Рефераты. Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков - (реферат)

p>Похоронили его на Даниловском кладбище. А в 1948 году прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

В. В. Стасов, в некрологе на смерть П. М. Третьякова, писал: "Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни".

Государственная Третьяковская галерея(ГТГ) основана в 1856 году Павлом Михайловичем Третьяковым. Поставив себе еще в молодые годы цель создать музей русской национальной школы живописи, он посвятил этому свыше 40 лет жизни.

Ценя в искусстве, прежде всего художественную правду, Третьяков сблизился с демократически настроенными художниками-реалистами, произведения которых стали основой его собрания. С созданием в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего многих из этих художников, Третьяков стал его убежденным и преданным сторонником. Под влиянием передвижников и их демократической эстетики окончательно сложились взгляды Третьякова на искусство как на силу, служащую духовному и нравственному прогрессу общества. Большое влияние на Третьякова-собирателя оказал идеолог передвижничества художник И. Н. Крамской.

Третьяков находился в дружеских отношениях со многими передвижниками, поддерживал их морально и материально. Многолетними целенаправленными покупками наиболее значительных произведений В. Г. Перова, В. М. Максимова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и других передвижников, составил лучшую по полноте и качеству коллекцию их работ, которая является основой собрания.

Обладая большой прозорливостью и художественным чутьем, Третьяков приобретал в 1880-е -1890-е годы произведения, отмеченные поисками новых путей в искусстве (В. А. Серова, М. В. Нестерова, А. Н. Бенуа и др. ). С начала 1870-х годов систематически собирал работы старых русских мастеров XVIII - I половины XIX вв. , с начала 1890-х - древние иконы, одним из первых оценив их как высокохудожественные памятники русского искусства. Собрал небольшую коллекцию русской графики (преимущественно работы собственно живописцев) и русской скульптуры

    2-й половины XIX века.

Исходя из гражданственных и просветительских устремлений, в рамках коллекции собирал портреты выдающихся русских людей - покупал уже имеющиеся, заказывал специально художникам-современникам (В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др. ).

В 1892 году передал все собрание (1287 произведений живописи, 518 - графики, 9 - скульптуры) вместе с завещанной ему коллекцией брата, С. М. Третьякова (произведения западноевропейских мастеров и ряд работ русских художников), а также свою часть дома в Лаврушинском переулке в дар городу Москве, оставив за собой право на пожизненное попечительство и пользование жилой частью дома. Продолжая собирательскую деятельность в 1893 - 1897 гг. , принес в дар галерее свыше 220 произведений русской живописи и графики.

Первоначально коллекция размещалась в жилых комнатах дома Третьякова в Лаврушинском переулке, после 1872 года в специально пристраиваемых к нему помещениях, которые в разные годы возводились по мере роста собрания (иконы при жизни Третьякова находились только в доме). В 1902 - 1904 гг. по проекту В. М. Васнецова был возведен главный фасад, связавший воедино дом и пристройки. В1874 году в первой пристройке Третьяковым была создана первая экспозиция, открытая, хотя и ограниченно, для публики (свободное посещение с 1881 года). Уже в дореволюционное время ГТГ стала самым популярным и посещаемым музеем России, которое русское общество воспринимало как общенациональный "народный музей". Посещаемость до I-й Мировой войны составляла до 100000 в год. После смерти П. М. Третьякова Галереей в 1899 - 1918 гг. управлял Совет, подотчетный Московской Думе и состоявший из художников, представителей семьи Третьяковых и гласных Думы. В 1913 году попечителем Галереи стал известный художник, историк искусства и реставратор И. Э. Грабарь, который осуществил перестройку экспозиции по историко-хронологическому принципу. После Октябрьской революции Галерея декретом Совета Народных комиссаров была национализирована (1918г. ) и стала из муниципального официально общегосударственным музеем. В этот период в собрание Галереи поступили крупные национализированные коллекции родовой аристократии и буржуазии из помещичьих усадеб и городских особняков, а также собрания ряда упраздненных музеев. Постоянно ведутся закупки, поступают отдельные произведения и целые коллекции в дар. В том числе от зарубежных соотечественников. На основе национализированных частных коллекций и ценных древних произведений, выявленных сотрудниками Галереи и государственных реставрационных мастерских в закрытых церквях и монастырях, было создано крупное собрание русской иконописи. В годы Великой Отечественной войны собрание галереи было эвакуировано в Новосибирск и в Пермь.

В советское время ГТГ были переданы примыкающие к ней особняки, строения и церковь, возведено несколько новых пристроек для экспозиционных залов. В 1960-е - 1970-е гг. посещаемость достигла 1, 5 млн. в год, а собрание возросло до 90000 произведений.

