III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 2. Ступенчатая система высшего образования
Понятие системы: подготовка специалистов, квалификационный функционал которых задается на входе каждой ступени системы в зависимости от выбранного заведения (ПТУ - техникум - вуз). Образовательная функция. Срок обучения.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой образовательно-профессиональную программу (ОПП), конструируемую студентом, включающую в себя курсы и практикумы, затребованные студентом.
Структура основной профессиональной образовательной программы:
· общекультурный блок: формирование научно-обоснованной картины мира, этической, эстетической, правовой, экономической, художественной, коммуникативной, соматической культуры, культуры труда.
· психолого-педагогический блок: объективные закономерности процесса обучения, воспитание и проблемы педагогической науки, мировая и отечественная практика в учреждениях образования, семье.
· общепредметный блок: предметное образование по выбранному направлению
· специальный предметный блок: овладение основными понятиями, законами и закономерностями, теориями, их связями в структуре предметного знания
Дистанционное обучение по А.В. Хуторскому. Дидактические основы дистанционного обучения: оперативное получение информации, разнообразие информации, коммуникативность (обучаются студенты друг с другом и с педагогом в любом месте земного шара), мотивированное интерактивное и индивидуализированное педагогическое воздействие, комфортное психофизическое воздействие, экономическое преимущество.
Отличительные признаки: физическое разделение учителя и учащихся на большую часть учебного процесса; использование общеобразовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов; обеспечение телекоммуникаций между учителем и учащимися, а также между учащимися; продуктивный характер образовательного процесса.
Особенности интернет-образования:
· полное дистантное обучение - обучение с помощью электронной почты, чат - взаимодействия, видеосвязи
· очно-дистантное обучение - сочетание очных и дистантных занятий
· дополнение к очной форме обучения - урок с использованием материалов из сети Интернет.
Тема 6. Типы дистанционных школ
Типы дистанционного обучения:
· «Школа - интернет»
· «Школа - Интернет - Школа»
· « Учитель - интернет - учитель»
· «Ученик - Интернет - Центр»
· «Ученик - Интернет - ……»
Тема 7. Принципы дистанционного обучения
Продуктивная ориентация обучения (ученик, получивший информацию в интернет, создает собственные творческие проекты), индивидуализация обучения (организация проектов, олимпиад осуществляется на основе индивидуализации обучения), открытость содержания образования и учебного процесса, приоритет деятельностного содержания перед информационным (используя интернет ученик может получить информацию с разных сайтов в несколько раз больше, чем в учебнике), интерпретация педагогических и телекоммуникативных технологий, принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся, деятельностные критерии оценки.
Дополнительные принципы
Принципы гуманистической педагогики
Дидактические принципы традиционной системы обучения
Принципы, отражающие специфику дистанционной формы обучения
Принцип самоактуализации личности
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
Принцип системности
Принцип взаимоуважения, открытости в отношениях между преподавателем и студентами
Принцип научности, посильной трудности
Принцип учета специфики предметной области
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения с учетом задатков, интересов и способностей каждого обучаемого
Принцип сознательности, творческой активности учащихся
Принцип интерактивности
Принцип уважения достоинства личности в процессе общения участников совместного учебного процесса
Принцип наглядности
Принцип гибкости и маневренности учебного процесса и учебно-методического комплекса
Принцип культуры коммуникации
Принцип доступности обучения
Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях
Принцип опоры на положительные качества личности
Принцип создания положительного эмоционального фона
Принцип информационной и психологической безопасности
Принцип самостоятельного конструирования знаний
Принцип устойчивой мотивации познавательной деятельности студентов
Принцип рефлексии собственной деятельности и деятельности партнеров
Тема 8. Методика работы со студентами при дистанционном образовании
В условиях дистанционного обучения у студентов должны сформироваться такие навыки, как: умение ставить учебную цель; формулировать информационный запрос; искать адекватные источники информации; грамотно извлекать информацию; владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения; использовать приобретенную информацию и знания в собственной письменной речи; развить визуальную, двигательную и словесно-логическую память.
