Темы
Примерные дидактические игры и игровые упражнения
I класс
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.
Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и форме (круглый, квадратный, иреугольный и другие).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на.
1. Сравнение предметов. Сравнение предметов по размеру и форме, составление различных последовательностей предметов (постепенно уменьшающихся, увеличивающихся, расстановка "через один" и другие).
Примеры.
1)" Пирамидки" (из кубиков, колец, пластилина).
2)" Матрешки" и другие (с использованием разнообразного дидактического материала: муляжей, предметных картинок, вырезанных из картона квадратов, кругов, треугольников, полосок и т.д.).
3)" Каждой вещи свое место" (расстановка игрушек по полочкам, раскладывание их в разные коробки по указанному признаку: по цвету, по размеру, форме, назначению и другие).
2. Уточнение пространственных представлений.
1)" Что куда?" (расстановка предметов по указаниям вида: "На верхнюю полочку поставь матрешку, под ней - куклу, левее матрешки - неваляшку, правее куклы - мишку" и т.п. (задания дает учитель, а затем и сами дети, а водящий их выполняет).
2)"Назови соседей" (сначала соседей, сидящих на партах слева, справа, перед, за вызванным учеником, а затем соседей одной из игрушек, стоящих на полочке).
3) Физкультминутки по командам учителя (с использованием слов " вверх, вниз, налево, направо, левая рука, правая рука" и т.п.).
3. Уточнение временных представлений.
1)"Что сначала, что потом?"
2)"Кто раньше?", "Кто позже?" (после показа иллюстраций к сказкам "Репка", "Теремок", "Колобок" и других дети должны назвать героев сказки в том порядке, в каком они в ней появляются).
3)"Светофор" (учитель говорит, например: " Кончилось лето, наступила весна", дети поднимают красный круг - сигнал остановки, ошибки исправляются, или: "Сначала завтракают, а потом обедают", дети при этом поднимают зеленый круг (можно идти дальше) и т.п.).
4. Сравнение групп предметов.
1)"Найди пару".
2)"Хватит ли?"
3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала).
5. Усвоение последовательности чисел и счет предметов.
1)"Ищи вопросы" (кто больше придумывает вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке).
2)"Счет цепочкой" (один называет числа 1, 2, другой 3, 4, и т.д., или 1, 2, 3, другой - 4, 5, 6 и т.д.).
3) Счет под ритмическое постукивание и т.д.
4)"Я знаю 5 имен. ., названия двух цветков" и т.д., и каждый раз под ритмичные хлопки в ладоши вызванный ученик перечисляет названия соответствующих предметов).
Числа от 1 до 10.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков, углов и сторон треугольника, четырехугольника и. т.д.).
Число 0 и его обозначение. Сравнение чисел. Получение числа прибавлением 1 к предедущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следуещего за ним при счете.
Состав чисел 2,3,4,5, к., их набор и размен.
1. Подготовка к изучению чисел и решению задач.
1)"Найди пару"
2)"Хватит ли?" (образование пар по цвету, размеру, форме и другие).
4)"Нанизывай бусы" (рисование бусинок - кружков разного цвета, например чередование двух красных и
желтой и т.д.).
5)"Ищи вопросы" (кто придумает больше вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке).
2. Подготовка к записи цифр и примеров.
1)"Зрительный диктант" (выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков, треугольников и другие).
2)"Мозаика" (составление различных узоров из мозаики, связанных со счетом).
3)"Орнаменты" (рисование в тетради орнаментов, связанных со счетом клеток, и т.д.).
3. Усвоение последовательных чисел от 1 до 10.
1)"Счет цепочкой" (в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа).
2)"Назови соседей" (число, предшествующее, и число следующее за данным при счете).
Страницы: 1, 2, 3, 4