Рефераты. Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни

p align="left">Возвращаясь к теме данного проектирования, необходимо подчеркнуть, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка имеют ярковыраженную сенсорную, социальную и материнскую депривацию.

Характер и особенности течения первых двух периодов позволя-ют классифицировать адаптацию по степени тяжести.

Анализируя формы проявления социально-психологической дезадаптации у детей раннего возраста, помещающихся в дома ребенка, Э. М. Александровская выделяет следующие наиболее характерные для них психозащитные реакции:

1)активный протест (враждебность, плач, привлечение внимания, высокое нервно-психическое напряжение, агрессивность, гнев)

2)пассивный протест (пассивное поведение, избегание контактов, уход в себя, слабый или тихий плач, депрессивное настроение, плохой аппетит и сон)

3)тревожность и неуверенность в себе (малыш пассивен, но предпочитает приближаться к взрослым; преобладает тревожность и настороженность; при снижении эмоционального климата у ребенка появляются тики, энурез). [6, c. 30]

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что депривация и госпитализм, отсутствие любви близкого взрослого и психозащитные реакции ребенка - калечат его психику, что обычно проявляется в задержке темпа психофизического развития и социальной запущенности.

Второй год имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию, формирование второй сигнальной системы выделяют второй год как особый период раннего детства.

В этом возрасте увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении режима дня.

Психическое развитие ребенка можно разделить на 4 периода:

1-й--от 1 г. 1 мес. до 1 г. 3 мес.,

2-й -- от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес.,

3-й -- от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.,

4-й -- от 1 г. 10 мес. до 2 лет. [ 6, c. 52]

Можно выделить линии развития, которые на 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно. Это понимание речи взрослого и развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие движений; развитие навы-ков самостоятельности. Естественно, что такое разделение условно, так как каждая линия развития формируется в связи со всеми осталь-ными. Например, развитие игры и действий с предметами прочно связано с развитием движений ребенка, а после 1 г. 6 мес.-- и с пониманием речи. Эти линии развития особенно важны в данном возрасте, так как они являются наиболее сильными, меньше под-вергаются влиянию неблагоприятных факторов (плохой анамнез, заболеваемость, недостаток педагогических воздействий и др.). Раз-витие активной речи -- линия новая, наиболее чувствительная к влиянию неблагоприятных факторов, о действии которых говорит задержка в развитии активной речи детей.

Что же характерно для сенсорного развития ребенка 2-го года жизни? Ребенок встречается с разнообразием предметов и их свойств в природе, быту. Особенно много новых впечатлений дети получают в природе, поэтому важно, чтобы воспитанники дома ребенка гуляли не только на своем участке, но и выходили за его пределы, например в парк. Особенно интересен для детей выезд на дачу -- их окружают яркие цветы, деревья, животные, птицы. [ 6, c. 53]

Играя с различными дидактическими игрушками, малыши учат-ся сравнивать, различать качества предметов, их форму, величи-ну, цвет. Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение для развития восприятии ребенка: уже в этом возрасте рекомендуется учить малыша различать форму шара, куба, сравнивать предметы контрастных и близких форм, подбирать по образцу предметы такой же формы.

Довольно рано дети начинают выделять в предметах величину, которая также является для ребенка сильным, бросающимся в глаза признаком. С этим признаком малыша знакомят прежде всего при проведении режимных процессов (сравнивая одежду, посуду, ово-щи, фрукты); Уже в 1 г. 3 мес. дети, играя с дидактическими иг-рушками (вкладышами), различают-. две контрастные величины; в 1 г. 9 мес. подбирают три-четыре контрастных по величине пред-мета (а затем и предметы, близкие по величине). [ 18, c. 26]

К 2 годам дети подбирают по образцу и словесной инструкции взрослого предметы по цвету. Здесь очень важно, чтобы дети поняли задание, поэтому его нужно сделать мотивированным, например: подобрать варежки, носочки, ботиночки одного цвета, выбирая их среди пар, имеющих другой, контрастный цвет (к красному носочку подобрать красный, отличая его от синих и желтых).

Для детей 2-го года характерна обостренность воспри-ятия: ничто не проходит мимо их внимания -- животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. Все это очень важно для малы-ша -- мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер. Малыша в этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим.[18, c. 27]

Прежде всего его внимание привлекают любые изменения в окру-жающей обстановке: новые игрушки, машина, проехавшая за окном, музыка. Постоянное рассматривание окружающего переходит в наб-людение: увидев несколько раз, как воспитатель кормит рыбок, ребенок уже сам подходит к аквариуму посмотреть, как плавают рыбки. Дети не случайно бегут на горку, стоящую у окна,-- они любят смотреть на проезжающий транспорт. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя разнообразные предметы, но и действовал с ними, так как его мышление формируется в деятельности.

Второй год жизни -- это сензитивный период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обуче-нию, когда речевое развитие протекает очень интенсивно. На 2-м году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает граммати-ческим строем языка, начинает пользоваться речью. [18, c. 28]

Понимание речи приходит не сразу. Для развития этого процесса характерно то, что до полутора лет интенсивно устанавливаются связи между предметами, действиями и их словесными обозначения-ми, правда связи эти сначала довольно слабые и требуются специальные условия, чтобы они упрочились. Недостаточно прочна и связь между отдельными анализаторными системами (двигательными, зри-тельными, слуховыми), этим и объясняется, что иногда, даже если ребенок понимает задание взрослого, реагирует на него недостаточно правильно. Например: «Покажи, где лошадка»,-- говорит воспита-тель; ребенок смотрит на названный предмет, а рукой показывает на другой. В работе с детьми при формировании связи слова с пред-метом необходимо создавать разнообразные условия об-щения, постепенно, но непрерывно их усложняя.

