Рефераты. Детское творчество

p align="left">Организация массового технического Д. т. в СССР относится к началу 20-х гг. В 1923 при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. В 1924 в Москве впервые проводились соревнования авиамоделистов-школьников, в Туле открылась первая в стране губернская выставка технического Д. т. В 1926 в Москве открылась первая детская техническая станция - ДТС (ныне Центральная станция юных техников РСФСР) - специализированный инструктивно-методический и консультационный центр технического Д. т. В конце 20-х и в 30-х гг. ДТС были организованы во многих городах страны. В 1938 советские школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме. В 1939 работы юных техников СССР демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в 1941 - на Всесоюзной с.-х. выставке. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 юные техники участвовали в ремонте и изготовлении с.-х. машин и оборудования, радиофикации госпиталей; многие станции юных техников организовали мастерские по выполнению военных заказов. В конце 40-х - начале 50-х гг. в техническом Д. т. уделяется больше внимания вопросам механизации и электрификации сельского хозяйства. В конце 50-х - начале 60-х гг. в школах и внешкольных учреждениях получила широкое развитие творческая работа учащихся по созданию новых приборов и моделей, различных технических устройств (модели и приборы по автоматике, телемеханике, действующие малогабаритные транспортные с.-х. машины, электронные приборы ит.п.). Слёты и конкурсы 60-х гг. имели целью развитие среди школьников рационализаторского движения, творческой активности детей в сфере промышленного и с.-х. производства, совершенствования учебных пособий и оборудования. Рационализаторская деятельность школьников осуществляется преимущественно на внеклассных занятиях или в сочетании с трудовым обучением. Для конца 60-х гг. характерно появление новых организационных форм технического Д. т.: школьных конструкторских бюро и организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов - ВОИР, школьных клубов по различным направлениям технического любительства. С 1967 в СССР систематически проводятся смотры технического творчества молодёжи (СТТМ), составной частью которых является техническое Д. т. Лучшие работы в области технического Д. т. ежегодно экспонируются на ВДНХ СССР, отмечаются наградами ВДНХ, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Выставки работ технического Д. т. проводятся ежегодно в столицах всех союзных республик, областных, краевых центрах. В конце 60-х гг. интенсивное развитие в техническом Д. т. получила тема космоса, особенно ракетный моделизм. В СССР первые соревнования юных ракетомоделистов были организованы в 1962 в Московской области. С 1968 систематически проводятся всесоюзные соревнования ракетомоделистов-школьников. Основные советские журналы по техническому Д. т.: "Моделист-конструктор" (с 1966), "Юный техник" (с 1956).

В СССР техническое Д. т. является своеобразной школой на пути к творческому труду в производстве, технике, науке. Через него прошли многие изобретатели, рационализаторы, новаторы производства, конструкторы, учёные, в их числе - академик Б. Е. Патон, авиаконструкторы С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, лётчики-космонавты Г. С. Титов, А. В. Филипченко и др. Развитию технического Д. т. активно содействовали и содействуют выдающиеся советские учёные Н. Д. Зелинский, С. И. Вавилов, М. А. Лаврентьев, И. И. Артоболевский, Н. Н. Семёнов, А. А. Ляпунов, лётчики-космонавты Ю. А. Гагарин, А. С. Елисеев и др.

Техническое Д. т. успешно развивается в ряде зарубежных стран. В НРБ и ГДР созданы государственно-общественные системы развития технического Д. т., направленные на посильное участие школьников в рационализации производства, подготовку их к творческому труду в разных областях техники и науки, участие в работе творческих коллективов взрослых. Предпочтение отдаётся изучению электронной техники, автоматики, технической кибернетики, машино- и станкостроения. В Венгрии, Польше, Чехословакии, Румынии, Югославии в техническом Д. т. преобладает моделизм, которым занимаются в клубах и др. учреждениях союзов молодёжи, профсоюзов, предприятий, спортивно-технических и др. организаций, а также в учреждениях системы просвещения. Основная направленность технического Д. т. - спортивно-техническая. Во всех социалистических странах издаются журналы по моделизму и техническому любительству.

Техническое Д. т. развито в ряде капиталистических стран (например, Великобритании, США, Франции, Финляндии, Швейцарии); оно осуществляется преимущественно индивидуально, в меньшей степени в любительских клубах и обществах различных профилей; носит обычно спортивно-техническую направленность. Издаётся большое число журналов по различным видам моделизма и технического любительства.

Художественное творчество. Творческая деятельность детей в области искусства проявляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе её рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Приобщаясь к процессу творчества, дети более осознанно и заинтересованно судят о явлениях культуры. Д. т. в области искусства активно содействует воспитанию эстетического вкуса детей, их художественному образованию.

