Рефераты. Дистанционное обучение

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Одноуровневая система высшего образования

Понятие высшего образования: любое систематическое образование общей продолжительностью не менее двух лет, осуществляемое на базе среднего (полного) общего образования.

Понятие системы образования: совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов.

Сущность одноуровневой системы: подготовка специалиста с высшим профессиональным образованием, функционал которого задан на входе системы и не может быть изменен в процессе обучения. Образовательная функция системы. Сроки обучения.

Тема 2. Ступенчатая система высшего образования

Понятие системы: подготовка специалистов, квалификационный функционал которых задается на входе каждой ступени системы в зависимости от выбранного заведения (ПТУ - техникум - вуз). Образовательная функция. Срок обучения.

Тема 3. Многоуровневая система высшего образования

Понятие системы: система ориентирована на предоставление личности образовательных услуг, позволяющих ей уже в процессе обучения самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию получения необходимого образования.

Отличия многоуровневой системы от остальных:

· для личности - свобода выбора

· для государства - специалист за короткие сроки

· для вуза - вуз самостоятельно конструирует технологии обучения

Тема 4. Индивидуальная образовательная траектория в многоуровневой системе высшего образования

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой образовательно-профессиональную программу (ОПП), конструируемую студентом, включающую в себя курсы и практикумы, затребованные студентом.

Структура основной профессиональной образовательной программы:

· общекультурный блок: формирование научно-обоснованной картины мира, этической, эстетической, правовой, экономической, художественной, коммуникативной, соматической культуры, культуры труда.

· психолого-педагогический блок: объективные закономерности процесса обучения, воспитание и проблемы педагогической науки, мировая и отечественная практика в учреждениях образования, семье.

· общепредметный блок: предметное образование по выбранному направлению

· специальный предметный блок: овладение основными понятиями, законами и закономерностями, теориями, их связями в структуре предметного знания

Тема 5. Понятие технологии дистанционного обучения

Дистанционное обучение по А.В. Хуторскому. Дидактические основы дистанционного обучения: оперативное получение информации, разнообразие информации, коммуникативность (обучаются студенты друг с другом и с педагогом в любом месте земного шара), мотивированное интерактивное и индивидуализированное педагогическое воздействие, комфортное психофизическое воздействие, экономическое преимущество.

Отличительные признаки: физическое разделение учителя и учащихся на большую часть учебного процесса; использование общеобразовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов; обеспечение телекоммуникаций между учителем и учащимися, а также между учащимися; продуктивный характер образовательного процесса.

Особенности интернет-образования:

· полное дистантное обучение - обучение с помощью электронной почты, чат - взаимодействия, видеосвязи

· очно-дистантное обучение - сочетание очных и дистантных занятий

· дополнение к очной форме обучения - урок с использованием материалов из сети Интернет.

Тема 6. Типы дистанционных школ

Типы дистанционного обучения:

· «Школа - интернет»

· «Школа - Интернет - Школа»

· « Учитель - интернет - учитель»

· «Ученик - Интернет - Центр»

· «Ученик - Интернет - ……»

Тема 7. Принципы дистанционного обучения

Продуктивная ориентация обучения (ученик, получивший информацию в интернет, создает собственные творческие проекты), индивидуализация обучения (организация проектов, олимпиад осуществляется на основе индивидуализации обучения), открытость содержания образования и учебного процесса, приоритет деятельностного содержания перед информационным (используя интернет ученик может получить информацию с разных сайтов в несколько раз больше, чем в учебнике), интерпретация педагогических и телекоммуникативных технологий, принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся, деятельностные критерии оценки.

