1973г. - участие в открытии хоровой студии при школе №119 г. Минска 1981г. - коллектив получает звание ”образцовый”, а Волошина Т. В. – звание отличника образования БССР. За время работы коллективом впервые исполнены многие произведения белорусских композиторов: И. Ханка, Э. Ханка, В. Раинчика, Э. Казачкова, М. Васючкова. Хор выезжал на Московский “Камертон”, в республики ближнего зарубежья, в Польшу, Италию, Германию, где пропагандировал современную белорусскую и русскую музыку, произведения классического репертуара. Были исполнены мессы Дуранда, Микаэля Гайдна, православная музыка П. Чеснокова, Д. Бортнянского, А. Львова; народные песни и авторские произведения композиторов разных стран на языке оригинала.
Поездки хора “Дружба” стимулируют деятельность детей: 1977 г. –поездка в Новополоцк (СШ №3 хор “Звонкие голоса” рук. Альберт Иосифович Кожушкевич).
Поездки в Могилев, Витебск, Борисов, Брест, Кишинев, Одессу, Ригу, Киев, Ереван, Москву, Ленинград, Анапу, путешествие по Волге.
Италия, Польша, Германия – выступление в концертных залах и церквях. Публикации в немецкой, польской прессе. Репортажи на польском ТВ. Участие во всесоюзном семинаре руководителей детских и юношеских хоров и композиторов “Камертон” в Москве.
Коллектив является лауреатом конкурсов “Чырвоная гваздзiка” и “Сузор’е”. Многие выпускники школы стали профессиональными музыкантами. Светлана Овчинник (Герасимович) –преподаватель БАМ, Ольга Юшкевич, Татьяна Соколовская работают в Минском музыкальном училище.
Многие работают учителями музыки и пения, закончили музыкально-педагогический факультет педагогического университета им. М. Танка.
В хоре существует летопись поездок. У младших ребят есть шефы – старшие ребята. Существует традиция торжественных проводов выпускников – передача эстафеты хориста. Весьма плодотворно проходит работа коллектива и сегодня. Руководителем создана благоприятная атмосфера творчества и взаимопонимания. Образцовый детско-юношеский хор “Тоника” музыкальной школы №1 г. Минска
Детско-юношеский хор “Тоника” под руководством Владимира Клундука работает с 1987 года. В хоре поют дети и молодежь в возрасте от 10 до 19 лет. Всего насчитывается 70 хористов, каждый из которых проходит основательную вокальную и музыкальную подготовку в классах музыкальной школы №1. В 1992 году хору “Тоника” было присвоено почетное звание ”Образцовый хор”.
За время работы коллектива “Тоника” подготовлено к выступлению много концертных программ. В основе репертуара лежит классическая музыка и обработки народных песен, прежде всего белорусских. Особое место отведено исполнению духовной музыки. По мнению Владимира Ильича “духовная музыка–это огромный пласт человеческой культуры, она полна чарующей красоты и гармонии, лучшие композиторы разных поколений вложили в сочинение этой музыки свою душу и талант”.
В репертуаре хора широко представлены произведения зарубежной классики – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена; русских –Глинки, Чайковского, Рахманинова; белорусская духовная музыка представлена фрагментами из церковных литургий 13 века. Надо сказать, что исполнение церковных литургий было отмечено и положительно оценено мэром г. Рима (выступление хора в Италии в 1994 году).
Хор “Тоника” принимает активное участие в городских и республиканских конкурсах, смотрах и фестивалях хоровой музыки. Так, в феврале 1992 года на республиканском конкурсе-смотре хоровых коллективов музыкальных школ г. Минска хор “Тоника” занял 1-е место. В 1992-93–на фестивале художественной самодеятельности “Спадчына” хор был награжден дипломом 1-й степени.
В мае 1995 хор выступал перед делегатами 2-го международного Съезда белорусов, а в июне 1995 года–участвовал в Международном фестивале детской самодеятельности “Голоса детства”. В марте 1997 года на Белорусском фестивале народного творчества, проводившемся в Минске, хору была присуждена 1-ая премия.
В последние годы вырос интерес к духовной музыке. В Минске прошло несколько Православных фестивалей. Хор “Тоника” принимал в них участие. Так, в апреле 1995 года на 1-ом Пасхальном фестивале хор “Тоника” был награжден Центром православного просвещения Преподобной Ефросинии Полоцкой Белорусского Экзархата дипломом лауреата фестиваля.
