Рефераты. Храм Христа Спасителя в Москве - (реферат)

p>Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854г. , когда решено было отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнив его в соответствие с характером фасадов в византийском стиле исполнение ново го проекта принадлежало помощнику главного архитектора А. И. Рязановым. Здесь прошли выучку и работали многие крупные архитекторы обеих столиц. Кроме названных ранее, нельзя не упомнить Л. Н. Бенуа, А. И. Кракау и др. Архитектором наряду с художниками принадлежала исключительно важная роль в создании интерьеров храма.

В храме Христа был возрожден своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичный для древнего храма. Живопись подчеркивала характерные конструктивные особенности храма. Орнаментальная роспись обрамляла арки ветвей креста, окна, пояс барабана, арки хор.

Выбор сюжетов и их местоположения в той или иной части храма определяло иерархии российской церкви.

Перед вошедшими в храм Христа Спасителя открывалась грандиозная и ве личественное зрелище. Интерьер его поражал торжественностью и велико лепием. В восточной ветви креста находился уникальный по композиции иконо стас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным бронзовым шатром. Высота иконостаса храма Христа Спасителя вместе с шатром 26, 6 м.

Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле. В своде главного купола находилось изображения Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т. е. изображение триединого бога.

Росписью купола начались в 1861 году живописные работы в Храме. Только на это ушло 5 лет (закончены 1866 году). Трудно себе представить гигантские размеры написанные художником А. Т. Марковым композиции.

Художнику помогали 3 помощника и в их числе самый известный и талант ливый из учеников Маркова - Иван Николаевич Крамской.

Вся система росписей подкупольной части храма Христа пронизана чувством радостного торжества, ставшего возможным благодаря победе принесенных в мир Христом идей.

Следующий цикл картин находился в самом низу в нишах, расположенных в скосах несущих купол колоссальных подпорных столбов.

Тему истории жизни людей предчувствующих и предрекающих предшествие Иисуса и побеждающих благодаря вере в него продолжали картины в нишах западной части храма.

В своде южного крыла изображение Иисуса Христа в виде младенца. На бо ковых стенах были помещены изображение Божей Матери в различных явле ниях, а перед нею и по бокам больших и малых арок святые угодники Божии. Стены и своды хор храма Христа Спасителя, как в древнерусских храмах, были сверху донизу покрыты росписями.

Кроме уже упомянутых авторов в росписи храмов принимали участие Е. С. Сорокин, Жигулевский, Корнеев, Ф. С. Жеравлев и другие. Весь архитектурный декор - орнаменты, обрамляющие арки окон и арки, открывающиеся в центральную часть храма, очертания сводов и т. д. , а также великолепные по своей декоративности, красоте, чувству света и формы росписи сводов, вы

    полнены были по проэктан Л. В. Даля.

С храмом Христа Спасителя связано также попытка прервать выполнение для него живописные работы в такой же источник возрождения русского стиля в изобразительном искусстве, каким стало строительство его для архи тектуры.

Несмотря на обилие работавших в храме художников, принадлежавших к тому же к разным поколениям, представлявшим разные направления (поздне академическое - подавляющее большинство) и реалистическое (в их числе пред вижники - И. М. Пряничников, А. И. Корзухин, И. Н. Кромской, В. И. Суриков), их работам присуще бесспорное стилевое единство.

Оно было предложено главным архитектором и утверждено Николаем I : “нижний коридор должен составлять притвор храма, посвященный воспоми нанием славной для России эпохи 1812 г. , в который божественный промысел явно благословил наше Отечество - на столбах притвора предположено было изобразить живописью важнейшие события (1812 г. ) и написать имена вои нов, положивших живот за Отечество, и мена граждан, которые пожертво вали имущества и деланием мира и правды стяжали себе лестное право на бес смертие и благодарность, она пилястарых поместить знамена и ключи горо дов, взятых у неприятелей.

Главное же, чем гордился главный архитектор К. А. Тон и что в итоге удалось осуществить, - это создание непрерывного кругового коридора, кото рый “служит для народа открытою историею 1812 г. ,выраженныю в письме нах и лицах”.

Граница между архитектурой и прикладным искусством в храме Христа Спасителя практически неощутимы. Мебель, особенно встроенная, представляет собой разновидность молой архитектуры и одновременно часть

    большой архитектурной формы.

Подводя итоги сказанному, нужно отметить, что храм Христа Спасителя наряду с Исаакиевским собором открывает цыкл грандиозных художественных мемориальных храмовых ансамблей XIX- начала XX веков. Его необыкновенная национально - историческая программа оказало огромное воздействие на рели гиозное искусство XIX - начала XX веков. Используя опыт храма Христа, создавались комплексы Владимирского собора в Киеве, храм Воскресенье Христова ( на Крови), храм - памятник Христу Спасителю в память моряков, павших в войне с Японией, в Петербурге, храмы - памятники, находившееся за границей - в Сан Стефано и в Суфии в память русско-турецкой войны, в память битвы народов в 1813г. под Лейпцигом и т. д.

Храм Христа Спасителя был торжественно освещён только в 1883г. Закончилось одна из самых длительных и грандиозных строек России, стоив

шая казне огромную для того времени сумму в 15, 123, 163 руб. 89коп. Освещение храма Христа Спасителя положило начало новому продолжавшемуся без малого полвека, периуду его жизни. Он начал функциагнировать как один из главных ( второй по значению после Успенского)

    соборов в Москве.
    Гибель Храма

История гибели храма Христа Спасителя началась почти за полтара десятилетия до его физического уничтожения (вскоре после революции был снесён памятник АлександруIII). Началась она и с фактов внешне как будто со сносом храма Христа непосредственно не связанных. Однако развевающиеся события фатально вели к его разрушению. И уничтожению памятника Александру III, и взрыв собора не принадлежали к числу единичных или случайных явлений. Они закономерно вытекали из культурной, социальной, идеологической, государственной политеке новой власти.

