Рефераты. Дидактические возможности информационно–коммуникационных технологий в процессе знакомства дошкольников с цветом

се существующие цвета в природе принято делить на две группы: хроматические (цветные, окрашенные) -- все цвета и оттенки спектра и ахроматические (бесцветные) белый, черный и все переходы серого.

Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлости, т.е. могут быть светлее или темнее.

Хроматические цвета имеют три основных свойства: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

Цветовой тон -- основная характеристика цвета, термин для обозначения оттенка цвета (красный, зеленый, желто-зеленый). Существует множество цветовых тонов, значительно больше, чем придумано для них названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.

Светлота (тон, светосила цвета) это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет. Темные цвета получают в результате смешения с черной краской, а светлые с белой или разбавлением водой.

Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет по светлоте может быть сопоставлен с ахроматическим.

Необходимо различать понятия «тон» и «цвет». Говоря о цвете, имеется в виду многоцветность окраски. Тон -- это, во-первых, художественный строй произведения, его колорит (употребляется для характеристики художественных произведений). Во-вторых, тон может определять световые отношения в произведении. В этом случае употребляется такой термин «светлота», или «светосила».

Насыщенность (интенсивность цвета, светосила) -- это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета. Цвет наибольшей насыщенности -- это чистый цвет, т.е. цвет без примеси других цветов. Если в чистый цвет добавить серый, то цвет станет меркнуть, уменьшится его насыщенность. Насыщенность цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или черный цвета. При добавлении белого цвета получают разбеленные (пастельные) цвета. При добавлении черного цвет приглушается, насыщенность его уменьшается.

В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление это условное. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете -- это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов; а холодные -- с представлением о воде, снеге и т.п. -- это синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовый и все цвета, полученные от смещения с этими цветами. Зеленый цвет считается нейтральным, со всеми оттенками он наиболее благоприятен для зрения человека. Все теплые цвета спектра обладают свойством выступать, т.е. зрительно приближаться, а холодные -- отступать, т.е. зрительно удаляться. Самый холодный цвет -- сине-зеленый, самый теплый -- оранжевый. Теплые цвета еще называют активными, а холодные -- пассивными. Таким образом, оранжевый цвет -- самый активный, а сине-зеленый -- самый пассивный.

Деление на теплые в холодные цвета в основном относится к чистым цветам, так как в пределах каждого цвета бывают более теплые и более холодные оттенки. Например, красный может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым -- если с желтоватым. Зелено-желтый -- теплый, зелено-синий -- холодный и т.д. К тому же цвет зависит и от окружения, т.е. какой находится рядом. Один и тот же цвет может быть и теплым, и холодным рядом с другими цветами. Особенно это относится к зеленому цвету. Рядом с теплым (желтым) он холоднее и, наоборот, рядом с холодным (синим) -- теплее. Красный теплее по сравнению с фиолетовым, но холоднее по сравнению с оранжевым. На этом свойстве основано усиление сочетания цветов: так оранжевый рядом с синим, кажется еще ярче, теплее, а синий -- холоднее.

Любой цвет в окружении более светлых цветов кажется темнее, а в окружении более темных -- светлее. Это явление называется светлым контрастом. Примером может быть различие в восприятии одного и того же квадрата серого цвета па черном и белом фоне. На светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном -- более светлым.

Цветовой контраст проявляется в следующем: белый, серый и черный цвета в окружении хроматических приобретают дополнительный оттенок цвета. Например, три серых квадрата одинаковы, но па синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, па желтом сиреневый, на зеленом -- розовый.

Цветовой контраст проявляется и в отношению к холодным и теплым цветам. Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зеленой -- теплым.

Под цветовым контрастом понимают и любую противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте, т.е. контраст в широком понимании. Контраст цветов могут быть сильными (прямыми), средними и слабыми (обратными).

