Рефераты. Художественная техника пианиста - (реферат)

p>Типичную блестящую технику мы находим чаще всего у Мендельсона, Вебера, Листа. Такая техника требует упругого удара. Влегато звучном рука сохраняет естественный вид. Слегка согнутые пальцы очень чувствительны “творящие”. Клавиши отпускаются строго, но поднимаются над ними не сознательно, а непроизвольно, и лишь настолько, чтобы палец был готов нажать клавишу для извлечения следующего звука. Уже само название предполагает, что нажатие, в отличие от других видов туше, усилено. При этом может возникнуть напряжение ненужных мышц. Применяем вес руки и крупные мышцы. Вес переносится с клавиши на клавишу вращательным движением запястья и руки. В руке должно быть ощущение свободной тяжести, в пальцах чувство опоры или погружения в клавишу. Рука с запястьем описывает непрерывный круг или полукруги ( , , ). Упражнения:

Кроме переноса веса руки отрабатываются также прием утяжеления веса на отдельных участках или акцентированных звуков (^).

Для освобождения кисти достаточно изменить прием лишь на одном звуке, например на самом высоком при игре пассажей вверх–вниз: упругим, но легким толчком (рикошетным) оттолкнемся, но не будем удаляться от самой высокой клавиши (с помощью пружинящего подъема локтя и одновременной опоры на мизинец или другой палец). Кисть приобретет иное, наклонное положение по отношению к пальцам, и уже этим движением достаточно освободиться. Затем при игре нисходящей гаммы она возвращается вместе с локтем в нормальное положение. Кисть должна быть особенно гибкой и податливой. Еще один элемент, используемый для освобождения кисти– вибрация. Бетховен. Соната (cis-moll) соч. 27 №2.

    Ф. Лист. Этюд “Блуждающие огни”.

В примере боковой вибрации (1) берем первый звук поворотом кисти влево, второй поворотом кисти вправо, и так далее покачивающимся движением. В вертикальной вибрации (2) берем первый интервал движением вниз, второй– движением вверх. В быстром темпе движения сокращаются до т. н. мелкой дрожи. Legato пассивное.

Легато пассивное является самым слабым, самым нежным туше, без которого нам не удается создать воздушные импреонистические и поэтические образы. Название туше говорит о том, что рука, кисть и пальцы должны быть абсолютно свободными, легкими, упругими. Кисть не должна сохранять выпуклое положение, пальцы сознательно не поднимаются над клавишами, а нажимают их облегченным весом кисти, но ни в коем случае не активным действием (нажатием или ударом). Пальцы прикасаются только мягкой подушечкой, а не кончиком. Для того чтобы вес кисти как можно более нежно и легко“нанести”на клавишу, запястье следует держать несколько выше, чем обычно, чтобы кисть как бы была на нем подвешена. Единичный пассивный прием звукоизвлечения представляет собой своеобразное“поглаживание”. Самым сложным представляется исполнение длинного пассажа со сменой позиции, подкладыванием и перекладывание пальцев. Здесь мы не сможем избежать комбинации приемов. Т. о. применение последовательного и типичного пассивного легато ограничивается отдельными звуками или группой звуковбез смены позиций. Применяется в основном на слабой динамике (р, рр). К. Дебюсси. Этюд ля бемоль мажор. “Арпеджио”.

Пассивное legato –типичное импросинистическое туше. Однако оно не соответствует моцартовскому стилю и ему подобным, где pianissimo, даже самое хрупкое должно быть не хрупким и туманным, а ясным и выразительным. В таких случаях на рр мы применяем туше, при котором будем умеренно фиксировать пальцы.

    Legato с отскоком.

При легато нажатием может возникнуть опасность задержания клавиши, а, следовательно, и продление звука. Поэтому должны не только легато сверху, но и в приемах нажатия развиватьупругость и легкость пальцев. Для достижения этого во время занятий следует применять legato с отскоком, при котором палец в момент нажатия следующим пальцем, очень легко, упруго, и сознательно отскакивает от клавиш. Приемом отскока, прежде всего, вырабатывается податливость суставов кисти. Legato с отскоком прежде всего учебный прием. Однако применяется он и в исполнении, главным в украшениях, если они должны звучать особенно выразительно и проникновенно. Движение пальцев исходит непосредственно из суставов кисти.

