Рефераты. Анализ современных технологий обучения истории

1. История средних веков. Учебное пособие для 7-х классов ср. образовательной школы. - Запорожье: ПРЕМЪЕР, 2000. - 485 с.

22. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (анализ зарубежного опыта). - Рига: ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998.-180 с.

23. Колосков А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1984 - 425 с.

24. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 256 с.

25. Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону: МАРТ, 2002.- 215 с.

26. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1985.

27. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах, /Под ред. Ф. П. Коровкина и Н. И. Запорожец. Пособие для учителей. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1970. - 400 с.

28. Моргун В.Ф. Інтеграція і диференціація освіти: особистісний та технологічний аспект // ПОСТМЕТОДИКА. - 1996. - 193 с.

29. Одаренные дети - Перевод с англ. (общ. ред. Г.В.Бурменской и Слуцкого В.М.). - М.: ПРОГРЕСС, 1991.-160 с.

30. Окунев А.А. Как учить не уча. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 1996. - 195 с.

31. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей редакцией В.С. Кукушина. - Серия Педагогическое образование. - Ростов на Дону: МАРТ, 2002. - 456 с.

32. Прохорова Г. А. Обучение приемам составления планов по тексту учебника VII класса //Преподавание истории в школе.- 1975.- № 4.- 163 с.

33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - 159 с.

34. Селевко Г.К., Маркова Н.И., Левина О.Р. Научи себя учиться. - М.: НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 1999. - 154 с.

35. Сенновский И.Б. и Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 203 с.

36. Станкевич В.А. Методика преподавания истории в средней школе // Преподавание истории в школе - 1987 - №4. - 305 с.

37. Степанищев А. П. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

38. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с.

39. Хомерики О.Т. Развитие школы как инновационный процесс. - М.: ОБЩЕСТВО, 1997. - 200 с.

40. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 311 с.

41. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2001. - 603 с.

42. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1988. - 201 с.

Приложение 1

Тема: Киевская Русь во времена княжения Ольги и Святослава

Цель: выяснить историческое значение деятельности Святослава. Позитивные и негативные последствия; научить описывать деятельность выдающихся исторических деятелей, оценивать их деятельность, противясь на собственные знания и учитывая мнения других, развивать умение анализировать и критически относиться к мнениям других; воспитывать любовь к прошлому.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Вид занятия: "Суд истории" на тему "Святослав - выдающийся властитель или нерассудительный авантюрист?".

Подготовительный этап

Этот урок нуждается в детальной подготовке, во время которой учитель разрабатывает организационно-методическое обеспечение: схему работы, инструкционные карточки с заданиями и тому подобное.

За две - три недели учитель объявляет тему урока-суда, дату его проведения, распределяет роли (судья, свидетели защиты, свидетели обвинения, круг присяжных), выдает инструктивные карточки, предоставляет и список источников (произведения Г. Аркаса, Е. Маланюка, Н.Полонской-Василенко, П.Толочко, Ибн Хаукаля, А. Лотоцкого, О.Субтельного, и др.) для самостоятельной подготовки.

Структура урока

1. Организационный момент

2. "Суд истории" на тему "Святослав - выдающийся властитель или нерассудительный авантюрист?"

3. Итоговый этап

4. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент: вступительное слово учителя.

Сегодня произойдет необычный урок - "Суд истории" на тему "Святослав - выдающийся властитель или нерассудительный авантюрист?!". Но не приговор мы должны вынести князю, а выяснить его роль и место в истории Украины, определить результаты деятельности.

2. "Суд истории" на тему "Святослав - выдающийся властитель или нерассудительный авантюрист?!"

Судья:

- Всем встать - суд идет! Сегодня у нас на порядке денном стоит один из важнейших в истории Украины вопросов - определения исторической роли князя Святослава. Ведь среди историков существуют различные точки зрения. Например, Г. Грушевский говорит, что Святослав - "не хитрый чудодей, что все делает штукой, а смелый и чесной рыцарь - воин, что во всем поступает, открыто и смело, ищет добыче ни богатства, ценит только славу военную и для нее одной живет". А украинский поэт Е. Маланюк так характеризуй князя Святослава: "Як общественный варяг, Святослав не был ни дипломатом, ни даже политиком". Поэтому попробуем выяснить истину кто же этот князь - нерассудительный авантюрист, выразитель воли жены или выдающийся полководец и мудрый государственный деятель.

