Рефераты. Целостность человека как педагогическая категория

p align="left">1) стимулирование самостоятельного перевода студентом эмпирически полученных знаний (при выполнении НИР или лабораторных работ) на уровень более глубоких обобщений, авторских концептуальных выводов;

2) внедрение в образовательную практику методов межличностного взаимодействия на учебном занятии, обеспечивающего обмен личностными смыслами;

3) демонстрация взаимосвязей изучаемого явления с политической, социальной, культурной, экологической сферами бытия, а также психологическим и физиологическим самочувствием индивида;

4) использование возможности выбора индивидуальной траектории освоения учебного материала;

5) вовлечение студентов в анализ ситуации, побуждающей их критически отнестись к сформированным убеждениям и псевдоценностям, развивающей творческое мышление;

6) использование методов, активизирующих способность задавать вопросы;

7) увлеченность преподавателя своим предметом, осознание возможностей личностного развития обучаемого средствами данной дисциплины.

Формой реализации принципа персонификации является обучение на основе идеи диалога культур. Ее применение в профессиональном образовании означает, что обучаемый сравнивает особенности профессиональной деятельности в своей стране и в других странах, выявляет общее и различное. Признаки сходства выводят его на уровень понимания общечеловеческих ценностей, убеждают в их универсальности. Признаки отличий помогают глубже понять особенности своей культуры. Когда студент обнаруживает отличия и сопоставляет их с системой собственных ценностей, обогащается его опыт критического мышления, вырабатывается привычка оценочного отношения к любому знанию. Вне диалога культур оценочная деятельность не получила бы таких благоприятных условий для развития.

Так, при подготовке будущего учителя нахождение студентами признаков сходства и отличий в феномене образования, воспитания, в отношении народов к детству, личности ребенка и их оценка через призму педагогических ценностей способствовала самоопределению студентов в профессиональных ценностных приоритетах. Аналитическая работа сообщала личностную форму всему фактическому знанию, позволяла осознать себя носителем педагогической этики, увидеть глобальную профессиональную миссию в развитии человека.

Другой формой реализации принципа персонификации образовательного процесса является "методика художественной фасилитации", которая рассматривается как усиление процессов познания и самопознания личности посредством постижения ею художественных текстов. По утверждению психологов, чтение книг или просмотр кинофильмов обеспечивают опыт, который есть некоторый сокращенный вариант жизни. Следуя алгоритму методики, читающие студенты, примеряют на себя роли действующих персонажей и пытаются проникнуться их чувствами. Далее, на уровне рационального постижения текста обучаемые осмысливают полученную информацию в свете личных аксиологических и мировоззренческих позиций.

Задачам персонификации образовательного процесса отвечают творческие формы контроля и оценки учебной деятельности студента: портфолио, в которых представлены результаты умственной деятельности студентов, позволяющие проследить динамику развития их ценностного осмысления теоретических идей на протяжении длительного отрезка времени; концептуальные диаграммы, фиксирующие развитие смысловой сферы студента и его профессионального мышления; кейстехнологии, предлагающие студенту решить проблему профессиональной действительности с учетом своих профессионально-ценностных ориентации, и другие.

Принцип метакогнитивной детерминации образовательного процесса. Если персонификация образовательного процесса обобщенно может быть представлена в виде формулы "оценка истинности полученных знаний и выбранных решений с позиции собственных ценностей и личностных смыслов", то напрашивается вывод о существовании обратного процесса -- переоценки собственных ценностей и сложившейся картины мира с помощью критического мышления. Наличие такой способности свидетельствует о высокой степени интеграции внутриличностных структур, успешном функционировании обратной связи между мышлением и ценностной сферой. Выражением этой взаимосвязи служат метакогниции.

В "Трансцендентальной эстетике" И.Кант размышляет над проблемой: "Могу ли я быть уверен, что вещи, которые я воспринимаю, действительно таковыми являются? И тем более, могу ли я быть уверен, что то, каким я вижу свой собственный разум со стороны, во время его работы, является таковым?" [Цит. по: 4, с. 6]. То, каким я вижу свой собственный разум со стороны, во время его работы, и есть то редкое состояние психики, которое ученые называют метакогнитивным состоянием, когда активизируется сверх-познапие, познание своего же мышления, своей аксиосферы или, как его называют в английском звучании, метакогниция.

