Рефераты. Активизация мыслительной деятельности на учебных занятиях

а уроках русского языка в можно использовать способ сотрудничества при проверке домашнего задания. Очень эффективно проверять домашнее задание в группах. Состав групп ведь может меняться от урока к уроку, а может оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что ученики работают вместе слаженно, заинтересованно и главное, эффективно.

Например, ребятам предлагается проверить правильность выполненных дома упражнений. Причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если выявляется у кого-то ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет причину допущенной ошибки. Ошибка исправляется, а ученик пишет в тетради объяснение, почему допущено исправление. Тогда ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4), подписав все выполнение домашнего задания. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.

В педагогической практике в качестве активизации мыслительной деятельности при проверке домашнего задания широко используется игровая форма.

Например: проверка домашнего задания в 4 классе, тема - «Диалог»

Перед опросом, например, можно разыграть отрывок из рассказа Н. Носова «Бенгальские огни»).

«На другой день я прихожу к Мишке после обеда, а он сидит и толчёт бенгальские огни в ступе.

- Что же ты, - говорю, - не мог раньше сделать? Ехать пора, а ты

возишься!

- Да я делал и раньше, только, наверное, мало серы клал. Они шипят, дымят, а гореть не хотят.

- Ну и брось, всё равно ничего не выйдет.

- Нет, теперь, наверное, выйдет. Надо только побольше серы класть.

После инсценировки можно переходить к вопросам.

Учитель. Ребята, сколько человек принимали участие в разговоре?

Ученики. Двое.

Учитель. Как называется такая беседа?

Ученики. Диалог.

Учитель. Если к участникам беседы присоединится третий, четвёртый и т.д. говорящий то, как эта беседа будет называться?

Ученики. Тоже диалог.

Приведем еще один пример:

Тема домашнего задания - «Словосочетание»

Для проверки готовится карточка - тест.

Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов.

Данные сочетания слов являются словосочетаниями:

1) осенний день;

2) урок начался;

3) купить книгу;

4) в лесу.

Ответ: 1) ; 3).

Целесообразно проводить проверку домашнего задания в форме дискуссии.

Например, при проверке домашнего задания по теме «Причастие» ученику предлагается сформулировать собственную точку зрения на высказанные в учебнике мысли в отношении того, что же такое причастие, аргументировать ее.

Можно изложить и другие точки зрения, почерпнутые из других справочных источников или собственную точку зрения, отличную от мнения ученых, но тоже аргументировать ее.

Так, первыми взяли слово сторонники точки зрения, изложенной в учебнике: «В споре о том, что же такое причастие, мы присоединяемся к тем ученым, которые считают, что причастие - это особая форма глагола». Какие доказательства мы можем привести в подтверждение этой точки зрения? И далее следуют аргументы в пользу данной точки зрения. Сторонники других точек зрения задали вопросы:

- Если причастие - это форма глагола, почему мы не изучаем причастие вместе с глаголом?

- Точного ответа мы не знаем, но, наверное, потому, что причастие имеет и признаки прилагательного.

- Если причастие имеет признаки прилагательного, тогда почему вы считаете его глагольной формой?

- Потому что глагольные признаки - постоянные, а признаки прилагательного - непостоянные. Следовательно, глагольные признаки сильнее.

Дальше выступают сторонники точки зрения, что причастие является видом прилагательного:

Нам кажется, что причастие ближе к прилагательному - ведь причастие описывает предмет, как и прилагательное, но только по действию. Причастие придает предметам еще более колоритную окраску ... и так далее. Здесь нет возможности описывать всю разгоревшуюся по этому поводу дискуссию, нам важно было показать, что даже такой, казалось бы, скучный материал, как причастие, может стать, во-первых, предметом самостоятельного исследования и, во-вторых, и на этом материале можно развивать интеллектуальные умения школьников, стимулируя их к аргументированной дискуссии, к более глубокому познанию сущности изучаемого явления.