Хор “Тоника” неоднократно представлял певческое искусство Белоруссии за рубежом. Коллектив побывал в Италии, Ватикане, Швеции, Германии и Англии. Очень запомнилось ребятам выступление в Ватикане. По случаю концерта Папа Иоанн Павел II подарил хору “Тоника” прекрасные костюмы. В мае 1995 года, будучи первым хоровым коллективом из стран Восточной Европы и СНГ, хор выступал в знаменитом Кельнском соборе, где среди иных духовных произведений прозвучала “Месса” немецкого композитора Райнбергера. Тогда же, в мае 1995 года, во время концерта в одной из немецких церквей хор “Тоника” записал свою аудиокассету. Можно смело говорить о наличии у хора своего “творческого почерка”, и это во многом благодаря великолепному руководителю. Как правило, чем самобытнее, квалифицированнее руководитель, тем ярче выступления хорового коллектива, тем больше проявляется индивидуальность коллектива, которая выражается в качестве звучания, подборе и трактовке репертуара. Все это в полной мере относится к хору “Тоника” и его руководителю В. И. Клундуку. Обладая огромным потенциалом творческой энергии, он умеет в нужный момент психологически, эмоционально настроить коллектив, что очень важно не только для интонационно точного исполнения, но и для исполнения с учетом стиля, характера, настроения конкретного произведения. О необходимости соответствия характера звукоизвлечения характеру и стилю произведения хормейстеры нередко забывают. В связи с этим значительно искажается звучание произведения, теряется его самобытность и неповторимость.
Являясь подлинным ценителем и знатоком детского хорового творчества, Владимир Ильич Клундук постоянно совершенствует не только свой коллектив, но и себя, находясь в постоянном поиске новых методов и приемов работы с детскими голосами. Огромное внимание уделяется им развитию личностных качеств хористов, расширению их кругозора и обогащению внутреннего мира. Детский образцовый камерный хор “Мы - дирижеры” ДМШ №4 Художественный руководитель Виноградова Инесса Леонидовна.
Закончила Минское музыкальное училище –класс преподавателя В. Каждана. В Белорусской государственной консерватории занималась у В. В. Ровдо. Руководителем детского хора музыкальной школы №4 является с 1985 года. Звание “образцовый” хор получил в 1994 году. Коллектив за время работы подготовил много программ. Стало традицией каждый год проводить отчетный концерт в камерном зале Белорусской филармонии.
Одним из интересных моментов работы коллектива явилось сотрудничество с композитором Вячеславом Шлеенковым, который преподавал в этой школе композицию. В творческой лаборатории, где дети сами сочиняли песни, возникла потребность в их исполнении. Был создан вокальный ансамбль “Синички”. Коллектив много концертировал, состоялись записи на телевидении. Силами ансамбля была поставлена опера “Детские сны”, создателями которой были учащиеся музыкальной школы под руководством В. Шлеенкова.
Хорошей традицией в работе хорового коллектива школы стало проведение выставок детских рисунков. Так во время концертных выступлений в зале музыкальной школы №1, в камерном зале филармонии лучшие работы были представлены на вернисажах. Эти формы работы школы были отмечены на Республиканском смотре-семинаре по эстетическому воспитанию детей в Витебске.
Что касается концертной деятельности детского образцового камерного хора “Мы –дирижеры”, надо отметить их активное участие во всех смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых в республике среди образцовых детских хоровых коллективов.
Прослушать хор и отметить его неизменно отличную форму можно ежегодно в зале филармонии на отчетном концерте, в цикле программ, основанных филармонией “Дети - детям”. Выступление в 1999 году порадовало слушателей необычной программой. Был представлен блок французских песен объединенных названием “О, Париж! ”. Цикл составили песни композиторов Мишеля Леграна, Шарля Ознавура, Франсиса Лея и других на стихи Франсуаза Доран, Шарля Азнавура, Жоржа Ларю. Переложения для хора сделаны художественным руководителем И. Л. Виноградовой. Кстати, песни исполнялись на французском языке, что потребовало большой работы, как со стороны руководителя, так и со стороны исполнителей.
Говоря о репертуаре хора –для коллектива и его руководителя такой проблемы не существует. Одним из источников редких произведений является содружество с белорусскими композиторами. Так, например, В. Шлеенков написал поэму на стихи Есенина “Страсти по Есенину” (10 номеров). Поэма в исполнении хора была впервые представлена на Пленуме белорусских композиторов. Содружество с Игорем Лученком подарило коллективу песню “Унесенные ветром” на стихи А. Легчилова. Вторым источником интересного, самобытного репертуара является мастерская работа Инессы Леонидовны по обработке, аранжировке и переложению как народных песен, так и классических образцов, эстрадных произведений. Образцовый детский хор ДМШ №10. Художественный руководитель Полевая Нонна Владимировна.