Дополнительные принципы

Принципы гуманистической педагогики

Дидактические принципы традиционной системы обучения

Принципы, отражающие специфику дистанционной формы обучения

Принцип самоактуализации личности

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения

Принцип системности

Принцип взаимоуважения, открытости в отношениях между преподавателем и студентами

Принцип научности, посильной трудности

Принцип учета специфики предметной области

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения с учетом задатков, интересов и способностей каждого обучаемого

Принцип сознательности, творческой активности учащихся

Принцип интерактивности

Принцип уважения достоинства личности в процессе общения участников совместного учебного процесса

Принцип наглядности

Принцип гибкости и маневренности учебного процесса и учебно-методического комплекса

Принцип культуры коммуникации

Принцип доступности обучения

Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях

Принцип опоры на положительные качества личности

Принцип создания положительного эмоционального фона

Принцип информационной и психологической безопасности

Принцип самостоятельного конструирования знаний

Принцип устойчивой мотивации познавательной деятельности студентов

Принцип рефлексии собственной деятельности и деятельности партнеров

Тема 8. Методика работы со студентами при дистанционном образовании

В условиях дистанционного обучения у студентов должны сформироваться такие навыки, как: умение ставить учебную цель; формулировать информационный запрос; искать адекватные источники информации; грамотно извлекать информацию; владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения; использовать приобретенную информацию и знания в собственной письменной речи; развить визуальную, двигательную и словесно-логическую память.

Этому способствует методика работы с дидактическими блоками интернет-уроков. Каждый интернет-урок включает: домашнее задание, лабораторную работу, контрольную работу, учебный тренажер, систему оценивания, электронный журнал.

Эффективность освоения дистанционных образовательных программ обусловлена тем, что каждый интернет-урок содержит:

- методические рекомендации по усвоению учебного материала;

- систему открытого планирования всех тем и разделов;

- последовательное изложение материала, содержащего ссылки на другие учебные материалы;

- терминологический словарь;

- мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты;

- интерактивные тесты;

- тренажеры по предметам;

- комплексные домашние задания;

- справочники;

- архивную и энциклопедическую информацию;

- библиографические ссылки;

- систему поиска информации.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. В каком режиме происходит сдача экзамена государственного образца и зачетные работы при использовании данной модели (рис. 1.)?

2. Каким образом строится телеконференция?

3. Какие сведения содержит электронный журнал?

4. Можно ли считать создание учениками веб-страниц дистанционным обучением?

5. Разработайте план страницы образовательного сайта, предназначенной для учащихся другого ВУЗа.

6. Разработайте демонстрационную версию занятия по курсу, вводное занятие по курсу, занятие-консультация, чат-занятие, веб-занятие и т.д. (по выбору студента).

Дидактический материал к практическому занятию

Курс дистанционного обучения.

Электронный учебник

Общие сведения о курсе

Личные дела студентов

Информационно-

справочные материалы

Документация учебного процесса

Практические, лабораторные работы

Телеконференции

Задания (индивидуальные, групповые)

Текущие объявления

Чаты

Контрольные задания, тесты

Web-квесты, web- сайты

Совместная деятельность учащихся

Рис. 1. Модель сетевого курса дистанционного обучения

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнить тест по курсу

ФИО

Группа

Тест

1. Подберите соответствующие определения

1. Образование

2. Высшее образование

3. Система образования

А) Совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов, а так же сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления

В) Систематическое образование общей продолжительностью не менее двух лет, осуществляемое на базе среднего (полного) общего образования

С) Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством уровня.

1. A B C

2. A B C

3. A B C

2. Назовите виды систем высшего образования

1.

2.

3.

3. Из каких блоков состоит структура основной профессиональной образовательной программы? Дополните список.

1. общекультурный

2.

3.

4.

4. Выберите утверждение, относящееся к традиционной технологии обучения

1. Учитель является собеседником ученика, вступает с ним в дискуссию

2. Учитель -- это командир, который командует и требует повиновения

3. Учитель -- это тьютор, который даёт материал ученику для самостоятельного обучения

4. Учитель является наставником ученика

5. Подберите соответствующие определения

1. Дистанционное образование

2. Дистанционное обучение

А) Комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.д.).

В) Форма организации образовательного процесса, предусматривающая активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися и использующая в максимальной степени современные средства новых информационных технологий: аудиовизуальные средства, персональные компьютеры и др.

1. A B

2. A B

6. Какой признак не относится к дистанционному обучению?

1. Соединение обучения и воспитания

2. Разобщение учителя и учащихся на большую часть учебного процесса

3. Использование электронных ресурсов

4. Обеспечение телекоммуникацией между учителем и учащимися, а так же между учащимися

5. Продуктивный характер образовательного процесса

7. Какие типы дистанционных школ вы знаете? Дополните список.