Разновременность построек комплекса ГТГ и огромный рост собрания и посещаемости способствовали физическому и моральному износу здания. Поэтому в 1982 - 1994 гг. была проведена генеральная реконструкция комплекса. Она началась со строительства в 1982 - 1985гг. насущно необходимых для галереи Депозитария (хранилища фондов) и в 1986 - 1988 гг. - инженерного корпуса, где разместилось не только оборудование, обеспечивающее в главном здании музейный климат, но и конференц-зал, лекционный зал, помещения детской студии АИС, а также выставочные залы.

В 1985 - 1994 гг. была осуществлена реставрация, реконструкция и полное инженерно-техническое переоборудование основного здания, создавшие необходимые условия для обеспечения сохранности и улучшения экспонирования произведений, большие удобства для зрителей. Перекрытие внутренних дворов дало некоторый прирост общей площади, позволивший решить некоторые архитектурно-планировочные, технические и экспозиционные задачи. При реконструкции были сохранены части здания, имеющие историческую и мемориальную ценность, и его стилистически единый внешний облик.

В 1994 году Третьяковская галерея в ее обновленном облике открылась для посетителей.

Собрание ГТГ насчитывает сейчас более 100 тысяч произведений и включает несколько исторических разделов:

Собрание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке представляет русское искусство XII - XX веков и делится на шесть разделов:

    Живопись и скульптура XVIII - первой половины XIX;
    Живопись и скульптура второй половины XIX века;
    Живопись и скульптура рубежа XIX - XX веков;
    Графика XVIII - начала XX веков. Рисунок, акварель;
    Ювелирное искусство. Конец XIII - начало XX века;
    Древнерусское искусство XII-XVIII веков.
    Живопись и скульптура XVIII - первой половины XIX;

Раздел, посвященный XVIII веку, рассказывает о начальном периоде развития изобразительного искусства еще в петровское время. Реформы

Петра I имели огромное значение в истории нашего государства: они были направлены на преодоление остатков средневековой отсталости, и живопись, освобождаясь от традиционных религиозных тем, приобретает ярко выраженный светский характер. На первое место выдвигается портретный жанр со свойственной ему в то время парадностью и пышностью.

Живопись первых русских портретистов (И. Никитин 1688 - 1741) запечатлевала человека Петровской эпохи. Рождается живопись, где точность изображения, сочетается с непосредственным и несколько наивным поэтическим восприятием мира (И. Вишняков, И. Аргунов, А. Антропов).

Со временем внутренняя жизнь человека передается в портрете все с большей достоверностью и глубиной характеристик (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, скульпторы Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос). Произведение Д. Левицкого “Портрет П. А. Демидова”, “Портрет Екатерины II”при всей своей сдержанности отмечены парадностью, но главное внимание портретиста приковывают индивидуальные черты человека. В эпоху классицизма усиливается внимание к историческим темам (А. Лосенко, П. Соколов, И. Акимов–яркие представители академического направления в живописи). Появляются произведения бытового жанра (И. Фирсов, М. Шибанов).

Первая половина XIX века ознаменована творческими взлетами таких гигантов, как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, М. И. Глинка, А. А. Иванов. То была эпоха нового национального подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 года, выступлением“дворянских революционеров” против деспотизма самодержавия и крепостничества. И в изобразительном искусстве зрели новые силы, которые в дальнейшем разрушили обветшалые, архаические формы официального академизма.

Постепенно, уже в начале XIX века, универсальный стиль классицизма уступает место романтическому мироощущению. Естественность характера и свобода чувств частного человека (В. Тропинин) в поздних портретах К. Брюллова достигает глубины психологического анализа. Создаются полотна, которые становятся явлением духовной жизни общества ("Последний день Помпеи" К. Брюллова", Явление Христа народу" А. Иванова). Если К. Брюллов (1799–1852) впитал все лучшее, что было создано до него его современниками, и поднялся на новую вершину искусства, показав себя приверженцем реализма, то творческая жизнь величайшего художника А. Иванова (1806–1858) без остатка была отдана созданию монументального искусства подлинно реалистического плана. Заметно усиливается интерес к национальным и народным мотивам (А. Венецианов и его ученики). Жанровая живопись Венецианова (1790–1847) говорила о событиях повседневной жизни, о простых людях, обнажая быт и нравы народные, являлось передовым форпостом русской реалистической школы. Академическая выставка 1849 года, где три картины П. Федотова имели большой успех, подтвердила, что живопись "народных сцен" становится все более актуальной.

    Живопись и скульптура второй половины XIX века

Вторая половина XIX века, особенно со второго десятилетия, знаменует собой новую полосу в истории России и ее культуры. В изобразительном искусстве расцветает своя русская национальная школа живописи, скульптуры и графики. В искусстве господствующим методом становится реализм.

