Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР и назначить выборы в Верховный Совет Адыгейской Республике в порядке и сроки, установленные Президиумом Верховного Совета РСФСР. Надо отметить, что эти процессы носят объективный характер и относятся к ним следует с должным пониманием и уважением. К сожалению, этой необходимости уважительного уважения процессам национального возрождения народов не понимают или не хотят понимать те, кто выступал с позиции сохранения унитарного государства. Союзные республики еще могли постаять за себя при решении своих проблем, но автономное образование встречались с такими трудностями и завалами, которые преодолеть без помощи республик, а иногда и Союза в целом, практически было невозможно. В условиях административно-командной системы республики испытывали противодействие двух сил - центра и ведомств; автономные же области ко всему этому несли бремя ограничений и от краевых организаций. В крае практически решалось все: и проблемы кадров, и вопрос использованиятрудовых ресурс, и проблема снабжения населения области. Автономия как способ выражения национальных интересов приобрела аморфный фиктивный характер, по существу, просто использовалась для прикрытия всевластия и произвола партийно-бюрократического аппарата края. В последнее время в этом деле произошли определённые положительный сдвиги. Население края с пониманием отнеслось к суверенизации Адыгеи. Важнейшей задачей является сохранение многообразных экономических и культурных связей. В крае и области имелось не мало предприятий, тесно связанных между собой технологией. Необходимо было сохранить имеющиеся связи, и придать, новый импульс их развито, выполнить все совместно намеченные программы. Ответственная роль интеллигенции, которая должна стать мощным объединяющим фактором. Нельзя допустить ни одного случая нарушения прав человека, к какой бы национальности он не относился.
За соблюдением этих договоренностей следил и способствовал их осуществлению координационной совет, избранный на совместном заседании президиумом и исполнительных комитетов краевого Совета народных депутатов и Совета народных депутатов Адыгейской автономной области. В ее состав вошли руководящие работники края и области. Было подписано совместное заявление президиумов и исполкомов край совета иАдыгоблсовета. Дружба наших народов уходят своими корнями в глубокое прошлое. За эти годы сложились добрые взаимоотношения между людьми разных национальностей. Мы все сделаем для того, чтобы обретение нового статуса областью впредь способствовало укреплению и расширению братских взаимоотношений, благотворно сказалось на судьбах наших народов. Изменение государственно-правового статуса области не должно разрывать сложившиеся взаимовыгодные экономические, социально-политические, культурные и иные жизненно важные связи края и области. Предоставление самостоятельности области открывает новые возможности для углубления горизонтальных равноправных и взаимовыгодных отношений. Считаем необходимым, как и раньше, соблюдать принципы равенства, братства и добрососедства, отвечающие коренным интересам всех народов. Край и область многонациональны: адыги, русские, представители других наций живут в Адыгеи, многие адыги живут, учатся и работают в Краснодарском крае. Сложились прочные интернациональные семьи и дружные коллективы. Экономические отношения края и области регулируются договорами с предоставлением режима наибольшего благоприятствования. Мы обязуемся не применять в одностороннем порядке экономические меры, дестабилизирующие или наносящие ущерб другой стороне. В целях реализации настоящего совместного заявления считаем необходимым создавать координационный Совет, на который возложить согласование всех вопросов, возникающих в период разделения структур народно-хозяйственного комплекса края и области…
Адыгейская автономная область стала полноправным субъектом Федерации. Следует отметить, что суверенизация не означает самоизоляцию. Ведь в крае и области сложились единые социально-экономические программы, налажены прямые связи между предприятиями, районами, установились давние культурные связи. Дружба остается на веки- таково мнение большинства населения региона. "Наша первая задача, - сказал представитель крайсовета, - сохранить нормальные межнациональные отношения в крае, где проживают более сто наций и народностей. Наша дружба продиктована самой жизнью. И главное надосохранить экономические связи. Председатель Адыгейского облсовета А. А. Джаримов выразил уверенность, что и впредь дружбы и согласия между Кубанью и Адыгеей будут главными факторами взаимодействий. Хотелось бы надеяться, что так прореагируют на суверенитет и в других автономных областях, объявивших себя суверенными Республиками. Но к удивлению и огорчению, кое где не обошлось без противодействий. Сболью написал об этом в газете "Известия" президент. Все черкесской ассоциации Ю. Калмыков. Он рассказал о нарушении прав автономии Карачаево-Черкессии, которая объявила себя республикой и вышла с состава Ставропольского края. Но по воле консервативных сил она оказалась в сложном положении.
Никто не согласится с претензиями на земли, закрепленные за автономные образованьями, они веками принадлежали представителям коренных народностей. Это пока все, что у них осталось от всевластия административно-командной системы. Никто не претендует на территории занятые казачьими станицами (такие слухи тоже с чей-то подачи активно распространяются). Анализ показывает, что дороги к суверенитету народов Северного Кавказа оказались не легкими. Результата исторического развития свидетельствуют о том, что у нас был реализован не принцип национальности, а принцип избранных наций. Сталинское определение нации - "нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры" - оказалась идеальным инструментом при реализации этого принципа. Определения нации по существу никакого не было, поскольку в нем не указывались признаки, по которым можно было бы отличить нацию от других этнических общностей. Поэтому было очень легко награждать одни народы статусом нации, другие относить к народностям, третий - к национальным группам. И все это считалось якобы соответствующим марксистско-ленинской теориинации.
