Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Дежурства как форма овладения дошкольников трудовыми навыками
етом работа по уходу за деревьями и кустарниками участка, а также в огороде и в цветнике продолжается. Воспитатель знакомит детей с приемами подкормки овощей и цветов, рассказывает, что подкормка обогащает почву, улучшает и ускоряет рост растений. Работу по внесению удобрений производит он сам.Детей нужно учить бережно относиться к посевам и посадкам: не наступать на грядки, правильно осуществлять такие работы, как поливка, рыхление междурядий, прополка. Важно, чтобы они понимали значение каждого из этих видов труда для роста и развития растений.После сбора урожая скороспелых культур (укропа, редиса, салата) можно провести повторные посевы тех же культур. Это научит детей рационально использовать землю.Организуя длительные наблюдения за ростом и развитием овощных и цветочных культур, педагог закрепляет знания воспитанников об условиях, необходимых для их роста и развития.Приемы педагогического руководства трудовой деятельностью старших дошкольников разнообразны: это и постановка цели перед детьми, и обучение приемам работы в уголке природы и на участке (объяснение и показ), и поощрение детской инициативы, попыток творческого решения трудовых задач.Поддерживать у детей интерес к труду по выращиванию растений воспитателю помогут различные задания. Например, посмотреть, в чем больше нуждаются растения - в поливе или в рыхлении земли; понаблюдать за появлением цветов огурцов, помидоров; рассмотреть, все ли цветки у огурцов одинаковые; у всех ли цветов появляется маленький огурчик и др.В течение всего лета следует поручать детям зарисовывать в альбом наблюдений те изменения, которые происходят по мере роста и развития овощей и цветов, картофеля и земляники, учить их рассказывать о своих наблюдениях.В конце лета и осенью дошкольников необходимо привлекать к уборке овощей с огорода детского сада, к сбору семян. Чтобы каждый ребенок более наглядно видел результаты своего труда, целесообразно устраивать выставки овощей, фруктов, выращенных детьми; выставки их рисунков, отражающих работу на участке. Работа на огороде, в саду должна доставлять детям радость, вызывать у них желание трудиться.В подготовительной к школе группе в соответствии с требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" детей знакомят с сельскохозяйственным трудом. Следует рассказать им (а по возможности и показать), как много делается в нашей стране для улучшения условий жизни на селе: строятся новые красивые дома, дворцы культуры, дороги, улучшается медицинское обслуживание. Наша Родина высоко ценит деятельность тружеников села, награждает за труд орденами и медалями.Ребенок должен усвоить, что на выращивание хлеба, овощей и фруктов затрачивается большой труд, что нужно ценить и беречь результаты этого труда.Большую помощь воспитателю в ознакомлении детей с сельскохозяйственным трудом могут оказать кинофильмы и диафильмы на эту тему, произведения художественной литературы. В книжном уголке целесообразно помещать иллюстрации о труде людей, занятых в сельском хозяйстве. Можно привлечь детей к сбору материалов о труде колхозников и изготовлению альбомов.В уголке природы в процессе ухода и наблюдений дети знакомятся с жизнью растений и животных, условиями их содержания, приобретают полезные трудовые навыки. Нужно учить детей самостоятельно следить за состоянием комнатных растений (определять необходимость полива), за их чистотой. Дошкольники овладевают такими навыками ухода за растениями, как рыхление, опрыскивание, очистка разными способами листьев от пыли. Они постепенно начинают понимать, что рыхление земли способствует доступу воздуха к корням, а опрыскивание в условиях сухого комнатного воздуха - лучшему росту и развитию таких растений, как аспарагус, бальзамин, зигокактус, традесканция, папоротник.Весной детей следует привлекать к пересадке и размножению комнатных растений. Готовиться к этой работе необходимо заранее. Педагог осматривает все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор марганца. Основную работу по пересадке выполняет он сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка).В течение года дети постоянно ухаживают за рыбками. Педагог учит воспитанников правильно кормить рыбок (1 раз в день, не перекармливая, не загрязняя воды). Их привлекают также к чистке аквариума и частичной замене воды (примерно 1 раз в 2 недели).Каждый день дети чистят дно клетки для птиц, моют поилки, кормушку, купальницы, 2 раза в день задают свежий корм, по мере загрязнения меняют воду. Ежедневно дошкольники ухаживают за животными: моют и протирают поддон клетки, очищают, моют и просушивают у батареи рейчатый деревянный пол; чистят и режут корнеплоды для животных, дают им свежие ветки, сено, наливают в устойчивые глиняные поилки молоко или воду.Воспитатель объясняет и показывает, как надо пользоваться оборудованием, правильно хранить его (закончив работу, мыть, чистить, убирать на определенное место).Основной формой работы в уголке природы для воспитанников подготовительной группы являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года.В обязанности дежурных входят посадка лука с осени до весны, посев овса, конопли, газонной травы для подкормки животных.Поддержанию у детей интереса к дежурствам в уголке природы способствует ведение альбома наблюдений в уголке природы, в котором дежурные зарисовывают то новое, интересное, что они увидели. Например, появление бутонов у глоксинии, развитие цветочной стрелки у амариллиса, прорастание овса, конопли, корнеплодов; новых живых обитателей.В подготовительной к школе группе должны иметь место и трудовые поручения. На данном этапе рекомендуется давать их детям на более длительный срок (1-2 недели). Так, им можно поручать уход за растениями в зале, вестибюле, в педагогическом кабинете, заготовку корма для животных уголка природы (дети сушат грибы, рвут и сушат траву, собирают семена сорных трав: конского щавеля, лебеды, подорожника, а также шишки, желуди, плоды калины, рябины, боярышника).