При такой ситуации уже ни имели значения мнения профессионалов и общественности. Именно такой подход только в одной Москве решил судьбу многих памятников. Были снесены и разобраны Казанский собор на Краснй площади, Триумфальная арка, Красные ворота, Сухарева башня и десятки других уникальных сооружений.

Одним из фактов реализации задуманной с большим размахом акции стало разрушение памятника Александру III. На фундаменте разрушенного строя будет заложен памятник “Освобождённому труду”. Памятник этот так и не был воздвигнут. Процесс разрушения храмов и монастырей, начинавшихся в середине 1920 - тых годов, наростал постепенно. Для расширения улиц предусматривалась возможность сноса всех зданий расположенных по обеим их сторонам на росстаянии 5 - 10 м. С 1923г. в Моссовете уже регулярно составлялись списки преднозначеных к сносу зданий. В него попали церковь Николы Красный звон в Юшковом пер. , колокольни Казанского собора на Красной площади и Всехсвятского единоверческого монастыря Зарогожской

    заставой.

История уничтожения московских и российских памятников была неразрыв но связана с изнурительной, неравной и изначально обреченной на неуспех борьбой за их сохранение.

1929 год - поистине трагический в истории нашей страны. Началась сплошная каликтивизация. 1929 год стал переломым и в другом отношении. Изменилась техника уничтожения зданий. Их начали взрывать.

В 1930 году были проведены уже 2 компании - антипасхальная и антирож дественская. В 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами “За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню” .

В обстановке антирелигиозной истерии, развернутого наступления на религию и подъема безбожного ударничества 18 июля 1931 года “Известия” опубликовала Постановление Совета Строительства Дворца Советов о соо ружении в Москве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов. С проектирования Дворца Советов началась разработка генерального плана реконструкции и развития Москвы. Работа над планом, принятым в 1935 году, шла параллельно конкурсам, а затем и детальной разработки проекта Дворца Советов.

Было дано предписание завершить его статуей В. И. Ленина, увеличив высоту скульптуры - до 50 - 75 м. Но было принято другое их предложение : разместить статую Ленина по центральной оси высотной части здания и увеличить высоту здания еще на 100 м - до 340 м, не считая статуи. В итоге разработанной с учетом всех замечаний Совета Строительства проект Дворца Советов был утвержден 19 февраля 1934 года.

Современники единодушно, в полном согласии с автором проекта, писали : “Крупнейшее из всех архитектурных сооружений, когда-либо созданных за всю мировую историю, дворец советов должен стать воплощением побед социализма, завоеванного в боях Великой Октябрьской социалистической революции и ведущего человечества к светлому будующему коммунизма.

Дворцу советов предстояло стать не только самым большим зданием мира. Величайшей статуей мира должна была стать и фигура Ленина. Она превосходила по высоте статую Свободы (46 м), статую “Рабочий и Колхозница” венчавшую советский павильон на всемирной выставке1937 года

    в Париже.

Все архитекторы, в том числе голосовавший против строительства Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя, не только вынуждены были согласиться с мнением АСНОВА, поддерженым руководителями партии и правительства, но и приняли участие в проектировании. Газета “Известия” не

сочла возможным напечатать А. М. Васнецова. Баролись с ним верующие и священнослужители но это были те, кому партия и правительство объявили беспощадную войну, которая вилась руками хорошо организованных, находившехся у власти структур безбожничества.

Итак, документы свидельствуют : с осени 1931 года разборка храма Христа Спасителя шла полным ходом. Кинолетопись уничтожения храма Христа Спасителя, Созданные оператором В. Микошей фиксирует леденящие души кадры постепенного уничтожения колоссального величественного здания. Сначала были сняты малые главы храма. Затем настала очередь центральным. Кадры фильма В. Микоши по-настоящему трагичны : надлом

ленная верхушка главы, лишенная позолоченной облицовки с покасившимся крестом; гигантский металлический остов купола, баже разоренный исклю чительно красивый, вызывающий ассоциации со сверхсовременными конструкциями 20 века; зброшенное на землю завершение главы с крестом

глубоко ушедший в землю от собственной тяжести, скинутый с колокольни, умолкнувший навеки колокол; огромные каменные маркированные блоки. Невоз можно оставаться бесстрастным при виде лишившейся ступени лестницы, валяюшихся на земле скульптур с затянутым на шее канатом, мраморных до сок, содержащих летопись Отечественной войны 1812 года, выломанных из стен и подготовленных к отправке на склады.

Уничтожение Храма Спасителя благословил комиссар народного просвеще ния А. В. Луначарский.

Строение Дворца Советов, реально начавшееся в 1937 г. не суждено было завершить. К 1939г. закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращённой к Волчонке. Однако скоро не просто недостроенное, едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать. После оккупации Донбаса в 1942г. стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углём центральный район страны. Конкурсы 1957 - 1959 гг. не дали положительных результатов. Дальнейшее проектирование Дворца Советов в 1960г. решено было прекратить. В том же году на месте храма Христа Спасителя и разобранном фундаменте Дворца Советов начал функционировать плавательный бассейн “Москва”.

Долгое время судьба церковных древностей казалось просто плачевной. Не было надежды на возрождение веры, духовных ценностей, религиозного искусства. С середины 1980г. наметился перелом, один за другим стали выстонавливаться закрытые храмы, монастыри, открываться новые приходы.

Нашему поколению выпало на долю начатьначать эту работу, и возможно дети наши вновь вернут храму жизнь. И тогда сбудутся слова из манифеста Александра I “ Да простаит сей храм многие века и да курится в нём прер Святым Престолам Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков”.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.