Рефераты. Девиантное поведение несовершеннолетних подростков: гендерные аспекты

p align="left">Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Данные показывают, что прикладная способность эмпатии у девиантных ниже и составляет 2,31 балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых он составляет 4,62 балла.

Идентификация -- важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановке себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Данные показывают, что у девиантных ниже и составляет 2,25 балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых он составляет 4,37 балла.

Оценка уровня эмпатических способностей показывает, что имеются различия в рациональном канале эмпатии, в эмоциональном канале эмпатии, в интуитивном канале эмпатии, в установке, способствующей эмпатии, в проникающей способности к эмпатии, в идентификации к эмпатии.

Что означат, что уровень эмпатических способностей у девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, значительно ниже, чем у недевиантных подростков.

Полученные данные подверглись математичеко - статической обработке для установления значимых различий между двумя выборками с помощью U - критерия Манна-Уитни различия подтверждены, при р < 0,05 (см. приложение №16).

Выводы:

1.Установлены различия по уровню маскулинности. У девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, он на 32,34 % выше, чем у недевиантных подростков. Группы различаются по следующим качествам: мужественность, лидерство, агрессивность, решительность, независимость.

2.Установлены различия по уровню агрессивности. У девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, на 63,5 % выше, чем у недевиантных подростков. Характеристики маскулинности девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, обусловлены на агрессивное поведение подростков.

3.Установлены различия по уровню эмпатических способностей. У девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, на 49 % ниже, чем у недевиантных подростков.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу, что уровень маскулинности определяет склонность к противоправному поведению подростков.

Заключение

Проблема противоправного поведения несовершеннолетних резко обострилась в период кризиса общественного развития в нашей стране. К многочисленным трудностям подросткового периода, обусловленным кризисностью фазы перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется нечеткость требований к исполняемым гендерным ролям. В этой ситуации девиантное поведение подростков, склонных к противоправному поведению, является прежде всего защитным механизмом в ответ на напряжение, связанное с затрудненностью гендерной идентификации в современном мире.

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Все более остро актуализируется задача теоретического осмысления феномена гендерной психологии и разработки соответствующего гендерного подхода в ней. В рамках решения этих задач мы рассмотрели в нашей работе: предпосылки возникновения, специфику гендерных исследований в психологии; проблемы психологии половых различий, в частности, маскулинности, как следствие склонности к противоправному поведению несовершеннолетних подростков.

Проблема гендерного подхода рассматривалась в рамках различных теоретических подходов: в теории структурного функционализма, отношение между полами определялось через концепцию полоролевого разделения, половые роли усваиваются в процессе социализации; противоположны позиции так называемых социальных конструктивистов, которые видят суть маскулинности в том, что она есть не что иное как “принятие некой объявленной позиции, формирование психического комплекса, примерка социального пола, дополнение исторической сексуальности, аппарат культурного различия” (Х. Бхабха), как “постоянно меняющийся набор значений, которые мы конструируем в общении с собой, друг с другом и окружающим нас миром” (М. Киммел), что «имеет смысл рассматривать маскулинность как гетерогенную, чувствительную к контексту и возникающую в процессе взаимодействия» (Р.Хоррокс).

Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Теоретический анализ работ показывает, что девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены значимые гендерные различия у подростков с противоправным поведением по факторам: маскулинности, агрессии, эмпатии. Наиболее выраженным фактором масклинности, агрессии обладают девиантные подростки, склонные к противоправному поведению, а уровень эмпатии выше у недевиантных подростков. Качественный анализ исследуемых качеств выявил заметные различия между девиантными подростками, склонными к противоправному поведению, и недевиантными подростками. Девиантные подростки, склонные к противоправному поведению, по сравнению с недевиантными, показывают более высокие уровни выраженности почти всех видов агрессии.

Проведенное исследование выводит нас на ряд актуальный проблем, требующих своего разрешения, в частности, необходимо более детальное исследование гендерных особенностей подростков с девиантным и недевиантным поведением.

Библиография:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.--Л., 1969.--339 с.

2. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком. Вопросы психологии. 1985. № 3. 135-140с.

3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Вопросы психологии. 1991. № 4. 74-82с.

4. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс, 1997.

5. Алёшина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Канд. дис. М., 1985.

6. Алёшина Ю. Е., Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1989. № 2. С. 44--53.

7. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки. Мир психологии. 1999. 147-155с.

8. Арутюнян М.Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков. М., 1992.

9. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.

10. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию.--В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму. М., 1975, 777--790 с.

11. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства. Вопросы психологии.2000. № 1. 87-95с.

12. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование. Вопросы психологии. 1990. № 3. 64-69с.

13. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины. Ростов-на-Дону. 2000.

14. Вейнингер О. Пол и характер. М. 1997.

15.Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. Вопросы психологии. 1993. № 2. 63-71с.

16. Волович А. С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Канд. дис.М., 1990.

17. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. Общественные науки и современность. 2000. № 4. 9-20с.

18. Вундер П.А. Эндокринология пола. М., 1980. -- 253 с.

19. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. М., Наука. 1989. 171-188с.

20. Донован Б. Т., Физиология полового разви-тия. М., 1974.

21. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии.

22. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга знаковых систем. М., 1978. -184с.

23. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. Вопросы психологии. 1987. № 3. 53-62с.

24. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков. Вопросы психологии. 2000. № 3. 65-69с.

25. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998.

26. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы. СПб.,1998. 188-202с.

27. Колесов Д.В.; Сальверова Н.Б. Физиолого-педарогические аспекты полового созревания. - М., 1978. - 222с.

28. Коломинский Я. Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985. 176--190 с.

29. Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол. 1981. № 2. 47--57 Кон И. С Половые различия и дифференциация социальных ролей. - в кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. - 763-776с.

30. Косалс Л. Я. Перестройка и механизм социальных изменений // Экономическая социология и перестройка / Под ред. Т. И. Заславской, Р. В. Рывкиной. М., 1989. С. 189--214.

31. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988.

32. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004г. № 3 - 3-18 с.

33. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., 1992

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.