Воспитатель должен следить за тем, как выполняют дежурные свои обязанности, справляются ли они с требованиями, которые к ним предъявляют. Нужно учить дошкольников рациональным приемам работы, поощрять инициативу, выдумку, умение быстро и ловко выполнять порученное. Внимание педагога к работе дежурных повышает ответственность детей, их трудовую дисциплину, способствует воспитанию активности и самостоятельности.Оценка деятельности детей должна быть справедливой, конкретной, доброжелательной. Оцениваться должны не только результаты труда, но и отношение детей к своим обязанностям (добросовестно, старательно или небрежно выполняют работу, дружно ли трудятся и т.д.).Необходимо развивать у детей самоконтроль, самооценку при выполнении работы. Об этом важно помнить, анализируя работу дежурных.Время от времени в уголке природы следует организовывать коллективный труд детей. Это могут быть зарядка аквариума, уборка в уголке природы. Целесообразна такая форма организации труда, когда дети делятся на подгруппы, каждая из которых отвечает за определенный участок работы: одна моет комнатные растения, другая убирает в клетке у птицы, третья - в клетке у хомячков или морской свинки.Каждая подгруппа должна работать под контролем педагога, который вовремя оказывает необходимую помощь, поддерживает у воспитанников бодрое, жизнерадостное настроение и желание хорошо справиться с заданием. Важно вызвать у детей радость от совместной дружно выполненной работы, радость за товарища, чей труд получил хорошую оценку.
4. Условия и методы организации дежурств
Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процессом продуктивной деятельности детей, решение задач обучения и формирование представления о значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость.Например, тщательно протирая полки, расстилая скатерти на столы, расчищая дорожки так, чтобы на них не осталось ни камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки трудовой деятельности, но и осознают, что именно так поступают все трудолюбивые люди.Следя за качеством работы, последовательностью ее выполнения, воспитатель подчеркивает, что любое задание надо обязательно доводить до конца. Он разъясняет, что каждая вещь - это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь - это значит заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место.Таким образом, деятельность педагога обращена не только на обучение детей навыкам, но и на сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта поступков, соответствующих разъясняемым нормам.Каждый вид труда имеет свои воспитательные возможности и особенности, поэтому целесообразно рассмотреть методику воспитательной работы в процессе руководства трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым, трудом в природе, ручным трудом дошкольников.Воспитательная значимость хозяйственно-бытового труда заключается в его направленности на удовлетворение нужд всей группы. Поддержание порядка в окружающей обстановке (в групповой комнате, на участке), приведение В порядок вещей, которыми пользуются все дети (стирка белья для кукол, уборка групповой комнаты или веранды, несложный ремонт игрушек и пособий), подготовка к обеду или занятиям - это содержание хозяйственно-бытового труда всегда имеет своей целью заботу об окружающих. Даже тогда, когда малыш кладет несколько ложек на стол, он делает это не для себя, а для сверстников и вместе с тем освобождает взрослых от этой работы. И следует положительно оценить, что он с желанием откликается на просьбу взрослого что-то сделать, убрать, принести, что эти незначительные дела для него приятны, что он охотно занимается пусть небольшим, но полезным делом.Со временем бытовой труд потеряет свою новизну для детей, но побудительным мотивом будет сознание, понимание того, что не выполнять порученные дела стыдно, ибо, если не выполняешь их ты, кто-то должен сделать их за тебя.Вторая. Младшая группа комплектуется из детей 4-го года жизни. Начиная работу, воспитатель, прежде всего, должен выяснить, у кого из детей сформированы элементы самостоятельности, умения выполнять какие-либо действия. Многие из малышей тянутся к общению с воспитателем, задают вопросы, заглядывают ему в глаза, с интересом слушают любое сообщение Им-то и надо давать поручения на начальном этапе, ибо при выполнении задания они сами ищут поддержки, обращаются ко взрослому в случае затруднений. Эти дети станут затем и для других примером, позволят показать им поступки, которые оцениваются положительно и которым надо следовать.Если кто-либо из малышей не проявляет интереса к поручениям, отказывается их выполнять, следует выяснить причины этого. Может быть, ребенок просто нерешительный, замкнутый, тогда надо помочь ему побороть свою робость. На некоторое время его даже можно оставить в покое, пока он не привык к обстановке детского сада. По отношению к таким детям полезно использовать следующий прием.Давай посмотрим, как Вася помогает Тамаре Ивановне накрывать на стол, - предлагает воспитатель робкой Олечке, - может быть, завтра и ты захочешь так же помогать?Видишь, Вася несет вазочку с салфетками. Он поставил ее на середину стола. Всем ребятам будет удобно достать салфетку.И дальше воспитатель поясняет действия Васи, что имеет большое значение для новичка, учит его, вызывает желание попробовать действовать так же, ободряет.Иногда воспитатель дает поручение ребенку, когда тот играет с товарищем. Или ребенок только пришел с прогулки и устал, и тогда, разумеется, он может отказаться что-либо сделать. Все это воспитатель должен учитывать, прежде всего, при высказывании просьбы сделать что-то.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
,
7
, 8,
9
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.