Рефераты. Активизация познавательной деятельности на уроках истории в 7-9 классах

p align="left">Практическая работа на уроке используется не так часто в школьной практике. Обычно она занимает часть урока, реже - целый урок. Примерами практической работы могут быть: работа с контурной картой, конструирование макета или модели и др. Практические работы могут осуществляться с видеорядом и с компьютерными программами.

Игра и практическая работа соединяются в игре «Творческая лаборатория». В игре учащиеся делятся на 4 группы. Учащиеся получают игровые задания, выполняя которые они становятся сценаристами и актёрами, журналистами, художниками-иллюстраторами, историками-картографами. Группы получают карточки с соответствующими заданиями. Например, по теме «Движение декабристов» задания могут выглядеть следующим образом:

· создание мини-видеофильма (спектакля) - комментария по теме;

· создание исторического альманаха;

· создание исторической карты;

· написание сообщения о восстании, предназначавшегося для воображаемого помещения в газеты и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года иностранным государствам).

Желательно, чтобы темы этих четырёх заданий для 4 групп относились к разным историческим периодам декабристского движения. Например:

1. Видеофильм «Собрание тайного общества «Союз благоденствия». Сюжетом к фильму может стать эпизод, когда члены Союза принимают решение о самороспуске, замышляя освободиться от умеренных, колеблющихся, случайно попавших в общество людей, а после этого создать новую организацию, которая смело пойдёт на революционные преобразования. Фильм учащиеся могут снимать за пределами школы - в интерьерах изысканной обстановки музея, чьей-либо квартиры, в развалинах старого здания, на фоне пейзажей, передающих дух эпохи первой половины XIX века. Учащиеся могут подумать о костюмах согласно моде этого периода, сами создать сценарий видеофильма. На уроке они показывают видеокассету классу (если нет видеокамеры, то это может быть небольшая сценка).

2. Создание исторического альманаха, посвящённого самому восстанию или периоду, начиная со времени организации Северного и Южного обществ до 14 декабря.

Перед тем, как подобное задание будет предложено учащимся, учителю целесообразно ознакомить их со следующей справкой.

Из Энциклопедического словаря. «Книговедение» - Альманахом называют:

а) непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т.д.;

б) сборники литературных произведений, часто объединённые по какому-либо признаку.

Из Словаря иностранных слов (сост. Михельсон, 1883. С. 41):

Альманах - … периодический сборник статей в прозе и стихах, с картинками. В России альманахи появились в конце XVIII века, особенно популярны стали в XIX веке. С 1823 по 1825 годы декабристами Рылеевым К.Ф. и Бестужевым А.А. издаётся альманах «Полярная звезда».

Примером современного исторического альманаха может служить «Книга исторических сенсаций», - М., 1993.

3. Историческая карта может быть посвящена ссылке декабристов. На карте России необходимо будет указать стрелками пути следования декабристов в Сибирь, а кружками разного цвета или мелкими фигурками:

а) города, через которые декабристы следовали в Сибирь;

б) места отбывания декабристами каторжных работ;

в) основные места, где жили декабристы на поселении и т.д. по усмотрению учащихся.

4. Этот вид работы учащихся может быть самостоятельной игрой «Проблемная ситуация». С её помощью происходит мотивация для работы с документальным материалом. Игра строится на создании проблемной ситуации для школьников. При изучении восстания декабристов в качестве проблемной может выступать ситуация, представленная учителем, следующим образом: «Представьте себе, что вы журналисты газеты «Санкт-петербургские ведомости». На дворе 14 декабря 1825 года. Вам нужно написать сообщение о восстании, предназначающееся для помещения в газету и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года за рубежом)».

Важно поставить проблему, довести до сведения ребят, в каком сложном положении оказался Николай I, которому не так просто было представить события, произошедшие в первый день его правления, за рубежом. После представления работ учащихся можно прочитать действительное сообщение Николая I.

После этого можно рассказать, что буквально через 3 дня властями было дано совсем другое толкование событий, и, таким образом, игра может вывести на серьёзную работу с документами. Игра, в данном случае, будет хорошей подготовительной и мотивационной основой.

Работа заканчивается обсуждением и выяснением научной значимости документов. При этом могут быть заданы следующие вопросы:

- Адекватно ли представлены события 14 декабря 1825 года в первом документе?

- Почему Николай I преуменьшает роль и размах событий?

- Какими мотивами это можно объяснить?

- Что говорится в первом документе о численности восставших?

- В ком «бунтовщики» нашли себе поддержку?

- Говорится ли в документе о главных героях восстания?

- Какие цели ставили перед собой восставшие на самом деле?

- Известны ли были они правительству (хотя бы в общих чертах)?

- Как вы думаете, поверили ли этому сообщению иностранные дипломаты?

- Есть ли какие - то изменения в следующем документе?

- Что объявляется главной причиной «заговора»?

- Как можно понять фразу о «заразе, извне к нам занесённой»? Какие события проходили в Европе, на которые мог ссылаться Николай I?

- Какую историческую информацию вам удалось извлечь из этих документов?

2. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и

обобщение исторического материала.

К дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры. В свою очередь игры с правилами делятся на словесно-логические и игры - головоломки.

Словесно - логические - это игры, в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста.

К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции. Примерами словесно-логических игр могут быть игры: «Аукцион», «Исторический снежный ком», «Вассал-сеньор», «Реставрация», «Исторические пятнашки», «Историческая азбука», «Отгадай героя», «Отгадай термин», «Продолжи рассказ», «Ассоциации» и т. д.