Упругий отскок потренируем на форшлаговом варианте. Чтобы форшлаг звучал особенно сильно и сочно, уверенно фиксированный палец должен отскочить от клавиши очень быстро, его кончик устремляется под кисть (ладонь), как бы выдалбливая звук из клавиши.

Форшлаговый вариант одновременно воспитывает несколько важных компонентов. а) податливость суставов кисти

    б) подвижность и легкость пальцев при отскоке

в) крепость пальцев, играющих главные акцентированные звуки. Одновременно свобода руки и запястья при исполнении акцента.

    Легато сверху.

В легато сверху суставы кисти образуют свод, пальцы слегка подняты над клавишами. Ударяют их кончиками прямо сверху очень легким и упругим толчком. Одновременно с ударом следующего пальца предыдущий так же легко и упруго возвращается в предыдущее положение над клавишами. Чрезмерное сгибание и даже скрючивание пальцев приводит к напряжению мышц предплечья и усталости кисти. Особенно подвержен такой привычке мизинец. Столь же опасен и чрезмерный подъем пальцев, вызывающий еще большее напряжение мышц предплечья, что может привести к переигрыванию кисти. Поэтому будем поднимать пальцы лишь слегка. Тем более будем следить за их толчком, упругим падением и немедленным отскоком после звукоизвлечения, но ни в коем случае не силой или толчком пальцев со значительной высоты. При игре в медленном темпе, частой ошибкой бывает медленное опускание пальцев на клавиши. Хорошо усвойте разницу между медленной игрой и медленными движениями.

    (Ф. Лист. Рапсодия №11. Мендельсон. Концерт №1 (I I Iч. )).
    Легатиссимо legatissimo.

В исполнении этот прием применяется редко. Оно скорее учебный прием. Упражнения двумя способами: либо затягивает один звук после другого и держит все так долго, пока пальцы вынуждены будут перегруппироваться (1) в новое положение (так называемое полное legatissimo), либо передерживанием звука наполовину их длительности и только потом отпускаем предыдущий палец (так называемое половинное legatissimo) (2). Занимаясь легатиссимо, мы применяем выразительный прием нажатием опоры (опорой). Однако пальцы в этом случае ошибаются больше, чем при игре кантилены, когда они почти вытянуты. На этом приеме мы активно тренируемкрепость пальцев. Однако нужно позаботиться о том, чтобы крупные мышцы, вовлеченные в работу, после звукоизвлечения тот час же прекратили интенсивное нажатие пальцев и чтобы кисть и рука оставались свободны.

    И. Шалго “Березка”.
    Ф. Шопен. Соната Си минор. II ч.
    Приемы звукоизвлечения свободным падением.
    Свободное падение всей рукой.

Распространенный термин “свободное падение” не совсем точный. Правильнее было бы сказать “направленное, сдержанное опускание руки”. Свободное падение руки, как правило, применяется при ее переносе в отдаленное положение, преимущественно в бравурной, требующей большого размаха игре, где требуется смелость, и где была бы неуместна осторожная игра с тщательно приготовленными перед прикосновением пальцами. Свободное падение рук совершается так: плавно поднимаем руку от плеча до горизонтального положения и, единым непрерывным, округлым движением в сторону дадим ей опуститься на клавиши в отдаленное положение. Локоть естественно и непринужденно отодвигается от корпуса. При движении предплечье зависает в локте, несколько опущено и естественно повернуто к корпусу. Кистьпассивно свисает от запястья. Кисть у своего вертикального положения должна постепенно перейти в горизонтальное, наиболее естественно, это произойдет в самой высокой точке: на границе подъема и падения руки. В таком положении рука опускается до тех пор, покавытянутые пальцы мягко не опустятся на клавиши. Свободное падение привело бы, несомненно, к слишком резкому удару пальцами по клавишам. Качество звука, естественно, пострадало бы. Этого можно избежать, если руководить“направлять”или несколько тормозить падение руки. Поэтому мы должны ударять по клавишам с небольшой высоты массивной частью вытянутого пальца, но не в коем случае не кончиком. Нужно представить, что они не падают на твердое дерево, а словно“погружаются”в податливый материал. После звукоизвлечения кисть не останавливается, а продолжает падение до тех пор, пока рука не потянет ее вверх, для подготовки к следующему падению. Свободное падение применяется не только в бравуре широкого размаха и в лирических партиях, при совсем слабой динамике, при исполнении мягкого выразительного туше, или первого звука приемом снятия. Главная задача: - качество звука. Об этом не придется беспокоиться, если рука будет свободна, мы соответственно направим падение и чувствительно погрузим вытянутые пальцы в клавиши.

