Рефераты. Человек выбирает профессию

p align="left">Предпочтительные места проживания детей, в% к опрошенным Данные этой таблицы - результаты ответов 'на вопрос: "Где, вы считаете, лучше жить вашим детям? ", который задавался молодым мужчинам и женщинам, имеющим детей. Судя по этой таблице, большинство сельских родителей будет ориентировать своих детей на жизнь в городе. Таблица весьма точно соотносится с данными о миграции между переписями 1970 и 1979 года: за эти 9 лет сельское население Орловской области уменьшилось на 30 процентов - больше, чем в любой другой области страны. Несомненно, что позиции родителей - важная непосредственная причина этого результата.

Подавляющее большинство опрошенных в этом исследовании выпускников средней школы хотело поступить в вуз. Две трети колхозников желали, чтобы их дети получили высшее образование. Наиболее привлекательными для выпускников средних школ Орловской области были профессии учителя, врача, инженера, военного, а наименее привлекательными - профессии работников сферы обслуживания и животноводства.

Аргументация тех, кто предпочитает город, такова: в городе, лучше культурно-бытовые условия, условия для воспитания детей, выше заработки, интереснее работа.

Как показывает табл.1, женщины значительно менее довольны сельской жизнью, чем мужчины. Разгадка этого - в условиях деревенского быта, из-за которых у деревенской женщины две "смены" ежедневно и почти нет свободного времени. Матери не желают повторения собственных судеб в жизни дочерей. Девушки, как уже говорилось, раньше и активнее уходят в города, чем юноши. Уходят обычно с благословения родителей. А недостаток девушек толкает на уход в город и парней.

Отсюда видно, что проблему выбора профессии и распределения молодежи по отраслям и видам деятельности нельзя рассматривать узко - только как проблему профессиональной ориентации. Профессиональные выборы происходят, как правило, на основе выборов социальных, являются в значительной мере следствием именно этих более широких выборов, в которых роль семьи исключительно велика.

Не надо думать, что предпочтения молодежи обязательно рационально обоснованы и хорошо осознаны. В одном из социологических обследований, проведенном новосибирскими социологами под руководством Т.И. Заславской, школьники восьмых классов писали сочинения о том, как они представляют свою будущую жизнь… В одном из сочинений были такие слова: "Жить я хочу только в городе, а почему - и сам не знаю". Предпочтения как бы "носятся в воздухе", ими пропитана социально-психологическая атмосфера.

Эффективное воздействие на профессиональное распределение молодежи предполагает активное воздействие на условия труда, быта и отдыха, поскольку именно отражение этих условий в сознании молодых людей и их родителей создает почву, на которой только и возможна работа по собственно профессиональной ориентации.

На профессиональной ориентации молодежи, последующем выборе и перевыборе профессии сильно сказываются представления о будущей семейной жизни молодых людей - их собственные, а также родителей, родственников, представления, сложившиеся в данном социальном кругу и обществе вообще. Особенно сильно это отражается на профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении девушек. Они при выборе профессии в значительно большей степени, чем юноши, учитывают требования будущих социальных ролей жены, матери, хозяйки дома.

Как правило, у мужчин семейная жизнь подчиняется требованиям профессиональной жизни, у женщин, наоборот, профессиональная жизнь в значительной мере подчинена семейной. И хотя в этой области произошли и происходят существенные изменения, требования будущей семьи весьма настоятельны, и пренебрегать ими невозможно. Нередко у женщин можно наблюдать конфликты профессиональных и семейных ролей. Так, скажем, женщине - геологу-поисковику, Проводящей ежегодно по нескольку месяцев и "поле", в семейной жизни приходится несладко.

Общество изживает плоское и примитивное понимание равноправия мужчин и женщин в труде как абсолютного равенства, тождества. В большинстве случаев родительская семья старается ориентировать дочь на "женскую" или нейтральную в половом отношении профессию. А сами моряк, в абстракции чрезвычайно высоко оценивая такие романтичные профессии, как летчик или моряк, обычно для себя их не выбирают.

Заметим, что в работе по профессиональной ориентации, проводимой общественными организациями и средствами массовой информации, требования будущей семейной жизни не всегда учитываются в должной мере. Так, одно время девушек очень настойчиво звали "на трактор", хотя современные тракторы противопоказаны женскому организму, а "женский" трактор до сих пор не создан. Семья в этом отношении настроена реалистично, и, как правило, выступает против таких ориентации.

В целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение детей, поскольку именно в ней вырабатываются их основные социальные установки. По этому в последнее время нередко говорят, что начинать профессиональную ориентацию школьником надо с ориентации родителей.

Общеобразовательная школа и выбор профессии

Общее образование - фундамент как специального образования, так и в наше время практической деятельности человека в любой отрасли и профессии. Уже поэтому роль общеобразовательной школы в распределении молодежи по видам занятости должна быть весьма значительной. Другой вопрос - насколько реальные достижения школы соответствуют требованиям к ней общества.

В 1978 году сразу после школы в народное хозяйство влилось более полутора миллионов выпускников. Из них 35 процентов пошло в промышленность, 34 - в сельское хозяйство. Около 40 процентов окончивших восьмой класс поступили в профессиональные учебные заведения.

Возможности самостоятельного обоснованного решения вопроса о своем будущем у 15-летнего подростка, как уже говорилось, незначительны. Роль школы в определении его жизненного пути велика. Хотя формально вопрос о том, где продолжать учиться, решают сам ученик и его семья, школа нередко весьма настойчиво рекомендует определенное решение, и между семьей и школой иногда возникают разногласия.

