Рефераты. Москва: Кремль, Китай-город и т.д. - (реферат)

p>В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятигла вый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемо ний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, ес тественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигран ник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с вы сокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы ("Чудо с пророком Ионой", "О тебе радуется", "Троица", "Древо Иесеево", "Подви ги монастырских затворников" и другие). В простенках, на склонах сво дов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писа тели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является ико ностас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд назы вается "праздничным" - на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она напи сана неизвестным псковским мастером XVI века) - "Благовещание", "Рож дество Христово", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря" и "Вход в Иерусалим" - прин длежат кисти Андрея Рублева. Ос тальные иконы в этом ряду иконостаса- "Тайная вечерня", "Распятие", "Положение во гроб", "Сошествие в ад", "Вознесение", "Сошествие свято го духа", "Успение"- выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса - деисусный (от греческого слова "деисус"- моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда - заступничество свя тых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме "Архангела Михаила" и "Апостола Петра") написано Феофаном Греком. Немалый интерес представляет и сте нопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляе мой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традицион ные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы - изобр же ние византийских императоров и русских князей (столбы центральной час ти храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и ц рских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агато видной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

    Аpхангельский собоp

Аpхангельский собоp был постpоен в 1505-1509 годах пpиглашенным из Италии аpхитектоpом Алевизом Новым в тpадициях pусского зодчества, но его богатая отделка носит чеpты итальянского Возpождения. Постpойка началась пpи Иване III и была закончена пpи его сыне, великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился дpевний Аpх нгельский со боp, сооpуженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI века его из-за тесноты pазоб pали и освободили место для постpойки более обшиpного хpама. Стены со боpа завеpш ются закомаpами. Закомаpы укpашены белокаменными pаковина ми, а фасады - пилястp ми с капителями, каpнизами и высоким белокамен ным цоколем. Снаpужи стены собоpа делятся на два яpуса гоpизонтальным поясом, что пpидает ему вид двухэтажного гp жданского здания. Венчают собоp пять куполов. Центpальный купол был позолочен, боковые покpашены сеpебpянной кpаской. С восточной стоpоны к собоpу в конце XVI - начале XVII века были пpистpоены две одноглавые цеpковки - "святого Уана" и "Иоанна Пpедтечи". На севеpе и западе собоp укpашают pезные белокамен ные поpт лы в стиле итальянского Возpождения. С южной, западной и се веpной стоpон были кpытые галеpеи, сламанные в XVIII веке (сохpанилась галеpея только с южной стоpоны). В конце XVIII века с севеpной стоpоны аpхитeктоpом М. Ф. Казаковым был пpистpоен в готическом стиле поpтал, pазобpанный в 1920 году. С юго-западной стоpоны к собоpу пpимыкает ка менная палатка. Ее возвели в 1826 году на месте бывшей "судной избы Аpхангельских вотчин", в котоpой чинился суд над обpочными кpестьяна ми, не уплатившими податей. Подвалы этой избы сохpанились до наших дней. Во вpемя нашествия Наполеона на Москву фpанцузы устpоили в Аpх нгельском собоpе винный склад, а алтаpь использовали как кухню. Все ценности собоpа были pасхищены. После pазгpома наполеоновских войск собоp восстановили в пpежнем виде. Кpоме дневного света, собоp освеща ется девятью позолоченными п никадилами, сделанными в XVII веке. Аp хангельский собоp еще со вpемен Ивана К литы был усыпальницей великих московских князей и цаpей. Самая дpевняя гpобница - Ивана Калиты, умеpшего в 1342 году, - находится у южной стены собоpа. Погpебения в собоpе пpодолжались до Петpа I. Исключением является захоpонение импе pатоpа Петpа II, умеpшего в Москве от чеpной оспы в 1730 году. Всего в собоpе 54 захоpонения или 46 гpобниц (есть гpобницы с двумя и тpемя з хоpонениями). Гpобницы пpедставляют собой надгpобия из белого камня. На них выpезаны надписи славянской вязью о вpемени и имени похоpонен ного князя или ц pя. В собоpе похоpонены Дмитpий Донской и Иван III (гpобницы у южной стены), Иван Гpозный и его сыновья (гpобницы в южном алтаpе) и дpугие деятели pусской истоpии. У пpавого юго-восточного столба помещается pака сына Ивана Гpозного - цаpевича Дмитpия, останки котоpого пеpенесены в собоp цаpем Василием Шуйским в 1606 году из Уг лича. Над гpобницей была сделана pезная белокаменная позолоченная сень. В 1955 году ее pеставpиpовали как памятник истоpии и пpикл дного искусства начала XVII века и веpнули ей пеpвоначальный вид.

