Рефераты. Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен

p align="left"> Требовательность учителя проявляется во всем - в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.

Учительница начальных классов двадцать восьмой Смоленской средней школы Яковлева А.И. по отношению к учащимся требовательна не только в выполнении ими учебных обязанностей, но и в соблюдении правил поведения на улице и в общественных местах. От её наблюдательного взора ни ускользает ни один плахой поступок учеников. Педагог держит систематическую связь с родителями. Дисциплина учащихся на уроке прекрасная, знания их прочны и глубоки, класс дружный. Ученики приучены соблюдать правила поведения на уроке и перемене, а также вне школы [27, 42]. Требования учителя хорошо выполняются, если его поддерживает ученический коллектив. В том случае, если учитель не достаточно требователен, учащиеся плохо готовят задания, надеясь на снисходительность “доброго” учителя, становятся неисполнительными, плохо усваивают программу.

У такого учителя учащиеся не получают глубоких и прочных знаний, и это приносит им большой вред. Хороший учитель требователен и вместе с тем справедлив.

Нельзя не остановиться на вопросе о “ любимых” и “ нелюбимых” учениках. Существует точка зрения, что наличие у учителя “любимчиков” в классе снижает его авторитет, якобы к любимому ученику учитель относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Учителю нельзя отказать в паве иметь любимых учеников “А раз любишь - ничего не прощай, требуй больше”. Недаром Макаренко А.С. писал, что уважение к личности воспитанника и требовательность к нему являются одними из основных принципов в работе учителя и воспитателя. Все дело должно состоять в том, чтобы учитель в самом плохом ученике мог найти положительные черты и, опираясь на них, сумел полюбить его и перевоспитать. А это возможно только тогда, когда учитель будет хорошо знать своих учеников, знать положительные и отрицательные черты характера каждого, в отношении с ними проявлять чуткость, отзывчивость, требовательность и справедливость.

Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя-воспитателя и учащихся и др.

Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

Способность учителя в процессе классной и внеклассной работы все видеть, все знать, по едва заметным признакам каждого ученика или класса в целом судить о настроении учащихся, о понимании или не понимании ими объяснения педагога, о подготовленности их к уроку, о совершенном тем или иным учащимся поступки также является профессиональном - психологическим качеством хорошего учителя.

Учитель - мастер своего дела обладает наблюдательностью ученого и в понимании душевных переживаний своих учеников - знаниями психолога.

В воспитании у учителей культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и сделать его организованно и целенаправленно.

Знания в области указанных наук помогут учителю правильно оценивать каждый поступок своих учеников и научно обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.

В творческой педагогической деятельности не бывает двух совершенно одинаковых случаев, требующих одних и тех же мер педагогического воздействия. Одна и та же мера по отношению к одному учащемуся даёт положительный эффект, по отношению к другому - отрицательный, а по отношению к третьему не даёт ни какого эффекта. Лучшие учителя знают индивидуальные особенности каждого ученика, понимают психологию ребёнка, находят путь к сердцу своих воспитанников и в этом видит радость творческого педагогического труда.

Профессионально - психологические качества у учителя воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.

Педагогическая профессия требует от учителя постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Всесторонность интересов и знаний учителя является необходимым условием его успешной школьной и общественной работы. Плохо, если знания и общее развития учителя не выходят за рамки узкой предметной специальности. А еще хуже, если его знания укладываются в объём учебника. Такой учитель не пользуется авторитетом среди учащихся и сам не получает нравственного удовлетворения от своего труда.

При разрешении воспитательных или учебных вопросов учитель не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других учителей. Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов и является педагогический такт. Педагогический такт невозможен без знания учителем своего предмета и педагогической науки, особенно возрастной и педагогической психологии.

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.

Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям [27, 127].

Педагогический такт - это умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём. В одинаковой степени это относится к учебной и воспитательной работе. На уроке педагогический такт в основном является следствием глубокого знания учителем своего предмета и владения методикой, знаниями возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В воспитательной же работе педагогический такт - результат знания основ педагогики, общей и детской психологии. Это умение учителя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние ученика, его побуждения, интересы и найти наиболее действенную меру воспитания.

Педагогический такт - это мера педагогической целесообразности и полезности поступков учителя, его слов, средств и вообще обращения с учащимися. Все то, что выходит за пределы педагогической целесообразности, что в действиях и поступках учителя противоречит воспитательным задачам, является нарушением педагогического такта. Педагогический такт позволяет учителю творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы с учетом конкретной обстановки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Учитель, не проявляющий во взаимоотношениях с учащимися педагогического такта, не может пользоваться авторитетом. Учительница М.П. одной из школ г.Смоленска хорошо знает своё дело, имеет большой опыт преподавания в школе, принимает участие в общественной работе, любит свое дело, но не отличается наблюдательностью и знанием детской психологии. В своём четвёртом классе она называет всех учеников по фамилии, а одну девочку по имени. Дети, конечно, на это обратили внимание и дома обижались на свою учительницу. Они чутко реагируют на всякие, казалось бы “мелочи” и это влияет на их отношение к учителю. Требовательность, чуткость, справедливость и честность учителя в отношении к учащимся в том - то и состоят, что он одинаково ко всем и своей наблюдательностью и “педагогическим чутьём” улавливает всякие изменения в поведении класса, проявляет педагогический такт. В педагогическом такте переплетаются лучшие качества учителя.

