Рефераты. Дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышению активности школьников

p align="left">Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста -- его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту -- критичность.

Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста -- важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

Старший школьный возраст (15--18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела -- коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст -- это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность -- время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях -- одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание -- произвольностью и устойчивостью, память -- логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую? и критическую направленность.

Юность -- это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи к взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственны трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

2.2 Влияние дидактических принципов на активность школьников

Принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы -- необходимое условие сознательного обучения: учитель покажет их ученикам, объяснит важность и значение, раскроет перспективы.

Обучать следует так, чтобы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

Обучая, нужно использовать все виды и формы познавательной деятельности,

Следует обеспечить понимание учениками смысла каждого слова, предложения, понятия.

На воспитание активности учитель не должен жалеть ни времени, ни усилий.

Следует логически увязывать с известным то, что ученикам неизвестно, где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного об учения.

Учителю нужно помнить, что главное -- не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует.

Требовать от учеников обнаружения и объяснения рас хождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся у них знанием.

Каждое правило сопровождать оптимальным количеством примеров, чтобы стало ясно, как разнообразно его применение.

Учитель обязан знать не только свой предмет, но и понимать ученическое незнание и его подлинную причину и устранять ее, не пытаясь прибегать к силовому давлению.

Педагогу следует учить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом.

Следует ставить перед учениками трудную цель, подчеркивать ее исключительную трудность, но при этом вызывать уверенность в том, что она непременно будет достигнута.

Ничему не следует учить, опираясь на один лишь авторитет, но всему нужно учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.

Помогать обучаемым овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.

Следует как можно чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, -- непременное условие развивающего обучения.

Повышать всеми доступными методами и средствами интеллектуальный фон класса -- сильный стимулятор познавательной активности каждого ученика.

Все, что преподается, должно быть так обосновано доказательствами и аргументами, что не оставит места ни сомнению, ни забвению, -- только тогда придет успех.

Учителю необходимо понимать: по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет знания на практике.

Признавать многообразие человеческой природы, характера, способностей, умственных различий, личных интересов и жизненных планов

Педагогу следует постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы своих учеников.

Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рожденное от успеха.

Преподавателю необходимо добиваться выполнения заданной работы во что бы то ни стало.

Следует обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.

Учить учеников думать и действовать самостоятельно.

Развивать творческое мышление всесторонним анализом проблем, решать познавательные задачи несколькими логически различающимися способами.

Принцип наглядности и обучения

Это один из самых известных и понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Однако закономерное обоснование данный принцип получил сравнительно недавно.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Приведем некоторые из них.

Запоминание ряда предметов, представленных в на туре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устной или письменной формах.

Школьники, особенно в младших классах, мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.

«Золотое» правило для обучающих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое -- для восприятия зрением, слышимое -- слухом, запахи -- обонянием, подлежащее вкусу -- вкусом, доступное осязанию -- путем осязания.

Для эффективного преподавания только наглядности недостаточно -- наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учеников.

Обучая и воспитывая, не следует забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учеников легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.

Следует применять наглядные пособия не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.

Учитель должен следить за тем, чтобы наблюдения учеников были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

Применение наглядности активизирует чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

Предпочтительнее изготовлять наглядные пособия вместе с учениками: лучше всего то пособие, которое сделано своими руками.

Учителю никогда не следует показывать того, чего сам хорошо не знает и, наоборот, нужно весьма старательно готовить наглядность к применению.

Применение современных средств наглядности

Применяя наглядные средства, педагог воспитывает у школьников внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

Наглядность используется как одно из средств связи с жизнью.

В условиях кабинетной системы обучения возможности использования наглядности расширяются, это требует ее внимательного планирования и тщательной дозировки.

С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.

Педагог должен знать, что наглядность при невнимательном или неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

Принцип систематичности и последовательности

Данный принцип опирается на следующие научные закономерности: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражняться в приобретенных навыках, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.