В основе этого метода лежит правдивое отображение действительности, проникновение в сущность раскрываемого явления, показ типического, закономерного в жизни, при глубокой его индивидуализации.

Реалистический метод в искусстве, вместе с тем, дает возможность художнику с наибольшей силой показать свою индивидуальность, особенности своего таланта. В те года реалистический метод в русском искусстве носит остро критический характер. То было время начала, а затем и расцвета критического реализма. Вторая половина XIX века в русском изобразительном искусстве - время напряженного и плодотворного развития. На рубеже 1850-1860-х годов молодое поколение художников вырабатывает новую эстетику. На смену поэтическому восприятию мира приходит его критическое осмысление и желание силой искусства способствовать преобразованию жизни.

Наиболее отчетливо это проявлялось в картинах бытового жанра, с его большими возможностями отражения действительности (В. Якоби, В. Пукирев, И. Прянишников). При этом многие работы жанристов несут в себе душевную теплоту и сочувствие к героям произведений (А. Морозов, В. Перов, Л. Соломаткин, В. Максимов).

В1870 году художники объединились в Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее важную роль в развитии демократической живописи и противостоянии салонно-академическому искусству. В эти десятилетия идут поиски и утверждение высокого нравственного идеала. Психологические портреты, исполненные В. Перовым, И. Крамским, Н. Ге, И. Репиным, выражают сложный, многообразный духовный мир человека. Извечные темы нравственного долга перед обществом, поиска истины жизни, человеческих страданий, гармонии и любви нередко находили воплощение в религиозных сюжетах, в образе Христа (И. Крамской, Н. Ге, В. Поленов).

Художники-передвижники, используя все жанры живописи, стремились выразить сложность современного мира, драму исторических коллизий, постигнуть глубины сущности человека, наконец, передать красоту русской природы (Н. Ярошенко, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан).

    Живопись и скульптура рубежа XIX - XX веков

Рубеж XIX-XX веков - время художественных открытий, появления новых течений и группировок. Лозунгом искусства становятся слова Ф. М. Достоевского "Красота спасет мир".

Красота бунта (М. Врубель) и религиозного смирения (М. Нестеров), исторического прошлого ("Мир искусства", А. Рябушкин, Н. Рерих) и вымышленного, ирреального мира мечты (В. Борисов-Мусатов), национальный идеал (Ф. Малявин, К. Юон) сложно сосуществуют, рождая многообразие художественных концепций. Язык живописи обогащается открытиями импрессионизма и стиля модерн (В. Серов, К. Коровин и др. ).

    Графика XVIII - начала XX веков. Рисунок, акварель.

В залах размещается сменная экспозиция графических работ русских художников (акварель, рисунок, печатная графика и др. ). В отличие от масляной живописи, эти произведения чрезвычайно чувствительны к свету, а потому и могут находиться в экспозиции лишь короткое время.

Вначале восемнадцатого столетия решительно меняется отношение человека к окружающему миру. Одним из средств отражения действительности стала в то время гравюра. В произведениях преобладают батальные сюжеты, пейзаж городской и "дикой" природы, порожденные военными событиями и строительством Петербурга. Графические работы нового времени отличает проникновенная выразительность. Получают развитие рисунок и акварель на темы истории, мифологии и различных аллегорий, в то же время возникает и самобытное восприятие русской природы. Общественная ситуация начала XIX века способствовала утверждению в графике черт народности, гражданских и патриотических настроений. Рождение жанра сатиры, карикатуры, использование офорта для агитационных листков - явление, связанное с Отечественной войной 1812 года. Графика заметно обогащалась под влиянием "натуральной школы" современной ей литературы.

Целая плеяда художников работает во всех жанрах графики, создавая портреты, натюрморты, пейзажи, библейские и бытовые сюжеты. Но бытовой жанр становится во второй половине XIX века ведущим в творчестве многих выдающихся художников-графиков. Кроме того, разрабатывается журнальная и книжная иллюстрация, создаются эскизы декораций и костюмов, и т. п.

Следующее поколение художников уже в начале нашего века, успешно осваивая традиции прошлого в графике, продолжает поиск оригинальных стилевых решений.

    Ювелирное искусство. Конец XIII - начало XX века.

Ювелирное искусство или золотое и серебряное дело, как оно называлось на Руси, зарождалось в глубине веков славянского язычества, в окружении, в разные эпохи, скифского, скандинавского, угро-финского мира. На почве традиционного ремесла, с принятием христианства в X веке, ювелирное искусство Древней Руси развивалось в едином русле византийской культуры, тесно соприкасаясь с романским западом и мусульманским востоком.

