Рефераты. Анализ современной дидактической концепции Занкова

p align="left">В работах Л. В. Занкова находим следующие определения общего развития, которые по ходу исследования видоизменялись и уточнялись. "Под общим развитием мы понимаем развитие личности ребенка, всех ее сторон... Если иметь в виду традиционное деление психики на ум, волю и чувства, то общее развитие включает в себя все эти три линии. Мы убеждены, однако, в том, что упомянутое трехчленное деление обречено на отмирание: оно несомненно будет заменено другими направлениями психологического анализа. Поэтому мы и не пользуемся им, а предпочитаем говорить об изучаемых нами анализирующем наблюдении, отвлеченном мышлении и практических действиях как о формах психической деятельности. Конечно, наблюдение и мышление больше подходят к первой аналитической линии, т. е. к умственной деятельности (в современных пособиях по психологии их обычно называют "познавательными процессами"). Однако вряд ли можно сомневаться в том, что при выполнении заданий, которые предлагались нами школьникам в целях изучения наблюдения и мышления, существенное место занимает то, что обычно называют "познанием цели действия", "подчинением своих действий поставленной задаче", "волевым усилием", т. е. то, что относится к области воли. И уж совершенно ясно, что в практических действиях, направленных на изготовление материального объекта, познавательные процессы невозможно отделить от волевых актов". Изучение развития по названным линиям могло служить и исследованию эмоциональных реакций учащихся.

В монографии "Обучение и развитие" общее развитие рассматривается как целостное движение психики. "В изучении хода общего развития мы исходим из представления о целостности развития... Общее психическое развитие ребенка происходит как поступательное движение его взаимодействия с окружающим миром". И затем ставится и обсуждается вопрос о том, как проникнуть в эту целостность. "Какова же целесообразная структура методики психологического изучения развития? -- пишет автор.-- Адекватным мы считаем изучение по линиям развития психической деятельности. Своеобразие каждой из них как определенной формы проявления единого дает возможность проникнуть в сущность поступательного движения психической деятельности. Отмеченный способ изучения отвечает требованиям анализа как разложения на единицы. Такой анализ дает возможность познать целое, в то время как противоположный ему вид анализа -- разложение на элементы -- уничтожает свойства целого". Далее обосновывается адекватность методик изучения наблюдательности, мышления, практических действий задаче изучения общего развития школьников, показывается, что эти линии развития, отличаясь своеобразием по своему содержанию и структуре, в то же время при определенной методике их исследования отражают характер психической деятельности с точки зрения ее целостности.

Из приведенной трактовки Л.В. Занковым общего развития и способов его изучения следует вывод: исследовательский подход к проблеме развития психики ребенка, при котором для изучения выделяются единицы психической деятельности, репрезентирующие целое (подобно тому, как капля воды дает возможность познать свойства воды в целом), удовлетворяет утверждению Л. С. Выготского о том, что в психике "существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов", его стремлению продвигаться при изучении развития психики к раскрытию, к познанию функционирования этого единства, а не только интеллекта, не только сознания.

Таким образом, если обычно при изучении зависимости развития от обучения, а также при построении обучения, эффективного для развития детей, используют положение Выготского о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости опираться на зону ближайшего развития, то для Занкова не меньшее значение имело и другое фундаментальное положение Выготского -- о необходимости создавать условия, обеспечивающие единство функционирования аффективных и интеллектуальных процессов, которое и выступает как внутренний фактор, определяющий развитие.

Именно так строилась экспериментальная система обучения, созданная под руководством Л. В. Занкова.

2. Общая характеристика системы развивающего обучения по Л.В. Занкову

Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.

Система Л.В. Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы ХХ в. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.

Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В. Занкова при Министерстве образования России.

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: массовая.

Целевые ориентации

* Высокое общее развитие личности.

* Создание основы Для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).

Гипотезы Л. В. Занкова

Развитие Л.В. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.

Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.

Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека

В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.

Когнитивные структуры - это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его.

Когнитивные структуры - субстрат умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.

Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.

Сложные структуры создаются из более простых, диффузных, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.

3. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова

Система начального обучения Л. В. Занкова изначально ставила перед собой задачу "высокого общего развития учащихся". Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов ("ума"), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека ("воли"), и нравственно-этических качеств, проявляющихся во всех видах деятельности ("чувств"). Общее развитие представляет собой формирование и качественные изменения таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы -- основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности. "Процесс учения у наших учеников, -- писал Л.В. Занков, -- менее всего похож на размеренное и холодное "восприятие учебного материала", -- он пронизан тем трепетным чувством, которое рождается тогда, когда человек восхищён неисчерпаемой сокровищницей знаний".

Для решения поставленной задачи нельзя было ограничиваться только усовершенствованием методики учебных предметов. В 60--70 годы XX века была разработана новая целостная дидактическая система обучения, единым основанием и стержнем которой стали принципы построения учебного процесса. Суть их состояла в следующем.

Исходя из того, что школьные программы того времени были слабо насыщены образовательным материалом, а методы обучения не способствовали творческой активности учеников, первым принципом новой системы стал принцип обучения на высоком уровне трудности.

Выступая против многократных повторений изученного материала, однообразных и монотонных упражнений, Л.В. Занков ввёл принцип изучения материала быстрым темпом, который подразумевал постоянную и динамичную перемену учебных задач и действий.

Не отрицая того, что начальная школа должна формировать орфографические, вычислительные и другие навыки, Л.В. Занков выступал против пассивно-репродуктивных, "натаскивающих" методов и призывал формировать навыки на основе глубокого осмысления закономерностей той науки, которая легла в основу учебного предмета. Так возник принцип ведущей роли теоретических знаний, повышающий познавательную сторону начального обучения.

Понятие сознательности обучения, которое трактовалось как понимание содержания учебного материала, было в новой системе обучения расширено до осознанности самого процесса учения. Принцип осознания школьниками процесса учения сделал объектом пристального внимания связи между отдельными частями учебного материала, закономерности грамматических, вычислительных и др. операций, механизм возникновения ошибок и их преодоление.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории исходили из того, что создание определённых условий обучения будет способствовать развитию всех учеников -- от самых сильных до самых слабых. При этом развитие будет проходить в индивидуальном темпе, в зависимости от склонностей и способностей каждого ученика.

Со времени разработки этих принципов прошло более 40 лет, и сегодня возникла необходимость их осмысления с позиций современной педагогики.

Изучение современного состояния образовательной системы Л.В. Занкова, в частности реализации принципов, показало, что трактовка некоторых из них в педагогической практике исказилась.

Так, слова "быстрый темп" стали ассоциироваться в основном с сокращением времени на изучение программного материала. При этом не соблюдались те авторские условия, не использовались в должной мере те занковские "педагогические средства", которые, собственно, и делали обучение более ёмким и интенсивным.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории предлагали интенсифицировать учебный процесс за счёт комплексного изучения дидактических единиц, рассматривания каждой дидактической единицы в разных её функциях и аспектах, за счёт постоянного включения в работу ранее пройденного материала. Это позволяло отказаться от традиционного "пережёвывания" уже известного школьникам, многократных однообразных повторений, ведущих к умственной лени, к духовной апатии, а следовательно, тормозящих развитие детей. В противовес им и были введены в формулировку одного из принципов слова "быстрый темп", которые имели в виду иную организацию изучения материала.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.