Рефераты. Дидактические проблемы современного урока

p align="left">Обучение учащихся анализу и синтезу предполагает у них умения мыслить практически: разлагать объекты на составные части; выделять отдельные существенные стороны объекта; изучать каждую часть (сторону) отдельности как элемент единого целого; соединять части объекта в единое целое.

Мыслительная операция сравнения, связанная с установлением сходства и различия в предметах, явлениях. Процесса, является частным проявлением операции анализа и синтеза.

Важным компонентом теоретического мышления является операция обобщения. В процессе ее выполнения существенную роль играют абстрагирование и конкретизация. Так, при обобщении предметов или явлений происходит выделение общего. Свойства, которыми эти предметы отличаются от предмета и рассматриваются от предмета и рассматриваются в отрыве от него. Эти мыслительные действия Н.Н. Поспелов называется абстрагированием.

После абстракции мысль возвращается к конкретному уже не в прежнем виде, а обогащенной более глубоким знание. Обобщение - есть сам процесс перехода от менее общего у более общему, а абстрагирование позволяет осуществить этот переход.

Стадии формирования мыслительных операций:

· стихийная, в ходе, которой ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он это делает;

· полустихийная, когда ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает, но не понимает существа этой операции;

· сознательная, когда ученик сознательно используют правила мыслительной операции и понимает, что эти правила специально сформулированы.

В теории Н.Н. Поспелова отмечается, что невозможно одновременно обучать всем мыслительным операциям. Система такого обучения требует последовательного их введения.

Теория развивающего обучения Е.Н. Кабановой-Миллер - обучение, направленное на формирование приемов учебной работы (системы действий, служащих для решения учебных задач).

В проблеме развивающего обучения Е.Н. Кабановой-Миллер выделяет два круга вопросов:

- показатели умственного развития;

- условия, определяющие это развитие, т.е. организация обучения и формирование учебной деятельности.

Показатели умственного развития

Общим показателем умственного развития служит степень усвоения приема учебной работы. Это значит, что учащийся может использовать в решении новых задач, т.е. переносит известный прием в новую ситуацию.

В контексте развития мотивационной сферы умственной деятельности наиболее общий показатель развития выражается в повышении ее систематичности, организованности, продуктивности.

Приемы учебной работы:

- сравнение;

- обобщение;

- раскрытие причинно-следственных связей;

- наблюдение;

- составление характеристик изучаемых явлений;

- разделение существенных и несущественных признаков понятий.

Приемы управления учебной деятельностью.

- планирование.

- самоконтроль, включающий оценку своих действий.

- управление своими познавательными интересами и вниманием.

4. Теория развивающего обучения Л.М. Фридмана - дидактическая система, направленная на воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности в процессе учебного взаимодействия.

Принципы обучения:

· Принцип самостоятельности;

· Принцип самоорганизации;

· Принцип развития;

· Принцип коллективизма;

· Принцип ролевого участия;

· Принцип ответственности;

· Принцип психологического обеспечения.

Важное место в теории Л.М. Фридмана отводится контрольно-оценочной деятельности, как учителя, так и учащихся.

Требования к контрольно-оценочной деятельности:

1. Текущую контрольно-оценочную деятельность должны выполнять сами учащиеся уже в начальной школе. Участие учителя состоит в обучении школьника рациональным методам и приемам этой деятельности, в формировании у них правильных и разумных эталонов контроля, нормативных критериев оценки, способов корректировки своей учебной деятельности, потребности и привычки самоконтроля и самооценки.

2. Итоговый контроль и оценка знаний учащихся по каждой теме проводятся учителем при активном участии школьников. Он связан с обобщением пройденного материала, с коллективным обсуждением результатов текущей контрольно-оценочной деятельности учащихся.

3. Учет результатов текущего и итогового контроля и оценка работы учащихся ведутся самими учащимися. Задача учителя состоит в осуществлении систематического контроля за формированием у школьников учебных умений и психических процессов, развитием их способностей, интересов и склонностей, социальным становлением и образованием у них значимых личностных качеств.

Анализ по 1-й главе

В 1й главе мы ознакомились с основными понятием дидактики и её основными принципами. Мы выяснили насколько важно и необходимо педагогам знать все направления современных методик. А дидактика - это и есть система методов. Мы поняли, что многие учебные заведения используют такие методики, как системы Занкова и Давыдова. Что учителям необходимо знать основные принципы всех методик.

Знания по дидактики и их творческое применение во многом направляют формирование педагогического мастерства преподавателя. Примечательно, но уже исторически сложилось так, что относительно роли дидактики в деятельности преподавателя имеются разные мнения. Одни считают, что дидактика должна вооружить преподавателя конкретными рекомендациями по конструированию учебного процесса. Другие - что дидактика сковывает творческую самостоятельность преподавателя, поскольку все зависит от степени глубины его знаний по дисциплине, которую он преподает, от его педагогического опыта.