Детская музыкальная школа №10 является одной из старейших города Минска. Она была основана в 1971 году. В настоящее время школа проводит свои занятия в прекрасном здании на площади Свободы. В школе существует духовое, струнно-народное отделение, отделение ударных инструментов и хоровое отделение. Хором руководит великолепный и профессиональный педагог Полевая Нонна Владимировна. В 1996 году хору присуждается звание образцовый, а в 1999 году хор успешно подтверждает это звание.
Коллектив ведет активную концертную деятельность, участвует в многочисленных конкурсах. Так в июне 200 года хор принимал участие в конкурсе национальных культур народов Беларуси в городе Гродно, где получил звание лауреата, исполняя греческие песни на греческом языке.
К столетию Дунаевского хором, совместно с оркестром “Немига” была представлена программа “Знакомый и незнакомый Дунаевский”. Эта программа была исполнена в ДК Тракторного Завода, затем во Дворце Республики.
Необходимо отметить, что хор обладает большим количеством записей сложнейшей программы на радио. В 1999 году на радио был записан цикл передач о хоре ДМШ №10.
Благодаря кропотливой работе руководителя хоровой коллектив отличает великолепное звучание, широкие исполнительские возможности. Заключение
Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы: Здоровье
В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано. Интеллектуальное развитие
Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память. Самоактуализация
Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу. Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством –детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством– жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария –“мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.
Вокальное воспитание детей в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение. В последние два десятилетия можно отметить значительный рост числа детских хоровых коллективов благодаря распространению такой формы массового музыкального воспитания, как детские хоровые студии. Все активнее развиваются и детские хоровые коллективы в общеобразовательных школах. Теперь настало время обратить более серьезное внимание на качество звучания детских голосов с целью их развития.
Сегодня можно говорить о нескольких направлениях в работе с детскими голосами. Одно из них, которое еще, к сожалению, имеет место в практике можно назвать “эксплуатационным”. Суть его проста: отбираются более способные дети и с ними разучивается как детская музыка, так и аранжировка классики. Момент “эксплуатации” заключается в том, что дети поют интуитивно, с ними не ведется специальной работы по постановке голоса. Хормейстер не работает над качественным звучанием хора в соответствии со стилем и характером произведения.
Второе же направление основано на продуманном, музыкально грамотном, эмоциональном исполнении произведения. В процессе работы происходит не бездумное заучивание нотного текста, а переживаются эмоции, настроение, заложенное автором. Отрадно констатировать тот факт, что сегодня хоров такого направления становится все больше.
С приходом в общеобразовательные школы молодых специалистов появились новые, перспективные коллективы. Необходимо отметить важность личности педагога-хормейстера в процессе становления хорового коллектива. Ведь от его личностных качеств, музыкальных и педагогических умений и навыков во многом зависит дальнейшая судьба хора.
Глубокие знания педагогики и психологии, изучение и применение на практике ведущих методик по развитию и охране детского голоса, а также личностные качества педагога-воспитателя позволят молодому дирижеру создать хоровой коллектив не только с широкими исполнительскими, но и в большей степени воспитательными возможностями, формируя у участников коллектива волю, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, доброту. Список литературы
Багадуров В. “Вокальное воспитание детей”. М. , Музыка, 1952 Блинова М. П. “Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения”. М. , Л. , Просвещение, 1964
Венгрус Л. А. “Пение и “фундамент музыкальности”. Великий Новгород. 2000 Венгрус Л. А. “Начальное интенсивное хоровое пение”. С-П. , Музыка, 2000 “Детский голос” под ред. В. Н. Шацкой. М. , “Педагогика”, 1970 Емельянов В. В. “Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки”. Новосибирск. Наука. Сиб. отделение. 1991
Емельянов В. В. “Развитие голоса. Координация и тренаж” СПб. Лань. 1997 Малинина Е. М. “Вокальное воспитание детей”. М-Л. Сов. композитор. 1967 Огороднов Д. Е. “Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе”. Киев. Музычна Украина. 1988
Огороднов Д. Е. “Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой”. Свердловск. 1981
Попов В. С. “О развитии певческого голоса младших школьников”. В сб. “Музыкальное воспитание в школе” Вып. 16. М. , Музыка. 1985 Струве Г. А. “Школьный хор”. М. Музыка. 1981
Стулова Г. П. “Развитие детского голоса в процессе обучения пению”. М. Прометей. 1992
Тевлина В. К. “Вокально-хоровая работа” В сб. “Музыкальное воспитание в школе” Вып. 15. М. , Музыка. 1982
Страницы: 1, 2, 3, 4