При проверке домашней работы полезно поставить ряд вопросов, которые позволят проверить, насколько учащиеся сознательно и самостоятельно подошли к выполнению домашнего задания. Например, проверяя упражнение по русскому языку в четвертом классе по теме «Главные и второстепенные члены предложения», в котором нужно было списать текст и подчеркнуть главные члены предложения, можно поставить следующие вопросы:

- Прочитайте предложения, в которых есть только подлежащее и сказуемое.

- Прочитайте предложения, в которых есть и главные и второстепенные члены.

- Подлежащее главный или второстепенный член предложения?

Такая беседа позволит не только проверить самостоятельность выполнения домашней работы, но и поможет ученику лучше разобраться во взаимосвязях между подлежащими и сказуемыми, имеющими место в данном упражнении.[10, c.22]

Особую значимость приобретает проверка домашней работы, если она органически связана с изучением нового материала. Учителю в этом случае необходимо продумать как само домашнее задание, так и вопросы, связанные с его проверкой.

Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися. Данная работа является естественным продолжением использования различных приёмов проверки домашнего задания учителем и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля.

Выводы:

- развитие мыслительной активности учащихся при проверке домашнего задания зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя.

- источниками мыслительной активности могут быть:

1. содержание учебного материала,

2. процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

3. резервы личности учащегося и преподавателя;

- формами проявления мыслительной активности при проверке домашнего задания на занятии являются:

1.самостоятельность;

2. индивидуальное творчество;

- в практике педагогов применяются следующие формы и способы активизации мыслительной деятельности при проверке домашнего задания: игровая форма, дискуссия, способ сотрудничества, творческие задания.

Заключение

В данной работе нами были сделаны следующие выводы:

1. Задачи и задания являются одними из важнейших средств активизации мыслительной деятельности учащихся. Эффективность использования задач и заданий зависит от их правильного применения в сочетании с другими способами и средствами

2. Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся;

- существуют 2 основные группы вопросов:

а) вопросы, направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний.

б) вопросы, направленные на поиск новых знаний - проблемные вопросы.

При применении вопросов в сочетании обеих групп достигается их максимальная эффективность.

3. Условиями успешного применения приемов и способов активизации являются:

а) максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

б) ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

в) эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

4. Существуют следующие формы проверки домашнего задания: устный опрос, самопроверка по образцу, проверка письменных работ.

5. Развитие мыслительной активности учащихся при проверке домашнего задания зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя.

Источниками мыслительной активности могут быть:

- содержание учебного материала,

- процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

- резервы личности учащегося и преподавателя;

Формами проявления мыслительной активности при проверке домашнего задания на занятии являются:

- самостоятельность;

- индивидуальное творчество;

Условиями формирования мыслительной активности являются:

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Изучение литературы, теоретические исследования в данной курсовой работе позволяют определить следующие формы и способы, без которых не может быть эффективной работы по активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания:

-игровая форма,

-дискуссия,

-способ сотрудничества,

-творческие задания.

Выбор тех или иных форм и способов активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания во многом предопределяется целью и логикой урока.

Методические приложения

План конспект урока русского языка 3 класса

Тема урока: «Изложение текста повествовательного характера с элементами описания».

Цель урока: сформировать у детей умение делить текст на части, определять основную мысль текста, воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: сборник текстов для изложений в начальных классах, составленный В. И. Яковлевой.

Ход урока

I. Объяснение темы, цели урока.

1. Запись в тетрадях темы.

II. Проверка домашнего задания.

Дома дети читали текст «Колокольчики» по И. Соколову-Микитову.

«Я очень люблю эти простые цветы - весёлые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: сколько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. А выше всех, всех веселее меловые колокольчики. От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Всё лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов».

Учащиеся получили задание: запомнить содержание текста и пересказать его, разделить текст на части, озаглавить рассказ.

Чтобы развить у детей творческие способности и активизировать их мыслительную деятельность, учитель задает следующие вопросы: чему удивился писатель, когда вышел из леса на луг? Почему луг был похож на праздничный хоровод? Как колокольчики приветствовали гостя? Можно ли сказать, что мы как будто прибывали на этом лугу? Как автору удалось добиться такого впечатления? Какие слова особенно помогли увидеть и понять эту картину?