Рассмотрим игру «Ассоциации». В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Ведущий называет какого-либо героя (или исторический термин). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Петр I может ассоциироваться с российским флотом, с Меньшиковым, но могут быть ассоциации не совсем понятные, например, с Иваном Грозным. В этом случае можно попросить объяснить, почему возникла такая ассоциация. Воображение у всех детей разное, и поэтому некоторые ассоциации могут быть далёкими от истории. В этом случае лучше не заострять на них внимание.

Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством этой игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания: «Ребята, с помощью ваших ассоциаций мы повторили с вами почти всё, что изучили о Петре I, но что же мы всё-таки пропустили?»

Игры - головоломки - это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания.

Побуждает школьников к этим играм стремление проявить смекалку, ловкость в умственной деятельности. К играм - головоломкам относятся такие, как: «Слово по вертикали», «Карты прошлого и настоящего», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие.

Подробнее рассмотрим игру «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. Допустим, современный историк решил пройти тем же путём, каким когда-то шёл исследуемый им герой. По каким географическим пунктам ему надо следовать теперь?

Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания географической (исторической) карты.

В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты - на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер.

Именно новая позиция, в которую становится ребёнок (занять её он может благодаря тому, что воображает себя кем-то иным), создаёт привлекательность ролевой игры для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребёнка. На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. Реализуя в воображаемых условиях игры какие-то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица. У учебных ролевых игр есть особенность: чем лучше они подготовлены, тем они интересней и эффективней в дидактическом плане. Плохо подготовленная ролевая игра, когда ученики слабо знают свои роли и мало ориентируются в предлагаемой им игровой ситуации, не может быть эффективна в дидактическом плане. Этим ролевая игра отличается от игры с правилами - последняя, после того, как её несложные правила усвоены учащимися, не требует подготовки и с успехом проходит тогда, когда учащиеся заранее не предупреждены о предстоящей игре.

Комплексные игры включают в себя элементы, как ролевых игр, так и игр с правилами. К ролевым и комплексным играм относятся такие игры, как: «Музей», «Путешествие в прошлое», «Импровизация на тему…», «Интервью с историческими героями», «Светский салон XIX века», «Новый учитель», «Урок-суд» и так далее.

Подробнее можно рассмотреть игру «Интервью с историческими героями». Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность, например: Иван Грозный, Пётр I, Александр Суворов, Степан Разин и другие, можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, один из которых герой, а другой - журналист, а также весь класс, если речь пойдёт о пресс-конференции.

Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы.

Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).

Подводя итог этой главы необходимо отметить, что игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.

Заключение

Подводя итоги выполненной выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:

- для успешного преподавания истории в 7 - 9 классах необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории;

- подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность;

- важная задача учителя - обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;

- одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения;

- существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний;

- в целях качественного преподавания истории учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;

- важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов у учащихся в процессе учебной деятельности;

- привлечение на уроках современного материала является средством достижения сознательного отношения подростков к учению, которое придаёт обучению актуальность;

- на основе предложенного материала автор считает, что наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как семинар, игра, видеоматериалы, познавательные задачи. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.

В работе предложены практические рекомендации для учителей истории, несколько видов игр, несколько типов семинаров, которые помогут учителю в практической деятельности. Автор также продолжит вести исследовательскую деятельность в курсе преподавания истории общеобразовательной школы.

Содержание данной выпускной квалификационной работы может быть использовано учителем при организации реального учебно-воспитательного процесса, а также в рамках профессиональной подготовки студентов по специальности «История».

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 1984.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:

(Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982. 192 с.

3. Бондаревский В..Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.- 412 с.

5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-ое изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.-- М., 1988.

7. Гудков А. Н., Гудкова О. П.. Работа с видеоматериалами на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 2002, № 8, с. 51 - 55.

8. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1988. -256 с.

9. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории.-- М., 1969.- 187 с.

10. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории.-- М., 1978.- 176 с.

11. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (5-8 кл.). - М.: Просвещение, 1992. - 287 с.

12. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе. -2005. - №7.- с. 41-42.

13. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.-- М., 1990. - 162 с.

14. Лернер И. Я.. Проблемное обучение. М.: Просвещение ,1974. - с.198

15. Лейбенгруб П. С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 1993, № 4, с. 36 - 37.

16. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

17. Макаев И. Если ваш ребёнок - левша. - СПб.: Питер, 1995. - 103 с.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. / Под ред. Ф. П. Коровкина, Н. И. Запорожец. - М.: Просвещение, 1980. - 307 с.

18. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. // С. А. Ежова, А. В. Дружкова и др. - М: Просвещение, 1986. - 216 с.

19. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Н. Г. Дайри.-- М., 1978.-- Ч. 2.

20. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 1979. -249с.

21. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Просвещение, 1981. - 193 с.

22. Озерский И. 3. Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1989. -208 с.

23. Стражев А.И. Методика преподавания истории.-- М., 1964.- 311 с.

24. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

25. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. - 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 3).

26. Шкарина И. Б. Применений информационных технологий в учебном процессе. // Преподавание истории в школе, 2003, № 9, с. 44.

27. Щукина Г.И.Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1972. - 218 с.

Приложение 1

Игра «Чистая доска»

Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

Другой вариант игры может включать небольшое соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов. В этом случае необходимо отмечать, какой ряд ответил на тот или иной вопрос.

Приложение 2

Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи.

1. Внимательно прочтите условия задачи и запомните вопросы к ней.

2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

5. Обязательно докажите своё решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

8. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи i сделали и доказали.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.