В раннем возрасте отличительной особенностью художественного Д. т. является его импровизационный характер. Однако из этого не следует, что художественное Д. т. исключает руководство им со стороны взрослых. С позиций социалистической педагогики художественное Д. т. - по преимуществу опосредуемое и управляемое явление. Высокая значимость непосредственных индивидуальных факторов очевидна лишь в случае высокой одарённости. Но и одарённые дети нуждаются в серьёзном руководстве (и даже более, чем рядовые).

Проблема педагогического руководства - основная научная практическая проблема развития художественного Д. т. В связи с этим традиционно решаются вопросы взаимоотношения профессионального искусства и художественного Д. т., возрастных особенностей, взаимовлияния учителя и ученика, усвоения художественных навыков и традиций и самостоятельного отражения жизни.

Между различными видами художественного Д. т. существует тесная взаимосвязь, которая нашла наиболее убедительное истолкование в теории так называемых сензитивных периодов детского развития (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев) - о изменяющейся с возрастом расположенности ребёнка к различным видам художественного творчества и восприятия, о последовательной смене в детстве и юности предпочтительного интереса (периодов актуальности) к танцевально-драматической, изобразительной, литературной и музыкальной деятельности и изменении восприятия.

Изобразительное Д. т. раньше других видов самодеятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, ещё с конца 19 в. привлекли внимание учёных (К. Риччи - Италия, Дж. Салли - Великобритания, К. Лампрехт, 3. Левенштейн, Г. Кершенштейнер - Германия). В прошлом столетии преподаванию рисунка было свойственно механическое перенесение на ребёнка методов работы со взрослыми профессиональными художниками. Прогресс знаний о ребёнке и его творчестве сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства детьми и к созданию новых педагогических и художественных теорий и систем. На буржуазные педагогические теории оказывают влияние формалистические художественные течения, идеалистические взгляды на историю и духовное развитие человека (биогенетическая теория, психоанализ 3. Фрейда, архетипы К. Юнга ит.п.). В 20-е гг. 20 в. австрийский педагог ф. Чижек выдвинул идею свободы и неприкосновенности детского художественного выражения в рисунке, приведшую его последователей к попыткам полного устранения учебных моментов, педоцентризму и "педагогическому невмешательству". В 30-50-е гг. буржуазные теории Д. т. приобрели философско-психологический уклон (В. Лоунфельд - США, Г. Рид - Великобритания, С. Френе - Франция). Получила распространение и теория естественного развёртывания художественной потенции (Г. Бритш - Швейцария). Наиболее влиятельной была американская школа. В 60-е гг. наметился возврат к реалистическим тенденциям в теории и практике руководства изобразительным Д. т. Одновременно получил хождение узкий практицизм, ориентация на воспитание пассивного "культурного потребителя" художественных ценностей.

В СССР сложилась государственная система художественного воспитания детей. Её основы были заложены Н. К. Крупской, А. В. Луначарским. Одним из первых советских теоретиков художественного Д. т. был А. В. Бакушинский. Советское художественное воспитание после короткого периода увлечения в 20-е гг. биогенетической теорией и практикой "педагогического невмешательства" перешло к систематическому накоплению фактов о развитии Д. т. в условиях целенаправленного руководства на базе освоения детьми реалистического изображения. Анализ мирового опыта в теории и практике руководства изобразительным Д. т. подтверждает справедливость такой ориентации. Педагоги и методисты многих стран активно изучают теорию изобразительного Д. т., разработанную в СССР Е. И. Игнатьевым, Н. Н. Волковым, Л. С. Выготским, В. И. Киреенко, Г. В. Лабунской, Е. Е. Рожковой, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной.

Изобразительное творчество - самое массовое среди детей, не достигших подросткового возраста. Изображать узнаваемые предметы ребёнок начинает, как правило, с 3-4 лет. Изображение малыша наглядно-действенно. Наряду с рисованием ему особенно доступны конструктивные и пластические виды изобразительной деятельности. Позднее детский рисунок - это графический рассказ с игровым уклоном и сюжетностью. С 9-10 лет юные рисовальщики проявляют активный интерес к осмысленным графическим навыкам. При отсутствии достаточного обучения рисунок перестаёт отвечать более зрелым требованиям юного автора, и он бросает рисовать. В условиях систематического обучения (или активного самообразования) отроческое изображение безболезненно вступает в полосу "предметного рисунка" с тщательной разработкой деталей. Опыт лучших педагогов (В. С. Щербаков) показывает, что предметный рисунок младшего подростка закономерно приобретает новые творческие качества. Подростки и юноши проявляют повышенный интерес к вопросам художественного мастерства, а некоторые из них ищут в искусстве своё призвание. Возросшие духовные возможности подростка способствуют формированию полноценного восприятия произведений профессионального искусства и мирового художественного наследия.