Следующим этапом было коллективное составление плана. Вот какой план был составлен детьми:

1. Сколько цветов!

2. Праздничный хоровод.

3. Милые колокольчики приветствуют гостя.

На доске я написала слова писатель, автор, гость.

- Зачем я написала эти слова?

- Эти слова помогут нам избежать при пересказе повторения слова писатель.

После составления плана учащиеся устно пересказывали текст по плану.

Во время пересказа внимание учащихся направляется не на запоминание произносимого товарищем текста, а на его анализ. Учащиеся отмечают, что Дима В. Хорошо описывает колокольчики, они, эти малые цветы луга, кланяются, приветствуют гостя. Дима последовательно, по плану ведёт пересказ.

Для активизации мыслительной деятельности учитель дает разные задания.

Так Вове С. предложено включить в пересказ такое описание колокольчиков:

А вот над лугом слышится лёгкий серебристый звон. Это пробежал ветерок. И закивали, закачались головки колокольчиков.

Вот пересказ Вовы С.:

Как-то вышел писатель из лесу на луг. И вот диво! На лугу - праздничный хоровод!

Белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек. А вот над лугом слышится лёгкий серебристый звон.

Это лиловые колокольчики, милые цветы наших лугов. И как только гость цветочного луга взглянул на них, они закивали головками, радостно приветствовали писателя.

Вова С. хорошо справился с заданием и дал красочное описание колокольчиков.

Группе учащихся было предложено другое задание: придумать своё заключение к тексту и высказать своё отношение к описываемому. Например, Феде Г. предложили высказать своё отношение с помощью таких слов:

Но всё чаще встречаются луга и лужайки без колокольчиков. Давайте, ребята, будем охранять эти милые цветы!

И Федя Г. тоже хорошо справился с поставленной задачей. Вот что он написал:

Вышел писатель на луг и удивился: "Сколько цветов!"

Вот белеют ромашки, вьётся по травке синий горошек, красуются жёлтые одуванчики.

А всех выше колышутся лиловые колокольчики. Настоящий праздничный хоровод цветов!

Но не на всех лугах нас встречают колокольчики. Всё реже мы слышим их тоненький серебристый перезвон. А чтобы радовали нас милые цветы, их надо охранять.

Предлагаются и другие задания учащимся. Так, Оле В. И Серёже Г. предлагается план текста в форме вопросительных предложений (план написан на карточках):

1. Чему удивился писатель, когда вышел из лесу?

2. Почему цветы похожи на праздничный хоровод?

3. Как колокольчики приветствовали гостя?

В нашем случае проверка домашней работы связана с изучением нового материала - изложения текста.

Устный пересказ с творческими изменениями и дополнениями представляют собой начало соответствующей работы - письменного изложения.

III. После пересказа и его анализа учащиеся приступают к написанию изложения данного текста по коллективно составленному плану.

На следующем уроке проводится редактирование текстов. Учащиеся дают оценку лучших работ, помогают тем, у кого встретились ошибки.

План конспект урока русского языка 6 (а) класс.

Тема урока. Разбор слова по составу.

Цели урока:

- научить детей правильно и последовательно разбирать слова по составу;

- закрепить у учащихся умение образовывать разные слова при помощи приставок и суффиксов, подбирать однокоренные слова;

- воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, чувство юмора, артистизм.

Тип урока.

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся.

Оборудование:

1) иллюстрированные карточки для индивидуального задания;

2) опорные иллюстрированные таблицы;

3) иллюстрации животных;

4) рисунок "Части слова".

Ход урока.

I. Объяснение темы, цели урока.

1. Запись в тетрадях темы.

2. Слово учителя: Сегодня, ребята, все части слова пришли к нам на урок. Мы знакомились с ними, слушали о них сказки, сами сочиняли о них истории. Мы их часто путали, они всё время ссорились. Сегодня мы должны их помирить. Обобщить всё, что мы выучили по теме "Состав слова". А ещё наша задача - закрепить умение правильно разбирать слова по составу.