Метакогниция -- это управление своими же познавательными процессами, наблюдение за собой в процессе принятия решений, в том числе в ситуациях морального выбора, самокоррекция. С помощью метакогниции человек видит ограничения своего мышления, ценностного сознания и исправляет в них то, что мешает управлению индивидуальным бытием. В повседневной жизни обычный человек анализирует свои мыслительные процессы редко. Он делает это, как правило, тогда, когда полученный им результат кажется ему неоправданно низким по сравнению с затраченными усилиями. И тогда он обращается к метакогниции.

Овладение биологическим механизмом саморегуляции, заложенным в метакогниции, особенно важно для будущего специалиста. Его метакогнитивная готовность к профессиональной деятельности обеспечит более высокий уровень творчества, самореализации себя в профессии.

В основе метакогнитивных процессов лежат знания факторов развития личности, факторов, спровоцировавших формирование тех (а не иных) ценностных ориентации, образа мышления. Ф.Джонсон считает неотъемлемой частью профессионального образования формирование у студентов способности распознавать обстоятельства собственной жизни, повлиявшие на структуру ценностного сознания, смысловой сферы и мировоззрения личности. Знание факторов собственного самосовершенствования должно стать частью профессиональной подготовки специалиста любого профиля. Оно позволяет субъекту образования обогащать собственную аксиосферу и корректировать те убеждения, которые стали результатом неблагоприятных жизненных ситуаций и воспитания и затрудняют настоящую самореализацию личности. Такое метакогнитивное знание является условием самосозидания [5, с. 57].

Принцип метакогнитивной детерминации образовательного процесса означает создание условий, позволяющих студенту осознать закономерности собственного развития и увидеть свое ценностное сознание и мышление "со стороны". Например, в рамках методики воспоминаний студентам предлагается проанализировать значимые события, факты собственной биографии, которые существенно изменили установки, образ жизни, структуру личности, восприятие других людей, жизненный смысл в относительно сжатый промежуток времени, иными словами, вызвали скачок в развитии.

Так, студентам Белорусского государственного педагогического университета было предложено проанализировать факторы собственного развития при написании эссе "Великая победа в моей жизни", Анализ представленных студентами работ показал, что ситуации "победы", у каждого человека неповторимы. Некоторые из них связаны с преодолением страха, борьбой с собственными недостатками, другие ассоциируются с содействием счастью другого человека, спасением жизни живого существа, достижением высокого уровня творчества в определенной сфере деятельности, мобилизацией духовных сил, воли с целью успешного, "чудотворного" преодоления длительного физического недуга или возвращения к любимому виду спорта вопреки прогнозам врачей. Несмотря на разнообразие индивидуального опыта, обсуждение эссе студентами подтвердило универсальность психолого-педагогических механизмов, которые приводят человека к победе. В результате их анализа были выявлены условия, которые лежат в основе духовного становления личности; развитие у человека потребности в творчестве, рефлексивных умений, позволяющих адекватно оценить в себе моменты "Я реального" и "Я идеального", наличие установки на личностный рост и самосовершенствование, обращение к вдохновляющим примерам из литературы или биографий людей, жизненные ситуации которых требовали идентичного выбора. Так на примере собственного жизненного опыта студенты выявили условия, которые благоприятствуют дальнейшему самосовершенствованию.

Развитию метакогнитивных способностей студентов содействует раскрытие процессуальной стороны творческой деятельности выдающихся личностей. Знакомство с режимом их работы способствует осознанию закономерности креативного акта и способов метакогнитивного контроля умственной деятельности человека и саморегуляции его поведения, которые обеспечивают высокий результат.