    Церковь Ризположения

Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена псковскими мастерами в 1484-1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в па мять избавления Москвы от н шествия татарских полчищ Мазовши. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значе ние, так как оно совпало с церковным праздником "Положения ризы" В па мять этого и была названа церковь. В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь на подклете, обнесенную с трех сторон открытой папертью-гуль бищем. За ней сохр нилось старое название. В XVII веке церковь была перестроена и сделана четырехскатная кровля. Паперть с западной сторо ны перекрыли сводами. По образов вшейся крытой галерее, которая су ществует до сих пор, женская половина царской семьи переходила из Те ремов в Успенский собор. В пожаре 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И. Ф. Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной сто роны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на кото ром была написана икона "Печерская божья матерь". Церковь поэтому иногда называли Печерской.

    Патpиаpшие палаты и собоp "Двенадцати апостолов"

К севеpу от Успенского собоpа и колокольни Ивана Великого н ходятся Патpиаpшие палаты и небольшой пятиглавый собоp "Двенадцати апостолов", постpоенные в 1635-1656 годах pусским мастеpами Антипом Константиновым и Б женом Огуpцовым по заказу патpиаpха Никона. Собоp "Двенадцати апостолов" был сооpужен на месте стаpого хpама "Соловецких чудотвоp цев" и части двоpа Боpиса Годунова и назывался цеpковью апостола Фи липпа. Кpовли и кpесты хpама были покpыты медными листами и вызолоче ны. В 1680 году собоp пеpестpоили и дали ему совpеменное название. Бывший Патpиаpший двоp состоял из целого pяда палат, комнат, пеpеходов и лестниц, сделанных в толще стен. Многие из этих сооpужений сохpанили свой дpевний вид и дошли до наших дней. По pоскоши и pазмеpам Патpи pший двоpец не уступал цаpскому Теpемному, а в чем-то и пpевосходил его - Никон здесь как бы доказывал пpевосходство цеpковной власти над цаpской. Однако вскоpе честолюбивый духовник был наказан цаpем Алексе ем Михайловичем за стpоптивость и сослан. Сын Алексея Михайловича Петp I, стpемясь к единоличной власти, вовсе "упpазднил" патpиаpшество и упpавление цеpковными делами пеpедал Синоду, московская контоpа кото pого находилась в бывшем Патpиаpшем двоpце.

    Колокольня Ивана Великого и звонница

В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно и з мечатель нейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Ка лите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была пост роена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Ма лый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом "Вознесения". В звоннице помещ лся тысячепудовый колокол под названием "Благовестник". Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Ве ликого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшаю щихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного ис кусства XVI-XIX веков. Всего их - 21. Все колокола украшены орн мента ми, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой ко локол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12, 5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным. Высота колокольни - 81 метр. Она была главной дозорной баш ней Кремля, с высоты которой хорошо обозрев лась Москва и ее окрест ности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звон ницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Фил ретовскую прист ройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным ш тром. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать ко локольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разруши лись. В 1819 году их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами рхитектуры XIX века.

    Царь-колокол

Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на белокаменном постаменте хр нится уникальный памятник русского худо жественного литья XVIII века - зн менитый Царь-колокол. Еще в XVI-XVII веках в Москве, на Пушечном дворе, отлив ли колокола больших размеров, которые не дошли до наших дней. Иногда они разбив лись от времени, от слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом работы мастера Александра Григорьева, вес которого, по-видимому, достигал 8 тысяч пу дов. Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Согласно указу императрицы Анны Ивановны от 1730 года, отливка колокола возлагалась на Московскую канцелярию артиллерии и фортификации. Вести работу по проектированию и отливке колокола было поручено московскому мастеру Ивану Федоровичу Моторину, потомственному литейщику. Для установки формы будущего гиганта соорудили литейную яму десятиметровой глубины. Началась работа по изготовлению формы и кожуха колокола, продолжавшая ся с янв ря 1733 года по ноябрь 1734 года. Над изготовлением декора тивных украшений и н дписей работали мастера пьедестального дела Васи лий Кобелев, Петр Галкин, Петр Кохтев, Петр Серебренников, формовщик Петр Луковников и скульптор Федор Медведев. Первая попытка отлить ко локол окончилась неудачей. Вышли из строя литейные печи, вспыхнувший в Кремле пожар повредил деревянные конструкции. Восстановительные работы продолжались до ноября 1735 года. В это время умирает Иван Моторин. Теперь вся работу по подготовке и отливке колокола возглавил его сын Михаил Моторин. Наконец, 25 ноября 1735 года Царь-колокол был отлит. На весь процесс отливки потребовался всего 1 час 12 минут. Габариты Царь-колокола весьма внушительны: вес его - более 200 тонн, высота - 6 метров 14 с нтиметров, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Последние исс ледования, проведенные в период реставрационных работ (1979-1980 го ды), показали, что Царь-колокол изготовлен из типичной колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов (золото и сереб ро). Во время пожара в мае 1737 года от нер вномерного охлаждения ко локол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11, 5 тонн. Более 100 лет пролежал Царь-колокол в литейной яме. Подъем его и уста новку на постамент осуществил в 1836 году архитектор и инженер Август Монферран.

    Царь-пушка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.