Рефераты. Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья

Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья

14

Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья

1. Различные подходы к понятию "здоровье"

Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, физиологи и т.д. (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, П.П. Горбенко, В.И. Дубровский, Т.В. Карасева, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, СП. Толстов), что иллюстрирует комплексный характер проблемы.

Многообразие взглядов на сущность понятия "здоровье" и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно. Более того, значительные трудности при анализе такого всеобъемлющего понятия как "здоровье", возникают еще и из-за того, что до всякого научного языка, предполагающего хотя бы минимальные требования в отношении строгости и четкости его употребления, оно достаточно широко используется и в обыденном языке, где заботе об однозначности понимания часто отводится не первое место.

В понятие "здоровье" заключено великое множество самых разных смыслов и смысловых оттенков, которые, очевидно, не могут быть охвачены никакой из существующих областей знания. А поскольку это понятие отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, оно, естественно, так или иначе понимается в любой культуре и переоценивается всякий раз, когда культура переживает глубокие и радикальные трансформации. Очевидно, именно таков и наш современный период, символизируемый сменой тысячелетий.

Определение понятия "здоровье" с давних времен является одним из труднейших научных и методологических вопросов. Все исследователи согласны с тем, что здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека.

"Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни..."

Л.Н. Толстой устами Андрея Болконского говорил, что "в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье..."

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Но на данной стадии развития общества это определение не представляется исчерпывающим и достаточно удовлетворительным и критикуется во многих работах, посвященных категории "здоровье". Его критикуют: за идеальность цели, которую никогда не достичь; за то, что неопределенное понятие "здоровье" определяется через субъективное понятие "благополучие"; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком; за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе; за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья (В.П. Казначеев).

Между тем, человеческий организм находится в постоянном изменении и развитии, причем эта динамика - одно из необходимых условий физического и душевного здоровья (Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко).

Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо врожденные или приобретенные физические дефекты, даже в стадии комненсации, Г. А, Кураев, С.К. Сергеев и Ю. В, Шленов (1996) подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что человеческий организм должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как существо воинствующее, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но известно, что биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития.

Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека - реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности. В соответствии с этим, здоровье может быть определено, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловнорефлекторных, инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.

Состояние здоровья определяется функцией физиологических систем организма с учетом полового и возрастного факторов, а также зависит от географических и климатических условий. На основе этих критериев дается формальное заключение о нем при наборе в армию, приеме на работу, в учебные заведения, при оценке ответственности за различные наказуемые преступления и т.д. Состояние здоровья не исключает уже имеющегося в организме, но еще не обнаруженного болезнетворного начала. Оно не исключает также колебаний в самочувствии человека. Следовательно, понятие здоровья, хотя и противопоставляется понятию болезни, но может быть связано с последним многочисленными переходными состояниями.

Отсюда возникает понятие о субъективном и объективном здоровье, когда, с одной стороны, при плохом самочувствии отсутствуют объективные подтверждающие его данные, с другой, когда эти данные отмечаются, а самочувствие остается до определенного времени хорошим. Отсюда также возникло понятие "практически здоровый человек" - определенное состояние, при котором объективно имеются патологические изменения, не отражающиеся на жизненных восприятиях и работоспособности человека.

2. Основные компоненты здоровья

В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер, от развития самосознания и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Оно относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

4. Нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье связано с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет духовность человека.

Интересный, с нашей точки зрения, подход к рассмотрению проблемы здоровья, к формированию его культуры предложил В. М Розин. Он понимает и трактует здоровье как феномен культуры, как фактор социальной эволюции. По определению автора "здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными и медицинскими технологиями. Но осознается этот артефакт обычно в превращенной форме (как естественный феномен), последнее объясняется необходимостью оправдать медицинские технологии "природой человека"".

Рассматривая здоровье как философскую проблему, как феномен культуры В. М Розин предлагает два основных дискурса здоровья - медицинский и духовно-экологический. Представление о дискурсах сегодня является достаточно распространенным в философии и социологии, но разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. В философии и социологии дискурс - это сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Для автора дискурс - это, во-первых, указание на определенный подход к изучению, во-вторых, выражение в языке интересующего исследователя явления, в-третьих, дискурс позволяет понять, как исследователь считает возможным влиять на рассматриваемое им явление.

Лауреат Нобелевской премии мыслитель и миссионер А. Швейцер предостерегал: "Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе".

Несомненно, что решение глобальных проблем состоит пе в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что включает в себя гуманистические ориентиры и ценности (Б.С. Гершунский). Реальные потребности нашего времени вызывают настоятельную необходимость пересмотра технократической парадигмы (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). А единственной альтернативой может стать гуманистическая парадигма, объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы взаимоотношения человека с природой, с обществом, с другим человеком на основе общечеловеческих ценностей.

Проблема соотношения этих двух парадигм требует взвешенного подхода и не может быть решена однозначно с позиции какой либо одной парадигмы.

Технократическая идеология также необходима, как и гуманистическая. Следует не противопоставлять их, а видеть каким образом они, дополняя друг друга, способствуют решению многообразных глобальных проблем современности.

Осмысление проблемы здоровья человека в контексте глобальных проблем современности вводит нас в более широкую проблему культуры. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что противоречия развития культуры приобрели общечеловеческие масштабы, вылились в глобальный кризис культуры, относительно которого все отдельные глобальные проблемы современности предстают как его выражение Следовательно, создавая условия для осознания студентами значения здоровья для полноценной и счастливой жизни, формируя у них ориентацию на сохранение здоровья, мы тем самым способствуем и преодолению кризиса культуры.

Это особенно важно в современных условиях переоценки ценностей, когда здоровье должно занять первое место в иерархии потребностей человека.

Особенно это относится к молодежи, которая, пока еще здорова, о здоровье думает мало (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Только тогда взрослый человек будет иметь возможность устранять появляющуюся вследствие кризиса культуры исчерпанность возможностей развития человечества.

Актуальность для человечества поиска способов сохранения здоровья выдвигает эту проблематику на центральное место не только в медицинской, но и в педагогической науке. Это можно объяснить тем, что педагогическая наука разрабатывает способы приобщения учащихся, студентов к ценности "здоровье" как форме культуры. Ориентация учащейся молодежи на культуру здоровья осуществляется в процессе образования, поскольку оно располагает возможностями устранять негативные тенденции в духовной позиции человека, общества. Образование, благодаря тому, что "оно общечеловечно", приобщая учащихся, студентов к ценностям, транслирует культуру, которая становится одним из ведущих путей обретения человеком своей сущности (В.А. Конев) В далекие времена наши предки были в значительной степени беззащитны перед различными заболеваниями в силу своего незнания, в силу слабого развития науки и такое положение дел иногда спасали различные табу.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.