Принцип стал господствующим в наше время, когда суверенизация охватила все республики, автономные национально-государственные образования. Но суверенизация не должна вести к самоизоляции той или иной нации. Эволюция от унитаризма до Федерации суверенных национальных государств была результатом признания определённого состояния настроения масс, объективной реальностью, которую нельзя ни отменить, ни уничтожить силой. Об этом свидетельствует нелёгкая практикасуверенизации народов Северного Кавказа. 3. Новые культурные и образовательные программы.
Адыгея сейчас переживает своего рода культурный ренессанс рассвет творчества и искусства. В 1995 году в период становления государственности Республики, созданы симфонический оркестр Министерства культуры, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр русских народных инструментов. Выставочный зал преобразован в картинную галерею Министерства культуры. Открыт национальный музей. Образовался союз композиторов. На фоне нехватки специалистов разного профиля в Республике создан фонд развития образования. В соответствии с потребностями народного хозяйства, Адыгейский Педагогический институт был преобразован в государственный университет с открытием новых факультетов: экономического, юридического, прикладной математики и вычислительной технике и лечебного, при активном содействии Кубанской медицинской академии. Преобразование института в университет позволила создать и солидную научную базу- открыты очная и заочная аспирантуры с правом защиты диссертаций. Солидная база среднего специального образования в Майкопе, позволила объединив учебные заведения этой системы создать Майкопский Государственный Технологический институт. 4. Проблемы войны и мира на Кавказе.
На территории Адыгеи сохраняются гражданский мир и межнациональное согласие, воины которые полыхают вокруг, губительно отражаются на состоянии экономики, мироощущения и настроении людей.
Высоко ценится роль Республики Адыгея в урегулировании всех межнациональных и военных конфликтов в нашем общем северокавказском доме.
Многонациональный состав, неравномерность уровней экономического и культурного развития народов, наличие обострившихся противоречий делают Северо-Кавказский регион внутренне нестабильным, превращают его в очаг повышенной напряженности, способствуют возникновению на его территории вооруженных конфликтов.
Применительно к субъектам Северного Кавказа Российской Федерации следует отметить, что заметна” работа по стабилизации обстановки проводится общественно-политическими организациями. Это относится к таким движениям, как организация ветеранов, женщин, молодежи, религиозных конфессий, творческой интеллигенции и другие. Таким образом в январе 1989 г. возникла влиятельная республиканская общественно-политическая организация Адыге Хасэ, выступает за социальное и политическое равноправие всех граждан республики.
Взаимосвязь и взаимозависимость республик огромны. Они соединены множеством экономических нитей в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Примером добрососедских, взаимовыгодных отношений могут служить связи между Республикой Адыгея и Краснодарским краем, которые решают многие вопросы сообща, взвешенно, с предвидением возможных последствий. Мы живём в хрупком мире. Не нужно много усилий, чтобы его разрушить, но нужно кропотливая работа, чтобы сохранит его, научиться понимать друг друга, жить в мире и согласии, делить радость и горе.
Известный фат, что государство и государственность формируются веками. Заключение.
Из всего сказанного выше очевидна актуальность этой темы. В своей работе я старалась охватить все сферы государственных преобразований, способствующие обеспечению становления государственности в Республике Адыгея. Народ Адыгеи - это народ переживший величайшую из трагедий человечества - геноцид и изгнание русско-турецкого соперничества на Кавказе. В период русско-турецкого соперничества, при миграции и переселения в пределы Османской империи, несмотря на холод и голод эпидемии, оказавшись на грани исчезновения сумели выжить. Это Кавказская война, в угоду которой были принесены огромные человеческие жертвы, болью отзываются в сердцах многих россиян. Пусть память об этих трагических событиях останется в ваших сердцах и служит всем нам предостережением от новых трагедий. Но несмотря на все трудности, в наши дни Республика Адыгея состоялась как самостоятельный субъект Федерации. Адыгея является оазисом спокойствия в океане бушующих страстей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "Об Адыгейской автономной области". Принят на IV сессии Верховного Совета РСФСР десятого созыва 2 декабря 1981 г. - Москва –1982 г. 2. Абудов Е. А. "Партия во главе национально- государственного строительства народов Северного Кавказа 1917-1937 гг. -Ростов –1984 г. 3. Беджанов М. Б. "Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения" - Майкоп –1997 г. 4. Беджанов М. Б. "Развитие межнациональных отношений на современном этапе. " -Майкоп –1993 г. 5 Беджанов М. Б. "На пути национального возрождения" – Майкоп. – 1992 г. 6. Н. Ф. Бугай Национально-государственное строительство Российской Федерации- Северный Кавказ (1917-1941 гг ) - Майкоп-1995 г. 7. А. А. Джаримов "Адыгея: от автономии к республике ". -Москва –1995 г. 8. Мекулов Д. Х. "Адыгея: от автономии к суверенитету (1992-1992 гг. )"-Майкоп –1992 г. 9. Меретуков М. А. , Малых С. Н. , Аутлев М. Г. "Сборник статей по истории Адыгеи ". -Майкоп –1967 г. 10. Хаджебиеков Р. Г. , "Республика Адыгея: Проблемы реформирования общества ( 80-90-е годы) - Майкоп –1997 г. 11. Республика Адыгея - 6 лет. , (Материалы к дню информации населения республики Адыгея) –Майкоп. –1997 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4