мясо- и молокопродуктов в ближайшие 5--7 лет, видимо, не будет достигнут.

Современный уровень потребления продовольствия в России соответствует странам с аналогичным уровнем среднедушевых доходов населения, уступая примерно на 20% уровню потребления в ЕС.

Очевидно, что в России, с ее разнообразными природно-климатическими условиями и традициями потребления продовольствия в разных регионах могут и должны складываться разнообразные модели потребления.

Основополагающим условием достижения продовольственной безопасности является рост доходов и сокращение масштабов бедности населения, который определяет экономическую доступность продовольствия.

Начиная с середины 1999 года, подъем экономики, а отчасти и государственная политика доходов, направленная на снижение масштабов бедности, обеспечили рост номинальных доходов, заработной платы и пенсий, который опережал увеличение цен на продукты питания, что расширило доступность продовольствия для различных социальных групп населения. При этом население переориентировалось на продукты с более высокой потребительской ценностью как по показателям качества, так и по удобству потребления.

Вместе с тем необходимо отметить, что сохраняется поляризация распределения денежных доходов населения как по социальным группам, так и в межрегиональном аспекте. В этой ситуации важнейшей задачей муниципального образования является создание механизмов адресной продовольственной помощи социально незащищенным группам населения, которые должны обеспечить им свободный доступ к продовольствию соответствующего качества и ассортимента независимо от уровня доходов. Программы продовольственной помощи, основанные на идеологии социальной справедливости, являются неотъемлемой частью программ продовольственной безопасности населения в большинстве развитых стран. Исторически такие программы являлись следствием попыток распределения излишков сельскохозяйственной продукции для поддержания уровня доходов фермерских хозяйств и снижения социальной напряженности в обществе.

Последние годы в России особую остроту приобрела проблема безопасности продуктов питания для потребителей, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. По оценкам Национального фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85% продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы. Такая ситуация может быть охарактеризована как весьма существенная угроза здоровью нации.

Для решения проблем продовольственной безопасности населения России помимо государственной поддержки и стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора и мер по сокращению масштабов бедности необходимо выработать и законодательно закрепить механизмы повышения доступности и качества продовольствия, исходя из задач повышения здоровья населения, предусматривая в том числе:

- развитие инфраструктуры продовольственного рынка территории и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора;

- недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организаций и учреждений, что улучшит физическую доступность продовольствия для населения в различных регионах;

- разработку системы адресной продовольственной помощи (в зависимости от уровня располагаемого дохода семьи) наиболее нуждающимся слоям населения и организацию комплексного всестороннего анализа оценки состояния продовольственной безопасности - “продовольственного мониторинга” населения;

- стимулирование перехода от производства “обезличенного” продовольствия к выпуску отечественных продовольственных товаров под торговыми марками, что поднимет качество и повысит конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей.

Список использованной литературы

1. Россия на весах продовольственной безопасности. Под ред. К.В. Новожилова. - Краснодар, Вымпел, 1999.

2. Радугин Н.П. Проблемы экономической реформы в стране. Москва: «Палея». 2004

3. Продовольственная безопасность современной России. Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики. Май-июнь 2003 г. М.: CNFA.2004. №1.

4. Российская экономика в 2003 г., тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, выпуск 21, 2004

5. Материалы Государственной Думы РФ к проекту Федерального закона РФ «О продовольственной безопасности» Экономический журнал ВШЭ - Т.4,№4, 2003.

6. Е. Серова. Влияние межрегиональных торговых барьеров на развитие агропродовольственных рынков. В кн.: Межрегиональные барьеры в Российской Федерации, социально экономические последствия и пути преодоления: европейский опыт и уроки для России. Материалы семинара, 13 марта 2003. М., Аспект, 2003.

7. Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности, - М., Агро-Пресс, 2004.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.