Рефераты. Деятельность школьных библиотек

p align="left">В настоящее время можно говорить о том, что к данным целям, не потерявшим актуальность до настоящего времени, добавляется подготовка читателей к жизни в условиях информационного общества, их адаптации к современному сложному информационному пространству.

В одном из выступлений А.А. Демидов, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО « Информация для всех», говорил: « Развитие в России информационного общества- задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно- жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они - жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего , тем, кто работает сегодня с информационно-коммуникационными технологиями, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру, но также учителям и библиотекарям. Безусловно, главное при построении информационного общества- это четко оформленная виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества - это задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию».

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество- это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации, и тем самым - к образованию, духовным и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Таким образом можно говорить, что все перспективные цели деятельности школьных библиотек связаны между собой, дополняют друг друга и, как правило, реализуются в комплексном единстве. Перспективные цели деятельности в обобщенном виде закрепляются в миссии библиотеки.

4.2 Процессы обслуживания читателей в школьных библиотеках

Приняв за аксиому существование прочной взаимосвязи между запросами читателей и библиотечными услугами, необходимо отметить, что поскольку содержание запросов почти всегда различно, то и содержание услуг всегда имеет свою специфику и ресурсную базу их выполнения. В течении прошлых десятилетий технологию библиотечного обслуживания рассматривали без связи с результатом использования технологий- то есть без связи конкретными услугами.

В настоящее время технологический процесс обслуживания характеризуется как последовательность действий библиотекаря и коллектива библиотеки над предметом труда (запросом), направленных на предоставление читателю определенной услуги.

Различают технологические процессы, результатом которых являются услуги разных форм и технологические процессы предоставления услуг одной формы. Среди последних тоже встречаются различия. Например выполнение заявки по листку читательского требования или без него, то есть при приеме запроса в устной форме.

Технологические процессы состоят из определенных элементов- действий и технологических операций, процедур( комплексных операций),этапов.

Например, технологический процесс представления документа из подсобного фонда школьной библиотеки для работы в читальном зале имеет следующий вид:

- прием запроса в устной форме;

-подбор документа в фонде и передача его в читальный зал;

- выдача документов читателю;

-прием документа от читателя и организация его временного хранения;

-передача документа в фонд, расстановка документа в фонде.

Выдача документа на абонементе от выдачи в читальном зале отличается следующими операциями: слежение за сроком пользования документом, продление срока пользования, прием документа взамен испорченных и утерянных, запись новых читателей.

Специфичность технологических процессов при выполнении различных форм услуг не исключает наличие общих операций и процедур в разных технологических процессах. Независимо от того, какое мероприятие организуется, выставка или библиотечный вечер, в технологических процессах их выполнения обязательны такие элементы, как:

-определение групп читателей, для которых необходима услуга;

-планирование мероприятия;

-определение времени и места его провидения;

-разборка сценария и/ или тематико-экспозиционного плана;

-отбор документов;

-подготовка текста;

-оформление помещения;

-организация временных и/ или постоянных картотек.

Технологический процесс выполнения такой услуги, как выставка новых поступлений, строится следующим образом:

- выявление и фиксация пожеланий пользователей(запросов), свидетельствующих об их интересе к определенной теме;

- определение ответственного исполнителя за подготовку выставки;

-уточнение цели, аспекта темы, места и времени проведения выставки в соответствии с особенностями (потребностями; уровнем литературной подготовки и др.) пользователей, на которых ориентированна выставка;

-организация рекламы (например, объявление), работа с документами( просмотр библиографических пособий, в том числе, каталогов).

-обор документов согласно целевому и читательскому назначению выставки, заказ при необходимости документов по МБА, поиск в фонде, ознакомление с каждым документом. Отбор документов для экспонирования, фиксация отобранных документов (например, вторичных, в картотеке).

- сбор оформительных элементов, цитат;

-разработка тематико-экспозиционного плана выставки;

-размещение материала на витринах, стендах, столах и др.

-сбор отзывов о выставки, анкетирование;

-закрытие выставки, возврат документов на хранение или для выдачи читателям;

-анализ эффективности выставки.

Представленный подход к технологии библиотечного обслуживания позволяет строить алгоритмы выполнения каждой библиотечной услуги по принципу набора элементов, составляющих весь технологический цикл. Стандартизация отдельных процедур и операций существенно ускоряет

процесс библиотечного обслуживания. При автоматизации процесса обслуживания, при реализации изложенного выше подхода целесообразно создавать банки данных, например « Пользователи библиотеки», которые бы аккумулировали сведения об отдельных читателях, читательских группах, сформулированных по различным признакам, об учащихся школы и учителях, еще не обращавшихся в библиотеку. В базе можно отражать информационные потребности, интересы читателей, делать пометки о динамике их читательского развития и приобретении библиотечно-библиографических знаний.