Развивая метакогниции в учебном процессе, мы выигрываем в духовном развитии студента дважды. С одной стороны, стимулируя его на своем предмете к постоянному диалогу с собственным мышлением, мы формируем у него привычку обращаться к такому диалогу не только в учении, но и во всех видах жизнедеятельности, которые связаны с принятием решений. Через метакогниции в обучении закладываются основы искусства жизни, т.е. искусства преодолевать обстоятельства, которые заводят мышление в тупик, и выбирать такую цель работы над собой, которая позволит нам лучше проявить свою индивидуальность, природный дар и способности. С другой стороны, стимулируя метакогнитивную активность студента, мы позволяем ему подняться на новый виток своего совершенствования и испытать радость победы над собой, успеха в управлении собой, осознания своей способности возвышаться, трансцендировать над собственным мышлением и сложившимися убеждениями.

Духовно-гедонистический принцип. Мышление (интеллект) и ценностное сознание выступают по отношению друг к другу средством взаиморегуляции, взаимомоииторипга. Однако один факт их интегрирования и комплементарности (дополнительности по отношению друг к другу) не обеспечивает гарантий развития человека как целостностного, его тождественности самому себе и своей природе. Ценностные ориентации, будучи искаженными, не позволят личности адекватно оценивать продукты ее познавательной деятельности, и не каждая метакогнитивная активность является средством преобразования собственной аксиосферы.

Возникает необходимость обращения к вспомогательному регулятору деятельности личности, помогающему адекватно оценить биологическую значимость для организма тех или иных психических состояний и действий субъекта и подтверждающему правильность выбранного пути самосозидания. Таким регулятором является радость -- эмоция, возникшая в ходе эволюции как внешний знак соответствия образа действий природе человеческих потребностей.

Радость духовная, радость высшего порядка, выражает момент взаимослияния и высокой степени созвучия мысли, действий, личностных ценностей и смыслов субъекта, задает человеку устремление к состоянию, которое обеспечивает ему полноту бытия. Не случайно радость, как было доказано рядом исследований, имеет нейрофизиологические корреляты здоровья человека: вырабатываемые при этой эмоции вещества катализируют иммунные реакции организма. Радость освобождает личность от негативной самостимуляции и напряженных состояний, увеличивая ее адаптационные силы.

Научить человека пользоваться естественным механизмом энергетической и психологической самозащиты, знать и распознавать биологический показатель внутренней гармонии, прислушиваться к нему как ориентиру самосозидающей деятельности призвано образование. И такая его функция реализуется, если основным принципом организации учебно-воспитательного процесса станет духовно-гедонистический принцип -- "педагогика радости".

Выделяются следующие виды радости, которые могут быть продуцированы учебно-воспитательным процессом:

1) гностическая (радость познания), которая проявляется в изумлении обучаемого, познании им красоты, истины;

2) креативная (радость творчества, первооткрывателя);

3) альтруистическая -- радость творения чужой радости, оказания помощи другому;

4) генезисная -- радость собственного роста, динамики личностного развития, осознания себя как творца своей жизни.

Основным источником радости являются творческое самовыражение субъекта образовательного процесса, ситуации успеха. Не менее важным звеном педагогики радости выступает постоянная рефлексия собственного развития, фиксация положительных изменений в характере интерпретации окружающих явлений, в уровне самоожиданий и притязаний. Средство стимулирования такого анализа в системе профессиональной подготовки специалиста -- рефлексопрактика, в рамках которой студенты ведут дневники личностного роста, составляют карту ближайших и дальних перспектив саморазвития, осуществляют ретроспективный анализ учебной деятельности.

Весомым гедонистическим потенциалом обладают методы группового взаимодействия и сотрудничества: джигсо, парламентские игры, групповые кейсы и другие. Они позволяют каждому участнику внести индивидуальный вклад в создание группового проекта, ощутить свою значимость среди сверстников, взять на себя ответственность за принимаемое решение. Такие методы объединяют субъекта с другими, а всеобщее признание, благодарность членов команды усиливают радость успеха, предоставляют возможность почувствовать себя нужным, принятым, любимым и искать в другом человеке положительное, особенное, достойное восхищения.

Список литературы

1. Филатов Б.И. Проблема онтологических оснований целостности человека // Вестник Омского университета. 1997. Вып. 4.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. труды. М.; Воронеж, 2005.

3. Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. Л., 1984.

4. Metacognition and the problem of self-reference: A Kantian view. University of Maryland, 2004.

5. Johnson Ph. A metacognitive affective approach to values education. Melbourne, 2002.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.