Здесь полезно вспомнить К.Д. Ушинского: «Что такое педагогическая опытность? Это большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых педагогом? Но, конечно, если эти факты остаются фактами, то они не дают опытности».

Самым надежным путем совершенствования педагогического мастерства преподавателя является дидактическое осмысление им своего опыта работы и обращение к дидактике, как области знаний, являющейся основным ориентиром в вопросах обучения.

Глава 2. Построение дидактического материала на примере урока математики в младших классах средней школы

В практической части своей работы мы решили показать современные дидактические проблемы на примере урока математики в средней образовательной школе.

Испытуемыми являлись дети, учащиеся в 3м классе средней школы №58, города Тольятти.

2.1 Разработка сценария урока

Сценарий разработан по статье из журнала «Начальная школа» №9, 2008 год, автор С.Е. Царева.

План

1) Класс;

2) Тема урока;

3) Учебники и учебные пособия;

4) Краткая характеристика класса;

5) Цели урока (педагогические цели, учебные цели учащихся);

6) Озвучивание структуры проведения урока;

7) Ход урока (монологи, реплики, действия учащихся с ремарками).

8) Записи на доске.

9) Самоанализ. Рефлексия урока.

2.2 Проведение урока

Проведение урока проходило по составленному сценарию (см.2.1.).

1) класс

2) Взаимное приветствие между учителем и учащимися.

3)Тема урока « Умножение «столбиком» ».

4) Учебники и учебные пособия: автор А. Петерсон «Математика, 3 класс», рабочая тетрадь.

5)Краткая характеристика класса: общее количество учащихся - 25 человек, класс сильный, с высоким уровнем подготовки. Класс, занимающийся по системе Л.В. Занкова. Ускоренная система обучения.

6) Цели: обрести навыки быстрого счета, применяя вспомогательный метод «в столбик».

7) Ход урока (монологи, реплики учителя и учащихся с ремарками).

8) Образцы записей не доске и в тетради учащихся, мультимедийные материалы и средства обучения, перечень другого необходимого оборудования.

9) Самоанализ. Рефлексия пройденной темы. Повторение правил для того, чтобы проверить, насколько дети усвоили правила.

10) Направления и способы коррекции целей или хода проектирования. Постановка новых целей.

2.3 Анализ, проведенного самостоятельно, урока

Проведение урока математики дало понять всю сложность и особенность педагогики. Сложность заключается, конечно, в организации учебного процесса.

Конечно, использование составленного плана урока, некий шаблон, помогает педагогу, в некоторых случаях, не растеряться перед аудиторией. Но в современной средней школе главное не только владение учебным материалом, знанием предмета, который учитель ведет. Одной из самых сложных задач - это держание дисциплины на уроке. Необходимо следить за каждым учеником, каждый раз организовывать их внимание. Буквально заставлять их напрягаться, думать, анализировать свои действия.

Именно поэтому учитель должен обладать не только знаниями набора методик обучения, но и психологическими знаниями. В частности, то, как организовать внимание детей на уроке. А это значит, постоянно возбуждать интерес к данному предмету, теме. Устраиваем всевозможные соревнования, совместные проекты.

Одно из самых сложных частей урока - это проведение рефлексии урока. Фактически, ответная реакция на то, что мы проходили на уроке. Из 25 человек могут адекватно ответить на заданный вопрос только 5.

Анализ работы

Проведя исследования по теме «Дидактические проблемы современного урока» мы выяснили. Что проблемы в плане дидактики в современных школах существует. Однако решение этой проблемы зависит только от преподавателя. От его умений владеть тем или иным дидактическим материалом. От знаний всевозможных обучающих методик. Владение современным оборудованием, наглядными пособиями, уметь объяснить значение темы проводимого урока.

На самом важном месте стоит умение организовывать учебный процесс. Важно уметь заинтересовать учащихся с помощью используемых методик, уметь быть гибким в использовании их. Также нужно подбирать каждому ученику индивидуальный подход. Одному нужно уметь посочувствовать, похвалить другого при проявлении у него успехов в усвоении учебного материала.

Список литературы

1) Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.,2004.

2) Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.,1998.

3) Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети». М.,1999

4) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1996.

5) Занков Л.В. Обучение и развитие. М.,1975.

6) Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

7) Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987.

8) Кузьмина Н.В. способности, одаренность, талант учителя. Л.,1985.

9) Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.,1998.

10) Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

11) Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,1993.

12) Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1995.

13) Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.:Айрис-пресс, 2006. - 112с.

14) Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. А.И.Щербакова. М.,1987.

15) Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

16) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.,1998.

17) Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.,2002.

18) Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб., 2002.

19) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов /Экспресс-справочник для студентов вузов. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 256с.

20) Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

21) Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.,2000.

22) Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

23) Якиминская И.С. Требования к программам, ориентированным на личностное развитие учащихся /И.С.Якиминская// Вопросы психологии. 1994. №2.

24) Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.