Дата добавления: март 2006г.
Составы оркестров
Под словом состав подразумевается устоявшееся число музыкантов в каждой из оркестровых групп. В средние века этого понятия не существовало - мелодические голоса исполняли на любых попавшихся под руку инструментах. Со времени Баха начинается постепенная унификация, что приводит к положению, при котором доминируют следующие музыкальные "образования" (конечно, не учитывая камерной музыки): Симфонический оркестр Классический двойной: духовые в составе: 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (появились позже) 2 фагота 2 валторны 2 трубы (не всегда) литавры (время от времени) струнные в составе: 1 скрипки 2 скрипки альты контрабасы Вот так скоромно все и начиналось : ) Музыка была подходящая - спокойная, средняя по громкости, всем все нравилось.... но пришел дядя Бетховен, а за ним и Берлиоз и тут началось.... Классический тройной: флейта-пикколо (может меняться на флейту) 2 флейты 2 гобоя английский рожок (также может меняться на гобой) кларнет-пикколо (редко, чаще все же 2-й кларнет) кларнет бас-кларнет (=3 кл. ) 2 фагота контрафагот (самый низкий среди деревянных духовых) из медных представлены: 4 валторны (чувствуете прирост? ) 2 или 3 трубы появились: 3 тромбона и бас медных духовых туба А сколько ударных! !
пишу все возможные, композиторы выбирают нужные (2-6 обычно): треугольник, бубен, тарелки, малый барабан, кастаньеты, бубенчики, трещотка, ветряная машина, хлопушка, бруски, наковальня, цепи, сирены, клаксоны, свистки, флексатон, ластра, маракасы, клавес, гуиро, бонги, гонги, тимбалес, том-томы, большой барабан, темпл-блоки, там-там, ксилофон, вибрафон, антильские тарелочки, тубафон, колокольчики, колокола, маримбафон.... Перечислить все не могу - времени жалко (например Малер использовал в качестве ударного инструмента стул.... И еще: литавры, челеста, арфа и.... фортепиано. .... хотя, конечно, чаще оно выступает в роли солиста.
Также с оркестром "кооперируется" время от времени орган, но он слишком мощный для "сотрудничества". струнные те же. Есть еще четверной
и пятерной составы, но их описывать не буду, легче понять что, духовых и ударных там уже очень много (например валторн обычно 8), а общее число участников часто превышает 100 (! ) человек. Струнный оркестр:
По сути дела это часть симфонического оркестра - струнные отдельно. Для такого состава написано немного произведений (Чайковский "Серенада для струнного оркестра", Бизе-Щедрин "Кармен-сюита" и др. ), но часто играют переложения (т. е. произведение написанное, скажем, для струнного квартета, исполняется этим оркестром). Народный оркестр: Балалайки 1ые, Балалайки 2 и з (но с разными диапазонами) Балалайки большие Балалайки очень большие (я серьезно! ) Домришко, домра, домра средняя, домра теноровая, Домра большая басистая и домра басовая Гусли (обычно 2) Баяны: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас Флейты и гобои (обычно по 2) Литавры (не всегда) некоторые ударные