Рефераты. Дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока

.А. Певцова, И. Унт и др. рас-сматривают дифференциацию обучения, как процесс направ-ленный на развитие способнос-тей, интересов школьников, на выявление их творческих воз-можностей. При этом происхо-дит разделение учебных пла-нов, программ по различным направлениям научного знания и деятельности человека. И.М. Чередов видит в дифференциации обучения способ оптимального сочетания фронтальной, груп-повой и индивидуальной орга-низации учебного процесса. Во многих работах (М.Д. Виног-радова, В.А. Кольцова, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, Г.И. Щукина и др.) дифференциация рас-сматривается как важнейший фактор развития познаватель-ной активности обучаемых. [16]

В методическом аспекте про-блема дифференциации обуче-ния рассматривается в работах Ю.И. Дика, В.М. Монахова, А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.А. Бешенкова, Г.В. Дорофее-ва, Н.Н. Петровой, В.В. Фирсова, В.А. Орлова, СБ. Суворовой, Л.В. Кузнецовой и др. Диффе-ренциация обучения в этих ис-следованиях понимается как организация и методика обуче-ния, «при которой каждый уче-ник, овладевая некоторым ми-нимумом общеобразователь-ной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечиваю-щей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает, право и гарантированную воз-можность уделять преимуще-ственное внимание тем на-правлениям, которые в наи-большей степени отвечают его склонностям». [17]

Концепция дифференциа-ции обучения исходит их того, что «дифференциация вы-ступает как определяющий фактор демократизации и гу-манизации системы образова-ния». В данной работе сформу-лированы основные цели диф-ференциации образования, определяемые с трех позиций:

С психолого-педагогичес-кой точки зрения цель диффе-ренциации - индивидуализация обучения, основанная на созда-нии оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каж-дого школьника.

Цели индивидуализации:

· учет индивидуальных различий для лучшей реализа-ции общих, единых для всех целей обучения;

· воспитание индивиду-альности с целью противодей-ствия нивелирования личности.

Важнейшим средством для до-стижения второй цели являет-ся предоставление учащимся возможности выбора.

С социальной точки зре-ния цель дифференциации -целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, професси-онального потенциала обще-ства, вызываемого на современ-ном этапе развития общества стремлением к наиболее полно-му и рациональному использо-ванию возможностей каждого члена общества в его взаимоот-ношениях с социумом. [20]

С дидактической точки зрения цель дифференциации -решение назревших проблем школ путем создания новой ме-тодической системы дифферен-цированного обучения учащих-ся, основанной на принципи-ально иной мотивационной основе.

В настоящее время диффе-ренциация обучения рассмат-ривается, прежде всего, как средство осуществления про-фильного обучения (А.В. Баран-ников, А.А. Кузнецов, О.Б. Ло-гинова, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков и др.), построения «индивидуального образова-тельного маршрута» (А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.).

В психолого-педагогичес-кой, дидактической и методи-ческой литературе различают два основных типа дифферен-циации содержания обучения:

· уровневую;

· профильную.

Стремительный рост объе-ма информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятель-ности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приво-дит к необходимости его спе-циализации в определенной сфере, и поэтому специализа-ции его подготовки теперь уже и на уровне общего образова-ния. Профильная дифферен-циация содержания образова-ния обращена на реализацию этой задачи. [20]

В современной педагогике цель профильной дифферен-циации содержания обучения определяется «в направленной специализации образования об-ласти устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максималь-ного их развития в избранном направлении» [5].

С профильной дифференци-ацией содержания образования связывают возможности макси-мального раскрытия индивиду-альности, творческих способно-стей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготов-ки их к продолжению образова-ния в избранной области, пред-полагаемой профессиональной деятельности.

Профильная дифференци-ация предусматривает осоз-нанный, добровольный выбор учащимися направления спе-циализации содержания обу-чения, познавательных по-требностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намере-ний. Она тесно связана с осу-ществлением индивидуально-го подхода по отношению к от-дельным группам учащихся.

Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.