    Упражнения:
    Легкий и упругий отскок и падение клавиш на пальцы.
    Свободное падение от локтя.

Свободным падением от локтя мы играем интервалы, аккорды и отдельные звуки чаще всего в сильной динамике, если в них выражено решительное или патетическое содержание.

    Исполнение:

предплечье поднято от локтя, рука с тяжелым локтем свободно опущена, с высоко поднятого запястья кисть свисает совершенно свободно, пальцы направлены к клавишам. Они абсолютно свободны и поэтому естественно вытянуты. Только в сильной динамике пальцы несколько фиксируются в суставах кисти. Пальцы достают клавиши с незначительной высоты, чуть сдержанным свободным падением. Туше собранными кончиками пальцев наиболее упругое. Одновременно с извлечением звука кисть с запястьем пружинят“вверх-вниз”.

Нельзя применять толчок. Применяется направленное надавливание. Ф. Лист. Концерт ми бемоль мажор.

    STACCATO
    Пальцевое:
    От клавиши:
    а) пальцевое от клавиши (при слабой динамике)
    б) staccatissimo
    Сверху:
    staccato сверху
    Рукой от локтя от запястья
    От клавиши:
    а) staccato броском
    б) staccato отражением
    (рикошетом)
    Сверху:
    а) staccato свободным падением
    руки.
    б) локтевое staccato.
    в) staccato запястьем.
    Staccato пальцевое от клавиши.

Рука и запястье, и кисть абсолютно свободны, приготовленные пальцы лежат на клавишах. После слабого, легкого и короткого удара, палец тот час же отскакивает, почти не отдаляясь от клавиши, staccato пальцев от клавиши (в слабой динамике) шлифует короткое и легкое туше и развивает, подобно legato пассивному, чувствительность и нежность в кончиках пальцев. Л. В. Бетховен. Соната ля мажор. Соч. 2. №2 I I – часть.

    Largo appassionato.
    Stakkatissimo.

Является одним из самых действенных приемов для выработки твердости пальцев, особенно их ногтевых фаланг. В исполнении его применяют, когда требуется исключительно резкий, отрывистый, жесткий звук. Подготовленный, фиксированный палец отскакивает или резко скользит через клавишу (край клавиши) по направлению к ладони, словно“выдалбливает”.

Фиксация пальцев и суставов кисти, необходимая в момент звукоизвлечения, должна быть сразу нарушена. Палец возвращается в исходное положение, а кисть, запястье и рука остаются свободными.

    Прокофьев. Сарказм №2.
    Staccato пальцевое (сверху) толчком.

С помощью пальцевого staccato сверху вырабатывается, прежде всего, податливость суставов кисти, легкая подвижность и пружинность пальцев. Играющие пальцы перед звукоизвлечением слегка приподняты. Клавишу нажимают как можно легче, прямо сверху и предельно пружинисто. Молниеносно выполненный толчок и отскок. Одновременно с прикосновением к клавишам пальцы точно также проворно и легко возвращаются в исходное положение.

Staccato пальцевое применяется при игре в быстром темпе или, если над ними под стаккатными звуками есть удерживаемый голос. Упражнения:

    Staccato броском.

Рука и запястье абсолютно свободны и податливы. Неиграющие пальцы чуть-чуть приподняты, играющие (в соответствии с динамикой) более или менее фиксируются и подготавливаются на клавишах. Ударяют их коротко, одновременно с ударом кисть с предплечьем при участии руки легко подскакивают над клавишами и одним, непрерывным, плавным и направленным движением падает назад для подготовки следующего удара. Повторно: движение начинается от локтя при участии руки. Применяются, как правило, в медленных эпизодах, с обособленными звуками, интервалами или аккордами, где есть возможность подготовить пальцы перед использованием приема.