Что же дети могут понимать в этом возрасте? Это названия иг-рушек, предметов обихода, одежды; названия действий, которые они сами могут выполнить («возьми», «принеси», «посмотри», «покорми», «покачай» и т. д.). Малыши охотно выполняют поручения взрослых («Принеси свои ботинки»; «Ложись на свою кроватку»), при этом они хорошо ориентируются в своей комнате. [18, c. 29]

Постепенно кругозор детей расширяется, связи между предмета-ми и словами становятся прочнее, благодаря чему с полутора лет дети начинают понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуаци-ей, т. е. с малышом уже можно говорить о том, чего он в настоящий момент не видит (конечно, при этом нужно опираться на имеющийся опыт ребенка). Ему уже можно пересказывать простые, но эмоцио-нальные рассказы, читать четверостишия, потешки. Однако нужно помнить, что по-прежнему большое значение имеет дальнейшее обо-гащение опыта ребенка. При рассматривании окружающего важно называть все, что видит ребенок: действия взрослых и детей, движе-ния животных, транспорта, картинки в книге. В дальнейшем вопросы взрослого, обращенные к ребенку, заставят его обозначать воспри-нимаемое своими словами, а к концу 2-го года будут стимулировать и появление первых вопросов (какой? куда? что это?).

Если до полутора лет ребенок воспринимает общее у однородных предметов, названных взрослым, то после полутора лет эта способ-ность к обобщению находит выражение в его собственной речи.[18, c. 29]

Начало 2-го года жизни -- это так называемый «период нагляд-ных обобщений», когда ребенок обобщает предметы не столько по существенным признакам, сколько по признакам внешним, бросаю-щимся в глаза: по цвету, величине и т. п. Позже, приобретя некото-рый опыт, ребенок по словесной инструкции взрослого обобщает предметы по существенным признакам: сначала находит по просьбе взрослого, а затем и называет однородные предметы независимо от их внешних признаков.

В первую половину 2-го года жизни у ребенка формируется очень важное для него умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако артикуляционный аппарат развит еще недостаточно, и в на-чале 2-го года жизни малыш произносит слова облегченно («би-би»--машина, «ав-ав»--собачка). Поэтому очень важно, чтобы взрослый, давая для подражания такие облегченные слова, соп-ровождал их словами, произносимыми правильно. Постепенно де-ти начинают подражать не только словам, но и фразам. На основе подражания растет словарь ребенка: к году он насчитывает 10 слов, к 1 г. 6 мес.-- 30, а к 2 г.-- 300 слов. Постепенно изменяется удель-ный вес речевых реакций. Так, от 1 г. до 1 г. 3 мес. преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разно-образен и иногда составляет целые «монологи» и его эмоциональные возгласы. В период с 1 г. 3 мес. до 1 г. 6 мес. увеличивается количест-во слов, произносимых облегченно, а лепет резко сокращается.[18, c. 30]

В возрасте от 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. увеличивается количество слов, произносимых правильно, т. е. ребенок уже может сказать не «ав-ав», а «собака», хотя само произношение слова еще очень несо-вершенно и понимают его лишь близкие люди. С 1 г. 9 мес. до 2 лет в речи ребенка возрастает количество фраз. Важный момент в разви-тии речи--появление первых вопросов (а это? какая?), отражаю-щих развитие познавательной деятельности.

В каких же ситуациях у детей преобладают те или иные речевые реакции? Лепет чаще всего возникает во время общей двигательной актив-ности. Слова же до 1 г. 6 мес. малыш произносит в моменты сильной заинтересованности, при внезапном появлении предметов в поле его зрения и т. п. Только после 1 г. 6 мес. дети начинают пользоваться словом и во время игры, причем их речь часто имеет ненаправленный характер, она еще не обращена к объекту действия: например, укладывая куклу спать, ребенок говорит: «Спит»; кормит ее и произ-носит: «Поела»; построив дорожку из кубиков, он ведет по дорожке машину, приговаривая: «би-би поехала». [18, c. 32]

К, концу 2-го года речь начинает выполнять свою основную функцию -- служить для общения с окружающими. Ребенок преж-де всего начинает пользоваться ре"чью при общении со взрослыми. Ведь поводов для обращения к взрослому бывает очень много: это и просьба в чем-то помочь, вместе поиграть, и жалоба, и выраже-ние какого-то желания, удивления, радости.

Дети этого возраста не только понимают несложный, хорошо знакомый сюжет, изображенный на картинке, но уже умеют ответить на некоторые вопросы взрослого, с ним связанные.

Необходимыми условиями развития речи ребенка являются его игровая, двигательная активность, общение со взрослыми, орга-низация специальных занятий, способствующих проявлению рече-вой активности. Важной задачей является формирование у детей потребности в речевом общении со взрослыми; нужно помнить, что ребенок будет пользоваться речью, если у него есть в этом потреб-ность, желание что-то сказать взрослому. Обычно дети общаются' с теми взрослыми, которые им близки, с которыми они часто всту-пают в тесный эмоционально-деловой контакт. В условиях дома ре-бенка развитие активной речи довольно часто задерживается. Про-исходит это потому, что у детей нет потребности говорить. Поэто-му очень важно внимательно относиться к каждому слову ребенка, обращенному к взрослому; конечно, необходимо также как можно чаще обращаться к детям, давать им разные поручения и т. п. [18, c. 33]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.