Этому способствует методика работы с дидактическими блоками интернет-уроков. Каждый интернет-урок включает: домашнее задание, лабораторную работу, контрольную работу, учебный тренажер, систему оценивания, электронный журнал.
Эффективность освоения дистанционных образовательных программ обусловлена тем, что каждый интернет-урок содержит:
- методические рекомендации по усвоению учебного материала;
- систему открытого планирования всех тем и разделов;
- последовательное изложение материала, содержащего ссылки на другие учебные материалы;
- терминологический словарь;
- мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты;
- интерактивные тесты;
- тренажеры по предметам;
- комплексные домашние задания;
- справочники;
- архивную и энциклопедическую информацию;
- библиографические ссылки;
- систему поиска информации.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
1. В каком режиме происходит сдача экзамена государственного образца и зачетные работы при использовании данной модели (рис. 1.)?
2. Каким образом строится телеконференция?
3. Какие сведения содержит электронный журнал?
4. Можно ли считать создание учениками веб-страниц дистанционным обучением?
5. Разработайте план страницы образовательного сайта, предназначенной для учащихся другого ВУЗа.
6. Разработайте демонстрационную версию занятия по курсу, вводное занятие по курсу, занятие-консультация, чат-занятие, веб-занятие и т.д. (по выбору студента).
Дидактический материал к практическому занятию
Курс дистанционного обучения.
Электронный учебник
Общие сведения о курсе
Личные дела студентов
справочные материалы
Документация учебного процесса
Практические, лабораторные работы
Телеконференции
Задания (индивидуальные, групповые)
Текущие объявления
Чаты
Контрольные задания, тесты
Web-квесты, web- сайты
Совместная деятельность учащихся
3. Система образования
С) Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством уровня.
1. Дистанционное образование
2. Дистанционное обучение
А) Комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.д.).
В) Форма организации образовательного процесса, предусматривающая активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися и использующая в максимальной степени современные средства новых информационных технологий: аудиовизуальные средства, персональные компьютеры и др.
1. A B
ц
е
и
с
л
ю
й
м
х
р
ж
у
т
н
а
о
в
э
д
ь
ъ
ч
з
я
ф
п
г
ы
3. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров идр.]; под ред. Е.С.Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 400 с.
4. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст]/А.В. Хуторской. - СПб.:Питер, 2004.-541 с.
Дополнительная
1. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-методическое пособие. [Текст] /С.И.Архангельский.- М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
2. Катровский, А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России /А.П.Катровский.- М.: Международные отношения, 2003.- 205 с.
3. Красноженова, Г.Ф. Высшая школа России. Проблемы сохранения интеллектуального потенциала. [Текст] /Г.Ф.Красноженова.- электрон. текстовые дан.- М.: Мысль, 1998.- 262 с.
4. Теория и практика дистанционного обучения [Текст]:/ под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 404 с.
5. Тиффин, Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение [Текст]:
Д Тиффин/ Под ред. В.Е.Смирновой. - М.: 1999. - 532 с.
6. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход [Текст]: Ю.Г.Фокин/ - М.: ПбОЮЛ, 2001.- 272с.
7. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. [Текст]: Учеб. пособие для вузов/Д.В.Чернилевский.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002.-437 с.- (Педагогическая школа XXI век).
8. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование [Текст]: С.А.Щенников/ - М.: Мирос, 2002. - 268 с.
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Схемы:
1. Классификация методов обучения.
2. Классификация форм обучения.
3. Классификация средств обучения.
4. Классификация педагогических технологий.
5. Модель сетевого курса дистанционного обучения.
Художественные фильмы:
1. Студенчество
2. Большая перемена
Электронные ресурсы:
1. http://www.edu.ru - федеральный портал Российского образования
2. http://www.ecsoman.edu.ru - образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8