Признаком педагогического такта учителя являются педагогически оправданная творческая изобретательность, педагогическая находчивость, инициативность учителя, позволяющие в процессе работы с детьми творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы. Быстрое принятие решения и его исполнения являются необходимым признаком педагогического такта только в том случае, когда оно вызывается необходимостью, конкретными условиями. Предположим, ученик на уроке нарушил правила поведения. Чтобы навести порядок в классе, нужно сразу избрать соответствующую меру

педагогического воздействия. На помощь учителю в таких случаях приходит его педагогический такт, педагогическая находчивость.

Педагогический такт является необходимым условием завоевания учителем авторитета среди учащихся - этой основой воспитательного воздействия. Авторитетные учителя, как правило, обладают педагогическим тактом (чутки, отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают педагогические вопросы, инициативно, находчивы, сообразительны, имеют самообладание и терпение, во взаимоотношениях с учащимися не допускают грубости и не применяют антипедагогических мер воздействия, обладают навыками и привычками культурного поведения, в совершенстве знают свой учебный предмет и методику преподавания, имеют высокий нравственный облик).

Авторитет учителя-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками.

Так, характеризует демократический стиль педагогического взаимодействия, можно подчеркнуть, что он наиболее приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса.

Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважительного отношения к учащимся, пользуется подлинным авторитетом у детей, они ему доверяют, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью, советом. Дисциплина на его уроках, как правило, сознательная. Если учитель руководствуется демократическими принципами, то для его класса будет характерен “ мажорный” психологический климат, высокий уровень групповой сплочённости.

Мимика демократического педагога сдержанная, твёрдая, но без признаков жестокости: лицо его спокойно, выражает волевые черты его характера. Поза, как правило, открыта и подчеркивает чувство собственного достоинства , он не допускает лишних, хаотических движений, не скован, всё в его поведении говорит об уравновешенности и выдержке. Демократичный педагог не повышает голоса на детей, старается быть ровным в общении с учащимися, обращается к ним по именам, не выделяет” любимчиков”. В процессе организации деятельности он чаще употребляет выражения, характеризующие просьбу, обоснованное и логичное требование.

Для авторитарного стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно требовательно и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путём диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что учащиеся боятся такого учителя, стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Он часто пользуется мнимым авторитетом.

Психологический климат в классе, которым руководит авторитарный педагог, псевдо интеллигентен. Для его мимики характерно преобладание хмурого, колючего взгляда, часто в выражении лица можно прочесть недовольства, снобизм или преувеличенное самомнение .В его жестах чувствуется властная нетерпимость к мнению оппонента. Авторитетный

педагог может накричать на детей, может грубо оборвать неверный ответ ученика. Организует деятельность в приказном тоне, часто употребляя при этом категоричные высказывания. У него за частую бывает скандированная речь.

Для либерального стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого учителя плохая, в классе шумно, дети не слушают объяснений. Либеральный стиль также имеет негативные последствия . Часто школьники выражают недовольство и протест против такого стиля классного руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности , неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с учащимися в практике работы учителя недопустимы. Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Учитель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку учащимися своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой учитель является социально опасным [32, 67].

Мы рассмотрели личностный и профессиональный компоненты педагогического авторитета. Нужно заметить, что все, рассмотренные качества педагога личностного компонента (любовь к детям, к профессии; уважение доверие к школьнику, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпение, и т.д.) и профессионального компонента (профессиональные знания педагогический такт, стили взаимодействия и т.д.) тесно взаимосвязаны.

Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.

В младшем школьном возрасте ученики признают авторитет учителя, как правило, в первую очередь в силу авторитетности для них самой ролевой позиции педагога. Общеизвестно, что наиболее сильно впечатление на детей производит учитель начальных классов. Объясняется это, с нашей точки зрения, следующими причинами. Учитель начальных классов в представлении школьников - самый совершенный человек, он олицетворяет школу, администрацию, школьный порядок. На формирование авторитета учителя также влияют беседы родителей с детьми о школе. Дети с детства усваивают,

что учителя нужно слушаться, так как это им говорят самые близкие люди - родители. Учащиеся младших классов больше обращают внимание на доброту, отзывчивость, вежливость учителя, его костюм, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приёмам и знаниям учителей. Таким образом, здесь мы можем говорить скорее об авторитете роли, чем об авторитете личности. При этом в большинстве случаев, особенно в первом классе, за учителя признаётся право на принятие ответственных решений как в ситуации, значимой для класса в целом в условиях учебной и вне учебной деятельности.

В подростковым возрасте картина оказывается принципиально отличной: на данном этапе уже недостаточно одного только авторитета роли. Хотя за учителем, как правило, признается право на принятие ответственного решения в ситуации, значимых для класса в целом, и в условиях учебной деятельности. В ситуации же личной заинтересованности подростка и особенно в условиях вне учебной деятельности такое доверие авансируется учителем в меньшей степени, чем это происходит в младшем школьном возрасте. Такое сужение сферы авторитетного влияния, признание авторитета лишь в одной или нескольких областях определяется как спецификация авторитета. Психологические исследования (Кон И.С., Кузьмина Н.В. и др.) показали, что подростки более дифференцированно по сравнению с младшими школьниками подходит к оценке личности педагога и своих взаимоотношений с ним. Если при этом за учителем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личной заинтересованности подростка и тем более в условиях вне учебной деятельности, есть все основания расценивать это как подлинный авторитет личности педагога.

В старшем школьном возрасте чаще всего проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации преимущественно на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, несколько потому, что они учителя, а в силу авторитетности и ли не авторитетности их личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.