Каковы критерии, по которым относят учеником к тому или иному потоку?

Глинным объективным критерием для школы, как правило, выступает успеваемость ученика. Наиболее успевающих желают оставить в девятом и классе, успевающих слабее - направить в ПТУ. В основе такого подхода лежат интересы самой. Но насколько и всегда ли оправдан такой с точки зрения интересов всего общества, с одной стороны, самих учащихся и их семей, с другой?

Рекомендуя учащимся после окончания восьмого класса поступить в среднее специальное учебное заведение или ПТУ, школа для суждения том, кто больше подходит к роли токаря или слесаря, портного или, скажем, сборщика часов, объективных показателей обычно не имеет. А ведь в этом случае ученик обязан выбрать конкретную профессию, о которой он, как правило, ничего не знает. Не здесь ли причина того, что нередко молодые люди попадают на совершенно не подходящие им рабочие места? Что, например, на рабочем месте, требующем глубокой и продолжительной сосредоточенности, оказывается очень общительный человек с подвижной нервной системой, а человек замкнутый - на месте, где он должен весь рабочий день общаться с постоянно меняющимися и очень разными клиентами? В первом случае страдает сам работник, во втором - и сам он, и те, кого он обслуживает, и во всех случаях страдает дело.

Специальных испытаний для поступающих в техникумы и профтехучилища нет. Разве кого не примут по медицинским показаниям - например, дальтоника на работу, связанную с движением транспорта. Большое количество ошибок при таком распределении учащихся по учебным заведениям и профессиям на глазок, на основе здравого смысла - неизбежно. Это одна из основ массовой перемены профессий позднее, когда подростки приобретут опыт и получат возможность действительно самостоятельно решать вопросы своей профессиональной карьеры.

Обратимся к тем, кто кончает среднюю школу.

Хотя обстоятельства коренным образом изменились, общеобразовательная школа по-прежнему в значительной степени ориентируется на "производство" будущих студентов. Посмотрим, хорошо ли она выполняет эту важную, хотя и не единственную функцию.

Критерии для суждений об этом должны избираться, видимо, вне самой школы. Баллы школьных аттестатов - вещь довольно относительная. О массовых познаниях, скажем, в физике и математике судить весьма трудно. Представляется, что лучший "оселок" уровня школьной образованности - иностранные языки. Многие ли даже золотые медалисты могут читать иностранную литературу? Многие ли свободно говорят на иностранном языке? Не приходится ли студентам тратить массу драгоценного времени для сдачи "тысяч" и обучения элементарному чтению специальной литературы со словарем?

О недостатках школьной подготовки с точки зрения поступления в высшие учебные заведения говорят итоги вступительных экзаменов и широкое распространение разного рода подготовительных курсов.

Значительная доля выпускников средних школ не выдерживает вступительных экзаменов (не конкурса, а экзаменов, т.е. получает неудовлетворительные отметки), даже те, у кого в школьных аттестатах пятерки и четверки. На курсах по подготовке в вузы занимаются не только те, кто окончил общеобразовательную школу давно и основательно подзабыл школьную науку, но и нынешние десятиклассники, которые совмещают занятия в школе и на курсах. .

Во всех этих случаях пытаются устранить недостатки школьной подготовки именно с точки зрения требований вуза. Хотя нынешний порядок конкурсных вступительных экзаменов нередко подвергается критике и предлагаются разные меры его совершенствования, несомненно, что эти приемные экзамены свидетельствуют о недостатках школьной подготовки именно будущих студентов.

Сейчас много говорят и пишут о том, что весьма существенный недостаток современной школы - пассивное усвоение знаний: их запоминание и воспроизведение устно или письменно. В преимущественное положение здесь попадает человек с хорошей памятью. Однако уже вуз показывает, что не всякий хороший ученик - хороший студент, поскольку студент должен быть активнее и инициативнее школьника. А затем оказывается, что не всякий хороший студент - хороший инженер или исследователь, ибо здесь нужны иные качества, чем для обучения в вузе. По этой причине школа не всегда правильно ориентирует своего выпускника относительно его возможностей в тех видах деятельности, где нужно высшее образование.

Однако подавляющее большинство оканчивающих среднюю школу в настоящее время начинает свою профессиональную деятельность без получения высшего образования. Как ориентирует школа эту, основную часть своих выпускников?

Здесь имеются существенные различия между сельской и городской общеобразовательной школой.

В селе в последние годы широкое развитие получило движение школьных производственных бригад. В этих бригадах учащиеся приобретают как практические навыки исполнительского труда, так и навыки управления. Школьник может перепробовать несколько профессий, получить представление об общем и особенном в них, об их требованиях к работнику, о том, насколько эти профессии отвечают его собственным склонностям и возможностям. По-видимому, работа в ученических бригадах существенно повышает возможности обоснованного выбора профессии после окончания средней школы.

Впрочем, следует отметить, что сельские подростки традиционно участвовали летом в посильном для них производительном труде, постепенно осваивая весь круг крестьянских работ. Эти традиции живы и сейчас, и там, где школьных производственных бригад нет, сельские школьники обычно весьма активно работают летом в колхозах и совхозах. Вообще у сельской молодежи наблюдается стремление по быстрее "повзрослеть", освоить трудовые роли взрослых людей, и, если это удается, то служит основой повышения само оценки, самоутверждения. Посмотрите, например, как горд и счастлив подросток, которому доверили работу штурвального на зерноуборочном комбайне!

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.