База данных « Библиотечные услуги» могла бы носить справочный характер, содержать аннотированный перечень всех видов услуг, алгоритмы выполнения каждой услуги, подсобные материалы, которые уже использовались или могут использоваться при выполнении той или иной услуги. Кроме того, в школьной библиотеке возможно ведение интегрированного банка данных, охватывающего многие процессы.

Большинство школьных библиотек в настоящее время не компьютеризованно, и учет технологических процессов производится вручную, используя учетно-технологические документы. К числу таких документов относятся листки читательских требований, читательские и книжные формуляры, картотеки регистрации читателей, тетрадь учета выполненных справок, тетрадь учета отказов и т. д. Поскольку трудоемкость ручной фиксации каждого элемента технологического процесса обслуживания очень велика, то школьные библиотеки по согласованию и в соответствии с рекомендациями методических служб(различного уровня- от районной до региональной) выбирают набор учетно-технологических документов, наиболее адекватно отражающих их деятельность, особенности организации обслуживания читателей.

В настоящее время библиотеки всех типов, в том числе и школьные, ощущают необходимость активизировать свою деятельность по разработки массовых и групповых мероприятий, соответствующих информационным потребностям и интересам читателей. Кроме того, инновационные процессы, происходящие в системе школьного образования, требуют разработки новых видов информационной продукции, адресованной учителям. Все эти обстоятельства стимулируют творческую активность школьных библиотекарей, и их лучшие разработки становятся достоянием не какой-либо одной школы, а всего профессионального сообщества.

Заключение

Подход - вот что является основным фактором, влияющим на положение библиотеки в школе, ее роль и место в ней. Имеется в виду подход и руководства, и учителей, которые пользуются школьной библиотекой(или не пользуются, что тоже случается), и , главное самих учащихся. Например, подход проявляется в том ,что школа видит назначение своей библиотеки в обучении учащихся пользованию библиотеками, в овладении библиотечной культурой. Или же библиотека рассматривается как информационное учреждение для всей школы, действующее в рамках учебного плана.

Каждая библиотека уникальна- это очевидно на уровне простого наблюдения. Крупные библиотеки располагают огромными фондами, впечатляющей архитектурой и сложными средствами поиска, но их недостаток в ограничениях, касающихся пользованиями фондами, в длинных очередях читателей и т. п. В публичных библиотеках книг меньше, но они более доступны и дополняются видеоматериалами, аудиокассетами и т. д. Библиотеки колледжей и школ во всех отношениях скромнее, они формируют более специфические фонды, поскольку ориентированны на конкретные учебные программы, обычно хуже обеспечены современными техническими средствами.

Представляется, что для школьной библиотеки лучше иметь гостеприимную атмосферу, чем изысканный интерьер и богатую «начинку ». Она должна быть местом, где учащимся просто приятно заниматься. Именно таким образом школьная библиотека лучше выполнит свою наиболее очевидную функцию: информационное обеспечение учебной программы, привлечение учащихся к активному чтению, привитие им читательской независимости, развитие у них грамотности и языковых навыков, помощь в поиске и оценке личных и общественных ценностей зафиксированных в книгах.

Хорошие навыки чтения полезны и необходимы для успешной карьеры. Но в век информации только этого не достаточно, нужны сложные навыки обработки информации. В учебных целях приходится разрабатывать стратегии информационного поиска, и именно школьная библиотека занимает здесь центральное место. Десять лет назад опубликован отчет предвосхитивший эту потребность в информационных навыках. Один из его выводов гласил, что в школах, признавших эту новую необходимость, библиотеки стали составной частью преподавания и обучения.

Если таков подход школы к своей библиотеке, она может приблизиться к идеалу среды обучения. В центре нового подхода стоит библиотека, которая постепенно становится центральным ресурсом школы, поскольку обслуживает персонал в соответствии с учебной программой, поощряет учащихся к овладению навыками чтения и, таким образом приносит пользу всей школе.

Успех библиотек определяется отношением библиотекаря к читателям,

как реальным пользователям, но не только. Школьники должны чувствовать себя как бы собственниками библиотеки. Они могут участвовать в управлении, представлять ее во внешней среде, участвовать в отборе и приобретении материалов и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.