Такое же стаккато очень часто используется в конце пассажей при бравурной игре, основанной на широких движениях. При этом главным приемом звукоизвлечения являетсяотрывистый удар. В сильной динамике следует очень резко отбросить или оттолкнуть руку в конце виртуозного пассажа, а в слабой как можно легче и воздушнее оттолкнуть. Иногда рука подбрасывается прямовверх, иногда в сторону.

    Шопен. Скерцо си минор. Presto con fuaco.
    Staccato рикошетом.

Кисть и пальцы зафиксированы. Сильным, резким и коротким ударом кисть, ведомую запястьем, отталкиваем по направлению к крышке инструмента. Рука, совершающая этот прием, быстро вытягивается, кисть свисает от запястья, пальцы сжимаются, как бы“сворачиваясь”в кулак. Почти одновременно со звукоизвлечением, напряжение в руке снимается, кисть руки расслабляется и отпускается до исходного положения, пальцы готовятся к новому удару. При исполнении стаккато рикошетом, значительная роль принадлежит всей верхней части корпуса, которая в момент рикошета рукой вперед отклоняется назад.

Этот сильный и резкий прием используется в этюдах с ярко выраженной кульминацией, при патетических акцентах.

    Ф. Лист. Этюд “Дикая охота”.
    Стаккато локтевое.

Рука с утяжеленным локтем свободно опущена, предплечье приподнято. От высоко поднятого запястья кисть свисает свободно вниз, пальцы направлены к клавишам. Они полностью расслаблены и спокойно вытянуты. В сильной динамике пальцы несколько фиксируются вместе с суставами кисти, в которых они надежно укреплены.

Звук извлекается свободным падением пальцев на клавиши с высоты несколько сантиметров, свободно спокойно удерживаемым, но неактивным ударом кончиков пальцев–очень легким, неупругим. Мышцы предплечья не должны напрягаться. Локоть словно смазанный маслом.

Локтевое стаккато применяется гораздо чаще и шире, чем другие виды стаккато. Его используют в быстрых и самых быстрых темпах, одинаково в сильной и слабой динамике.

    Моцарт. Соната си бемоль мажор. К 570 - I I I часть.
    Моцарт. Соната ля мажор. К 331- I I I часть.
    Стаккато запястное (рр).

Запястное стаккато применяется только при исполнении легкого вибрато в очень быстрых этюдах, когда необходимо сыграть обрывистые звуки и интервалы вслабой динамике. Вся рука и особенно запястье совершенно свободные, упругие, податливые, легкие. Пальцы свободно свисают от суставов к кисти, которая даже при подъеме сохраняет свое выпуклое положение. Чем быстрее вибрация, тем меньше колебания, при этом пальцы почти не отдаляются от клавиши.

Кисть легко и непосредственно поднимается в запястье и как можно более упруго и легко опускается на клавиши. Пальцы фиксируются с ощущением заостренности в кончиках настолько, чтобы наверняка попасть на клавишу. Отскок совершается только движением запястья, без участия пальцев. Следует предостеречь от применения этого приема в сильной динамике и от чрезмерного, судорожного подъема кисти.

    Заключение.

В заключение хочется сказать, что при всей этой работе над технической стороной, нельзя забывать о главной цели– художественной передаче замысла автора, раскрытия образа. Техника не цель, а средство для передачи замысла. В пианистической практике, понятно, могут возникнуть определенные изменения, вольности, комбинация и приемов движений. Для выражения конкретного содержания часто требуются своеобразные отклонения от школьного способа игры с“образными движениями”. Если интерпретатор понимает и правильно чувствует содержание произведения или фразы, всякие внешние проявления возникнут сами по себе, рефлекторно. Двигательную реакцию на внутреннее переживание часто невозможно преодолеть. В конце концов, она естественна и понята. Интерпретатор, особенно с живым темпераментом, должен, однако, постоянно контролировать себя, чтобы укрощать свой пыл, проявляющийся в преувеличенных движениях. Основной нашей задачей является воспитание грамотного пианиста, обладающего технической эрудицией, понимающего, что техника является лишь средством к достижению совершенства, в котором, однако, подлинное искусство не может не нуждаться.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.