Личностно-ориентированная модель обучения, разраба-тываемая в настоящее время в целом ряде психолого-педа-гогических, дидактических и методических исследованиях направлена на развитие ум-ственных способностей школь-ников на основе максимального учета и использования индиви-дуальных особенностей их по-знавательной деятельности и мышления. Для этого можно использовать:

· выбор содержания обуче-ния соответствующего уровня, но не ниже обязательного, за-данного государственным стан-дартом;

· обоснованное сочетание дифференциации и интеграции, разработку структуры учебной деятельности учащихся, мак-симально развивающей их спо-собности, мотивацию, устрем-ления; присвоение школьникам опыта деятельности различно-го типа - коммуникативной, ког-нитивной, трудовой, эстетичес-кой и др., учитывая, что в этом случае происходит воздействие на все сферы личности: когни-тивную, волевую, социально-психологическую, деятельностно-практическую;

· создание благоприятных условий в социальном окруже-нии. Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации активности учени-ка, его самостоятельности, ини-циативности.

Профильная дифференциа-ция в организационном аспекте предполагает объединение уча-щихся в относительно стабиль-ные группы, где учебный про-цесс идет по образовательным программам, различающимся содержанием, требованиями к уровню школьников.

Психолого-педагогические исследования и имеющийся опыт реализации профильной дифференциации содержания образования показывают, что наиболее оптимальный возраст для профильного обучения, ис-ходя из возрастных особеннос-тей учащихся, 15 лет (10-й класс), т.е. возраст, когда начинают фор-мироваться устойчивые позна-вательные интересы, професси-ональные устремления и т.д.

Важнейшим направлением профильной дифференциации содержания образования явля-ются предметы изучения науч-ных дисциплин, основы кото-рых представлены в школьном образовании, иначе говоря, «предметный» подход к диф-ференциации.

Профильная дифференциа-ция содержания образования по предметным областям в насто-ящее время уже получила достаточно широкое распростра-нение в практике школы раз-ных регионов страны.

Вместе с тем предлагаются и другие подходы к профильной дифференциации содержания образования, в частности, про-ектируемая профессия. В этом случае осуществляется объе-динение обучаемых по интере-су, склонности к тому или ино-му виду деятельности.

Наличие корреляции между учебными интересами учащих-ся и их профессиональными на-мерениями установлено иссле-дованиями психологов и социо-логов. Так, И.С. Кон отмечает, что на этапе профессионально-го самоопределения, называе-мом в психологии ступенью предварительного выбора про-фессии (он охватывает весь подростковый и значительную часть юношеского возраста) «различные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интере-сов подростка... затем с точ-ки зрения его способностей... и, наконец, с точки зрения его системы ценностей...» [7].

Важнейшим фактором раз-вития способностей учащихся является формирование устой-чивых специальных интересов. Это интересы к определенной сфере человеческой деятельно-сти, которые затем перераста-ют в устремления профессио-нально заниматься этим видом деятельности. Аналогично воз-никновение интереса, мотива-ции к той или иной учебной де-ятельности тесно связано с про-буждением определенных способностей к ней и иницииру-ет их развитие.

Проведенный анализ психо-лого-педагогических и дидакти-ческих основ, а также практики профильной дифференциации содержания образования в шко-ле показывает, что:

· профильная дифферен-циация содержания образования является одним из эффек-тивных средств повышения ка-чества образования, развития способностей, склонностей, ин-тересов школьников; активнос-ти их познавательной деятель-ности;

· профильное, углублен-ное изучение ряда дисциплин в старших классах, носящих предпрофессиональный харак-тер, позволяет обеспечить дос-таточную подготовку выпуск-ников школы к успешному про-должению образования, а сама такая подготовка рассматрива-ется в настоящее время как одна из основных задач стар-шей ступени школы;

· профильная дифферен-циация содержания обучения является для старшеклассни-ков средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способно-сти, профессиональные наме-рения, наметить пути дальней-шего образования и професси-онального самоопределения;

· основаниями для про-фильной дифференциации со-держания образования являют-ся основные предметные облас-ти знания и профессиональные намерения учащихся.

ГЛАВА 2 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.

Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся. [9]

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

1.Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2.Проведение диагностики по выбранному критерию.

3.Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

4.Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6.Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

В работе со старшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость. По мнению психологов, обученность -- это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.

Понятие обучаемость обосновано в трудах Б.Г. Ананьева, Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, А.К. Марковой и др. Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К. Маркова), как ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения (З.И. Калмыкова). [2]

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость -- характеристика его потенциального развития. С этой точки зрения понятие обучаемость близко к понятию зона ближайшего развития, предложенного Л.С. Выготским. Важными показателями высокого уровня обучаемости являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.