Свидетели обвинения.

Первый свидетель: "Ты, князь, чужую землю ищешь и блудишь, а свою оставил"

Второй свидетель: "Святослав справедливый рыцарь, очень отважный. А как шел с кем воевать, то оповещал "Иду на вас!" Это он делал для того, чтоб враги имели время подготовиться к бою, ибо считал, что не рыцарски неожиданно, тайком на кого-то нападать. Святослав - это князь-воин, который любил быть в походах, но дома в княжестве хозяйничала? община, а он даже не вмешивался в ее управление".

Третий свидетель: "Як общественный варяг, Святослав не есть ни дипломатом, ни даже политиком".

Четвертый свидетель: "Этот князь - образец больших полководцев, не является примером государя большого, потому что славу победы уважал больше государственного блага".

Пятый свидетель: "Однако в делах Украины Святослав играл скорее негативную роль, и правы бояре, которые высказывали ему, что, ища чужие земли, он пренебрегал своими. Уничтожение Хозарского каганату принесло Руси только вред, ибо она сама не способна была бороться против кочевников, которые в течение четырех веков главенствовали в степях. Палканска политика князя также не дала ничего Русі".

Шестой свидетель: "Святослав, заботясь о международном авторитете Руси, укрепления ее экономических позиций на черноморских рынках, не так активно интересовался внутренними делами. Бесспорно, он был прирожденным полководцем, но, к сожалению, не мог должным образом оценили настоящую опасность кочевых орд печенегов. А между тем бороться с ними стала для Руси важной необходимостью".

Свидетели защиты.

Первый свидетель: "Теперь не осталось ни слуха от болгар, ни от буртасов, ни от хазар, ибо Русь уничтожила их всех, отобрала у них все земли и захватила себе, а те, кто спаслись из ее рук, разбегались недалеко желая остаться вблизи своих стран и надеясь прийти к согласию с Русью и подчиниться ей, и это все благодаря Святославу".

Второй свидетель: "Святослав воинственный князь, с рыцарским нравом. Но в то же время он глубоко включился в международные отношения сыграл в них огромную роль. Он воевал в течение всего правления и походами своими охватил грандиозную территорию: имя его гремело на всей Восточной Европе и Западной Азии. Его знали писатели Византии и арабского мира. Святослав был политическим деятелем, который участвовал в больших событиях на Востоке Европы".

Третий свидетель: "Святослав был отважный и храбрый. О нем знали все соседи Украины. Святослав всю свою жизнь провел не в Киеве в палатах, но в походах, в поле, со своими воинами, которые его очень любили, ибо он жил так просто, как они. А на врагов своих не нападал хитро, неожиданно, а посылал своего посла, чтоб пересказывал врагу его военный вызов: "Иду на вас!". Много походов сделал он на своем веку, многие воины закончил победителем, много военной добычи привез в Украину".

Четвертый свидетель: "Святослав был завзятым воякой, всю жизнь свою провел в походах. Воевал он не ради пользы, как Олег, а только ради славы казацкой и победы. В походах никогда не хитрил, а смело и честно, как бравый рыцарь, заранее извещал: "Иду на вас!".

Пятый свидетель: "Святослав - отважный и пылкий, прямолинейный и строгий в первую очередь был князем-воином. Непрерывно воевал, любил славные дела. Его славянское имя, кочевой способ жизни отражали сочетание европейского и азиатского начал. Его правление ознаменовало апогей героических поступков в истории Киевской Руси".

Шестой свидетель: "В отличие от первых князей - Олега и Игоря - Святослав играл более политическую роль в тогдашних международных отношениях Европы и Азии. Он был одним из участников важнейших тогда международных событий. К тому же он часто действовал не по собственной инициативе, а по согласию с другими государствами, принимая таким образом участие в решении заданий европейской и частично азиатской политики".

Седьмой свидетель: "Двадцать лет княжения этого обладателя-полководца - это была без перерыва одна героическая эпопея романтическо-юная. Святославу Завоевателю не повезло увидеть последствия своего бурного действия. Но более далекие эпохи развития Киевского государства - эпоха Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха вряд ли были бы осуществлены в их размерах: Святослав Завоеватель дал мерило и для народа, и для земли. Возможно - навсегда".