II. Проверка домашнего задания.

1. Инсценированная сказка "О Корне, Приставке, Суффиксе, Окончании".

Автор: Ребята, мы вам покажем сказку, а вы, просмотрев её, должны выполнить задание: в два столбика выписать как можно больше слов, которые скажут Суффикс и Приставка, и выделить в них эти части слова.

В Грамматическом царстве, Орфографическом государстве жили-были части слова: старый, грозный господин Корень, его ещё называли Корном, за ним всегда следовал услужливый мистер Суффикс.

(Медленно заходит Корень, кланяется, за ним семенит Суффикс, несёт стульчик).

Суффикс: Дорогой Коренёк, вы бы сели на пенёк. У вас устали ножки, вы долго шли по дорожке.

Автор: Не отставали от них всегда весёлое Окончание и самая сварливая и приставучая приставка - графиня Приставка.

(Идёт Приставка, ругается и обгоняет Окончание).

Приставка: Подождите, подождите! Вы опять меня обошли, перешли, обогнали, перегнали! Я должна быть первой! Я самая красивая! Я самая умная!

Все (хором): Что?!

Автор: Ой! Что тут началось!

(Все пытаются встать первыми в ряд, ругаются. Вбегает Основа).

Основа: Стоп! Стоп! Ну разве можно так шуметь. Ведь на вас смотрят ребята. Я Основа, вы все вместе одинаково родные и дорогие мне. А вместе с окончанием мы - сила!

(Говоря эти слова, Основа строит всех по порядку:

Ребята, давайте скажем заветные слова и никогда не будем ссориться.

Все (хором): Давайте жить дружно!

Основа:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Автор: Вот и сказке конец.

2. Чтение учащимися выполненного задания по просмотренной сказке:

Коренёк подождите

пенёк обошли

ножки перешли

по дорожке обогнали

перегнали

3. Проверка правила "Чередование звуков в корне слова" с использованием иллюстрированной опорной картинки и слов из сказки:

ножке - нога; дорожке - дорога.

III. Закрепление знаний, умений, навыков учащихся.

1. Работа с учебником. Чтение образца устного разбора слова по составу.

2. Зрительный диктант. Учитель показывает картинки животных, ребята записывают образованные слова (детёнышей животных), выделяя суффиксы.

Лев - львёнок, медведь - медвежонок, слон - слонёнок, петух - петушок (цыплёнок), кот- котёнок, зайчик - зайчонок, белочка - бельчонок, лиса - лисёнок, конь - жеребёнок, собака - щенок, корова - телёнок.

3. Словарный диктант по сигнальным карточкам. Составить и записать по 2 слова по данным схемам

4. Конкурс "Кто быстрее". Задание: составить и записать как можно больше однокоренных слов от корней -вод- и -лов-.

IV. Подведение итогов урока

1. Объяснение домашнего задания.

Повторение орфограммы "Правописание безударной гласной (проверяемой и непроверяемой) в корне слова" с использованием иллюстрированных опорных картинок:

2. Творческое задание: придумай название к картинке или напиши сочинение-миниатюру по картинке.

Использованная литература

1. Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности//Педагогика, 1998, № 8.

2. Андреев А.В. Творческий подход к проверке домашнего задания// Педагогика 1999, № 6.

3. Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998, № 3.

4. Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности учащихся// Педагогика, 1993, № 1.

5. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.

6. Кацубинская Л.А. Организация познавательной деятельности//Педагогика, 1990, № 8.

7. Коротаева Е.В. Уровни мыслительной активности // Народное образование. 1995. № 10.

8. Кулыгина А. Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994, № 1.

9. Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3.

10. Познавательные задачи в обучении русского языка// Русский язык в школе, 2000. № 3.

11. Сенько Ю.В. Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. М., 1989.

12. Шамова Т.И. Активизация обучения учащихся. М., 1982.

13. Широкий Е.Н. Развитие мыслительной активности учащихся//Педагогика, 1990, № 10.

14. Харламов И.Ф. Педагогика М., 2000.

15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.