Сильные цветовые контрасты производит резкое впечатление. Например, контраст черного и белого, желтого и синего, красного и зеленого, оранжевого и зеленого. Различие в насыщенности усиливает контраст. Слабые цветовые контрасты придают композиций мягкость и нежность. Это сочетание серого и черного, красного и фиолетового, желтого и оранжевого, оранжевого и малинового и т.п.

Средние контрасты наиболее уравновешенны и изысканность. Например, красный и синевато-фиолетовый, красный и серовато- коричневый, оранжевый и фиолетово-сиреневый.

Кроме сильных, средних и слабых контрастов, которые построены на подчеркивании одного цвета другим, большое значение имеют контрасты между холодными и темными цветами. Даже легкий контраст активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче.

Интересно влияние контура на цветовой контраст. Если обвести границы контрастирующих цветов контуром черного цвета, то впечатление контраста усиливается. Обводка контуром в орнаменте контрастных цветовых пятен при равенстве их светлоты придает ему большую выразительность и усиливает общее эстетическое впечатление, так как усиливает звучание хроматических цветов.

Различные цвета вызывают у человека неодинаковое настроение: светлые лирическое, яркие -- приподнятое, темные и тусклые -- угнетенное, а пестрота и дисгармония красок раздражают. Гармония в цвете -- это согласованность, равновесие цветовых пятен. Гармоничность сочетаний часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в сопоставлении близких цветов, воспринимающихся как оттенки одного цвета. Цвета зелено-голубые, зелено-желтые различных оттенков считаются наиболее благоприятными для зрения, успокаивающими. Восприятие цвета зависит и от освещения. Свет и цвет неразделимы. Без света нет и цвета. Цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предметов.

1.2 Методические возможности ИКТ в образовательном процессе дошкольников. Использование ИКТ в дошкольном образовании

Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Введение информационных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) обучения, внедренные около 10 - 15 лет назад, показали за прошедшее время свою действенность. Основные закономерности их применения не являются чем-то специфичным, а следуют законам педагогической науки.

Использование ИКТ в дошкольном образовании носит динамический характер, что в первую очередь обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации. Особенностью ИКТ является работа с образами предметов, что соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольных переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления.

Настоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе.

Сейчас ведётся много споров, какой быть в школе в двадцать первом веке, чтобы она соответствовала требованиям и запросам современного общества. И как показывает практика, без новых информационных технологий нельзя представить современную школу.

Именно поэтому процессы информатизации в российских школах начинаются с дошкольного образования, которое сегодня приобретает особую значимость.

Зачастую родители, приводящие в детский сад своих детей, уверены, что «готовность к школе», это умение ребенка писать, читать и считать, совершенно забывая при этом об объективных возрастных закономерностях развития дошкольника.

Ребенка нужно развивать, пробуждая весь тот потенциал, что в нем заложен, видеть прекрасное, разработать у него мелкую моторику. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к этапу предшкольного образования.

Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с момента подготовки ребенка к обучению в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Приобщение к информационной культуре - приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Нельзя забывать и о том, что мега развитие информационных компьютерных технологий в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.

При этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Как известно, доминирующим у старших дошкольников является наглядно-образное мышление, в этом же возрасте закладывается и требует направленного развития словесно-логическое мышление.

Развитие ребенка с помощью компьютера связано не только с типами мотивации детей за компьютером:

интерес к новому, загадочному предмету - компьютеру;

исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);

мотив успешного решения познавательных задач, но и особенностью и специфической сложностью компьютеризованных предметных уроков в дошкольной подготовке.

Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

Активное познание детьми окружающего мира.

Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.

Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.

Активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Ни для кого не секрет, что у ребенка в процессе работы за компьютером помимо огромного интереса к нему, формируются настойчивость, терпение, устойчивое внимание, что так не свойственно возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.

За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Совместные компьютерные занятия-игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей, так характерных в этом возрасте и способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе.

Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений с взрослыми и сверстниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.