Разнообразные технические приемы позволяли ювелирным мастерам с помощью удивительных сочетаний драгоценных металлов и драгоценных камней достигать особой выразительности при изображении сложных орнаментальных узоров. Эти материалы не только украшали иконы, книги, ткани, сосуды и т. д. , но и служили важным компонентом в храмовом, церковном искусстве при создании символических образов божественного мира, его красоты и славы.

В галерее представлены иконы в серебряных окладах, шитье жемчугом, богослужебные книги, обложенные позолоченным серебром, камнями и эмалями; предметы церковной утвари - кресты, образки, чаши, дарохранительницы.... Из фонда декоративно-прикладного искусства впервые показано светское серебро петровского и екатерининского времени, мастерских XIX - начала XX века. Из фонда графики - миниатюрные портреты, исполненные поэзии и романтизма, обрамленные золотом и серебром.

Экспозиция дает возможность не только познакомиться с произведениями ювелирного искусства, но и, являясь отчасти продолжением экспозиции иконописи, представляет замечательный ряд русских икон XIV - начала XX века.

    Древнерусское искусство XII-XVIII веков.

В экспозиции древневекового искусства представлено более 200 произведений иконописи, скульптуры, монументальной живописи, прикладного искусства, дающих полное и исчерпывающее представление о лучшей в мире коллекции древнерусского искусства XI-XVIII веков.

Экспозиция отражает всю историю древнерусского искусства на протяжении семи веков, становление и развитие крупнейших мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова.

В Третьяковской галерее представлены работы Феофана Грека иконами “Успение” и “Преображение”. Они выделяются острой напряженностью образов, строгим и лаконичным компоцизионным строем, широкой живописной манерой художника-монументалиста, сильными цветовыми и светотеневыми контрастами. Здесь можно увидеть прославленные святыни и чудотворные иконы Богоматери, в том числе "Богоматерь Владимирскую", привезенная в начале XII века из Византии в Киев, а в 1155 году икона была поставлена в Успенский собор Московского Кремля, и "Богоматерь Донскую" и известную всему миру самую прекрасную русскую икону "Троицу" Андрея Рублева, который вошел в историю не только нашего, но и мирового искусства. Эту икону он написал в память Сергия Радонежского для собора Троице-Сергиевой лавры.

Сила рублевской “Троицы” в ее благородных и человеколюбивых устремлениях. Его дивные краски– нежные, деликатные. Весь строй живописи – в высокой степени поэтичный, чарующе прекрасный. Иконы XVI и XVII веков, представленные в Третьяковской галерее, отмечены отходом от строгих традиций простоты и ясности образа. Здесь уже появляются аллегории и символика, осложняющие представления о реальности образа. Иконы строгановской школы ( конец XVI и начало XVII века) характерны обилием выписанных подробностей, тяготением к занимательному, рассказному жанру. В XVII веке иконопись, отражая свое время, все более приобретает черты светской лакированной живописи. Здесь уже меньше торжественности и раздумья, а больше изображаются лица царствующих особ.

Многие из представленных в экспозиции памятников искусства связаны со знаменательными событиями истории и выдающимися личностями нашей страны. Они являются реликвиями, неотъемлемой частью национальной духовной традиции, памятниками народного творчества и самобытного уклада жизни, выражающими нравственные и эстетические идеалы русского народа.

Все представляемые создания древнерусских мастеров отличаются не только высочайшей духовностью, но и неоспоримым художественным совершенством. Заключение

Государственная Третьяковская галерея - национальная галерея русской живописи, является художественным музеем мирового значения. Она была создана русским меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Это было дело крайне непростым, но П. М. Третьяков отдал все свои силы созданию музея русского искусства, который, изначально, по его идее, стал бы достоянием народа.

Обращаясь к ситуации современной России, трудно представить себе человека, который мог бы заняться чем-то подобным. И дело даже не в том, что это, как скажут многие, “не очень-то и нужно”, а в том, что сейчас просто другое время, другие проблемы, другие задачи, которые необходимо решать. Хотя и это утверждение не бесспорно.

В плане культурного наследия, научно-технический прогресс с каждым днем открывает нам все новые и новые формы и результаты деятельности человека в сфере культуры и искусства. И нам, в наше время, необходимо заботится о них, сохранять и приумножать их, в то же время не забывая о прошлом, чтобы оставить своим потомкам наше видение мира, нашу жизнь, как это сделал поистине великий человек - Павел Михайлович Третьяков.

    Список используемой литературы:
    Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков. М. ,1951.
    Кончин Е. В. Как рождается музей: Рассказы. – М. , 1988.
    Большая Советская Энциклопедия, том 26. – М. , 1977.

Березин А. Д. Музеи литературы и искусства Москвы и Подмосковья. - М...1963 Москвоведение. Вопросы и ответы. – М. , 1997.

    Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. – М. , 1995.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.