Восьмой свидетель: "Еще больше укрепил позиции Киевского государства князь Святослав, который для ее утверждения вел постоянные войны. В частности, на протяжении 965-967 гг. он разгромил хазарских каганат, Волгу Болгарию, включил в состав государства вятичей, добыл придунайские города, вынудил считаться с интересами Киевской Руси и Византию.

И хотя он погиб в 972 г. в битве с печенегами, именно ему, человеку смелому с рыцарским нравом, удалось закончить объединение восточнословянских земель в одном государстве с центром в Киеве".

Круг присяжных:

- Выслушав свидетелей обвинения и свидетелей защиты, мы при шли к следующим выводам:

· во-первых, Святослав был обычным человеком, и, несмотря на величие, ему были присущие некоторые слабости в политической деятельности. Но эти слабости были незаметны, потому что их затмевала отвага, воинственность, храбрость, простота, мудрость и любовь к родной земле - это те обстоятельства, которые суд должен учесть в первую очередь;

· во-вторых, вся деятельность князя была направлена на укрепление Киевской Руси, на поднесение ее к уровню Византии;

· в-третьих, всю свою политику он проводил честно, гордо стоял перед врагом, не пугаясь печенежских, хазарских и других мечей;

· в-четвертых, именно Святослав завершил объединение всех восточнославянских земель в одно государство, которое стало основой для последующего ее развития во времена Владимира Большого и Ярослава Мудрого;

· в-пятых, современный взгляд и оценки не могут реально отвечать тому времени, обычаям, условиям, традициям, за которых жил и правил князь Святослав.

Судья:

- Выслушав свидетелей защиты и свидетелей обвинения, а также приняв в внимание мнение присяжных, суд истории постановляет: "Признать князя Святослава выдающимся полководцем и выдающимся деятелем в свое время, что справедливо вошел в историю. Цитируя слова историка можно сказать, что это Александр нашей давней истории".

3. Итоговый этап: учитель подводит итоги урока, анализирует, была ли достигнута цель урока - выяснение исторического значения деятельности князя Святослава, оценивает деятельность учеников.

4. Домашнее задание:

· Проработать текст учебника.

· Сложить короткий рассказ "Моя встреча с князем Святославом".

· Подготовить устный ответ на вопрос: "Справедливо ли сравнение князя Святослава с Александром Македонским? ".

Источник: Прохорова Г. А. Обучение приемам составления планов по тексту учебника VII класса//Преподавание истории в школе.- 1975.- № 4.- С.83.

Приложение 2

Примеры трех уровней компьютерных программ

первый уровень компьютерных программ

Вопрос: что называется данью?

Ответ: Это натуральный или денежный побор, получаемый с победителем с побежденного, иногда ее выплачивали и как выкуп, с целью избежания военных столкновений. В период складывания раннефеодальных государств дань взималась с племен, находящихся под властью племенного вождя (князя). (Нажмите на клавишу смена кадров).

Вопрос: с какого времени дань известна в истории Руси?

Ответ: В истории Руси дань известна с IX века (нажмите на клавишу смена кадров).

Вопрос: Когда была отменена дань в России?

Ответ: Дань была отменена в 1679 г. и т. д.

Программы данного уровня - простейшие. Они могут использоваться как для получения знаний, так и для контроля за ходом учебы. Применены они в условиях недостатка учебников и учебных пособий, а так же для развития интереса у учащихся к использованию компьютерной техники.

Один из вариантов ее модернизации:

Вопрос: Что называется данью? (нажмите на клавишу смена кадров).

Ответ: Это натуральный или денежный побор, получаемый победителем с побежденного…

Подвопрос: Приведите подтверждающий пример.

Ответ: Уплата дани монгола - татарам покоренными русскими княжествами в XIII-XV в. Иногда ее выплачивали как выкуп с целью избежания военных столкновений…

Подвопрос: Вспомните наиболее яркие примеры сбора дани киевскими князьями в X в.

Ответ: Сбор дани с древлян князем Игорем Старым в 945г. и т.д.

Модернизированная таким образом программа может быть использована для более углубленного изучения материала, особенно в классах, к учащимся подходит дифференцированно.

второй уровень компьютерных программ

Вопрос: Что включает политика "военного коммунизма"?