Элементы литературного Д. т. проявляются у ребёнка с того момента, когда он, овладевая родной речью, начинает манипулировать словами, играть ими, складывать в разных сочетаниях, подчас только ритмически передающих настроение. На ранней стадии - примерно от 2 до 5 лет - литературное Д. т. является частью игры. В этот период трудно провести грань между лирическими и эпическими элементами в Д. т., более того, трудно отделить литературное творчество от др. видов художественной деятельности: ребёнок рисует, одновременно сочиняет стихи или рассказ на тему рисунка, напевая и приплясывая при этом, - всё это отражает синкретизм Д. т. С возрастом литературное творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным литературным жанрам - поэзии, прозе. Под руководством педагога юные авторы пробуют себя в таких жанрах, как очерк, репортаж, интервью, рецензия. Творческое начало проявляется и в наиболее массовом виде литературного творчества подростков и юношества - школьном сочинении. Литературно-творческие способности учащихся развиваются в процессе авторского участия в школьных стенгазетах, рукописных альманахах и журналах, литературных кружках и др.

Д. т. в области музыки рассматривается не как процесс создания произведений искусства, а как один из методов музыкального воспитания. С большим вниманием относились к музыкальному Д. т. выдающиеся советские музыканты-педагоги и теоретики Б.в. Асафьев и Б. Л. Яворский. Проблемы музыкального Д. т. широко исследовались Институтом дошкольного воспитания АПН СССР (Н. А. Ветлугиной). Значительный вклад в музыкальное воспитание и образование детей внесён Д. Б. Кабалевским, В. Н. Шацкой, В. С. Локтевым и др.

Во многих странах в 60-е гг. 20 в. стала применяться так называемая релятивная система музыкального обучения, в которой важное место занимает импровизация. Эта система была разработана на основе национальных музыкальных традиций выдающимся венгерским композитором З. Кодаем, а затем и педагогами ряда др. стран (в том числе СССР) применительно к своим национальным музыкальным традициям.

В 60-е гг. большую популярность приобрели фото- и кинолюбительство детей, также развивающее детские художественно-творческие способности. Самостоятельность детей проявляется в выборе сюжета и композиций, в разработке сценария фильма.

В исполнительских видах художественной деятельности детей (в театральных, хореографических, хоровых, оркестровых и др. самодеятельных коллективах) заложены большие возможности развития творческих способностей, самостоятельности в интерпретации порученной роли, музыкального произведения, читаемого текста.

Развитию художественного Д. т. способствуют занятия пением, ритмикой, рисованием, лепкой и др., организуемые в детских садах; уроки литературы, музыки и пения, рисования, а также факультативные занятия искусством в общеобразовательной школе; различные ученические художественные кружки и коллективы в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях; сеть музыкальных и специальных художественных школ для одарённых детей; регулярно проводимые выставки, смотры, конкурсы художественного Д. т. Всё более заметной становится роль семьи в творческом развитии детей.

В начале 30-х гг. для оказания помощи школе и внешкольным учреждениям в эстетическом воспитании детей и развитии художественного Д. т. в областных, краевых и республиканских центрах СССР были созданы дома художественного воспитания, специальные научно-методические учреждения. В домах работали кружки и студии по различным видам искусства, коллективы детской художественной самодеятельности. В 1952 дома художественного воспитания были объединены с дворцами и домами пионеров и школьников (Центральный дом художественного воспитания в Москве в 1946 преобразован в Институт АПН РСФСР, ныне Научно-исследовательский институт художественного воспитания АПН СССР).

Изучение Д. т. сосредоточено в научно-исследовательских институтах Академии педагогических наук СССР: технического - в НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, художественного - в НИИ художественного воспитания.

Музейные коллекции произведений художественного Д. т. имеются в Ленинграде, Киеве, Ереване и др. Крупные центры художественного Д. т. есть в Индии (Дели), Югославии (Нови-Сад), Франции (Севр), Италии (Флоренция), США (при Музее современного искусства в Нью-Йорке, Колумбийском университете и др.). С конца 19 в. - позднее в рамках деятельности ЮНЕСКО - действуют международные организации, способствующие развитию художественного Д. т.

Литература

Толмачев В., Техническое любительство, М. - Л., 1932

Куличенко В. Ф. и Волков А. И., Будущие инженеры, М., 1937

Разумовский В. Г., Развитие технического творчества учащихся, М., 1961

Войцеховский Б. Т., Развитие творчества учащихся при конструировании, М., 1962

Кудрявцев Т. В. и Якиманская И. С., Развитие технического мышления учащихся, М., 1964

Комский Д. М., Столяров Ю. С., Автоматика и кибернетика в физико-техническом кружке, М., 1964

Столяров Ю., Юные конструкторы и техническое творчество, М., 1966

Техническое творчество школьников. Сборник, М., 1969

Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1925

Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 1968

Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 1967

Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961

Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. Сборник, М., 1969

Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., 1965

Сакулина Н. П., Рисование в дошкольном детстве, М., 1965

Толстой Л. Н., Собр. соч. в 20 томах, т. 15, М., 1964; Чуковский К. И., От двух до пяти, 19 изд., М., 1966

Harris D., Children's drawings as measures of intellectual maturity, N. Y., 1963

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.