Ответы:

1. Политика, повлекшая за собой национализацию крупной промышленности, сдачу крестьянами излишков хлеба, трудовую повинность для буржуазии.

2. Политика направленная на ущемление интересов среднего крестьянина на подавление буржуазии, крупной частной торговли. введение всеобщей трудовой повинности.

3. Политика, мероприятиями которой являлись национализация средних и большинства мелких предприятий, запрещение любой частной торговли, введение продразверстки и всеобщей трудовой повинности.

4. Политика, имевшая целью ликвидировать всю крупную и мелкую частную собственность, заставить всех трудиться, конфисковать хлеб и другие продукты у кулаков.

третий уровень компьютерных программ

Сценарий программы выглядит так:

Вопрос: Что называется Постом? (ответ наберите на клавиатуре).

1. Запрещение.

6. Пища.

2. Религии.

7. День.

3. Употребление.

8. Семь недель.

4. Мясная.

9. Часы.

5. Молочная.

10. Полный.

Оценки:

Отлично - в изложении ответа использованы все десять терминов.

Хорошо - в изложении ответа использованы первые восемь терминов.

Удовлетворительно - в изложении ответа использованы первые шесть терминов.

Неудовлетворительно - любые другие варианты ответов.

Надо:

Запрещения, предписываемые отдельными религиями, употреблять в определенный промежуток времени мясную и молочную пищу, а так же полный запрет приема пищи в определенные часы и дни. Распространяются от одного дня до семи недель.

четвертый уровень компьютерных программ

Схема сценария - кадроплана четвертого уровня программы может выглядеть так:

Вопрос: Что называется Постом?

(Ответ наберите на клавиатуре).

(Нажмите на клавиатуре определение оценки)

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО > НАБЕРИТЕ ОВЕТ ЕЩЕ РАЗ > НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО > СМ. ИСТОЧНИК > НАБЕРИТЕ ОТВЕТ С УЧЕТОМ НОВЫХ ЗНАНИЙ > УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО > ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕТЕ ПОВЫСИТЬ ОЦЕНКУ, СМ. ИСТОЧНИКИ > НАБЕРИТЕ ОТВЕТ С УЧЕТОМ ЗНАНИЙ > ХОРОШО > ЕСЛИ ЖЕЛАЕТЕ ЕЩЕ ПОВЫСИТЬ ОЦЕНКУ, СМ. ИСТОЧНИКИ > НАБЕРИТЕ ОТВЕТ С УЧЕТОМ НОВЫХ ЗНАНИЙ > ВЫ ДОПУСТИЛИ НЕТОЧНОСТЬ В ОТВЕТЕ, ПОПРОБУЙТЕ ЕЩЕ РАЗ > ОТЛИЧНО, МОЛОДЕЦ!

Источник: Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С.285-290.

Приложение 3

Обучающие и контролирующие программы

Два варианта текста: из источника и программный.

Текст из источника

Программный вариант

Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы являлся прогрессирующий процесс разложения феодально-крепостнической системы.

Начало этого процесса можно отмести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридцатилетие. В 30-50-е годы XIX в. противоречия между старыми феодальными производственными отношениями и развивающимися производственными силами общества достигают степени конфликта, т.е. перерастают в кризис феодального способа производства. В недрах крепостнической системы в этот период развивались новые капиталистические отношения.

В первой половине XIX века, происходил процесс разложения феодально-крепостнической системы. 30-50 годы XIX века, перерастают в кризис феодального способа производства в недрах крепостнической системы развивались новые капиталистические отношения.

В основной части программы учитывается то, что учащийся слабо усвоил (полностью не усвоил) тот или иной вопрос. Здесь предусматривается подсказка в виде указания, где можно найти материал по данному вопросу.

Контролирующие программы

Разработка сценария-кадроплана контролирующей программы осуществляется на основе пятиблокового алгоритма.

1. выделение круга проблем положений изучаемых учащимися и подлежащих контролю

>

2. формулирование к ним вопросов с учетом конкретности и непродолжительности ответов

>

3. выработка полных ответов на сформулированные вопросы

v

v

<

4. выделение из ответов основополагающей терминологии без использования которой, получить правильный ответ будет невозможно

>

5. структурирование и составление сценария кадроплана занятия для ввода в компьютер

Источник: Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения исто-рии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С.290-292.

Приложение 2

Приложение 3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.