1. Школа - Интернет

2.

3.

4.

5.

8. Перечислите основные принципы дистанционного обучения (по Хуторскому А.В.)

1.

2.

3.

4.

5.

9. Каждый интернет-урок содержит……..найти в предложенном букворде (всего пять)

ц

е

и

с

л

ю

й

м

х

р

е

ж

у

т

н

а

о

в

ж

у

э

м

н

а

а

с

ж

д

й

а

ь

л

т

р

е

ъ

т

е

ч

а

з

р

т

в

д

и

а

х

я

д

ф

п

г

ь

и

м

е

с

ы

э

1.

2.

3.

4.

5.

10. Тьютор - это…..

1. преподаватель

2. преподаватель, который проводит аудиторные занятия

3. преподаватель, который организует самостоятельную работу студентов

Примерные вопросы для зачета

1. Понятие системы образования. Виды систем.

2. Структура основной профессиональной образовательной программы.

3. Многоуровневая система высшего образования.

4. Проблемы заочного образования и пути их решения.

5. Основные принципы образования.

6. Понятие технологии дистанционного обучения.

7. Дидактические основы дистанционного обучения. Отличительные признаки.

8. Типы дистанционного обучения.

9. Принципы и цели дистанционного обучения.

10. Формы дистанционного обучения

11. Содержание интернет-урока.

12. Особенности интернет-образования.

13. Роль образования в жизни человека.

14. Технология развивающего обучения.

15. Особенности методики развивающего обучения.

16. Особенности методики традиционного обучения.

17. Технология дифференцированного обучения.

18. Технология индивидуализации обучения.

19. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

20. Альтернативные технологии.

Темы рефератов

1. Дистанционное занятие с использованием ресурсов и технологий Интернета.

2. Технология моделирования занятия с использованием мультимедиа.

3. Реализация личностно ориентированного подхода, конструктивизма в дистанционном обучении.

4. Проблемы культуры и нравственности в дистанционной форме обучения.

5. Дистанционное обучение и информационные технологии.

6. Организация дискуссий в дистанционном обучении.

7. Перспективы развития технологий дистанционного обучения.

8. Метод проектов в дистанционном обучении.

9. Информационные технологии дистанционного обучения.

10. Формирование культуры общения в дистанционном учебном процессе.

V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- виды систем высшего образования;

- дидактические основы, отличительные признаки, типы и принципы дистанционного обучения;

- возможности реализации педтехнологий средствами мультимедиа;

- структуру построения модели курса сетевого обучения.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

- демонстрировать навыки моделирования учебного процесса;

- использовать мультимедийные технологии;

- ориентироваться в разнообразии педагогических технологий.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность технология, организация [Текст] - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 350с.

2. Полат, Е.С Определение эффективности дистанционной формы обучения //Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения: Материалы международной научно-практической конференции [Текст]: Е.С.Полат/ - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-412 с.

3. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров идр.]; под ред. Е.С.Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 400 с.

4. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст]/А.В. Хуторской. - СПб.:Питер, 2004.-541 с.

Дополнительная

1. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-методическое пособие. [Текст] /С.И.Архангельский.- М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

2. Катровский, А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России /А.П.Катровский.- М.: Международные отношения, 2003.- 205 с.

3. Красноженова, Г.Ф. Высшая школа России. Проблемы сохранения интеллектуального потенциала. [Текст] /Г.Ф.Красноженова.- электрон. текстовые дан.- М.: Мысль, 1998.- 262 с.

4. Теория и практика дистанционного обучения [Текст]:/ под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 404 с.

5. Тиффин, Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение [Текст]:

Д Тиффин/ Под ред. В.Е.Смирновой. - М.: 1999. - 532 с.

6. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход [Текст]: Ю.Г.Фокин/ - М.: ПбОЮЛ, 2001.- 272с.

7. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. [Текст]: Учеб. пособие для вузов/Д.В.Чернилевский.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002.-437 с.- (Педагогическая школа XXI век).

8. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование [Текст]: С.А.Щенников/ - М.: Мирос, 2002. - 268 с.

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Схемы:

1. Классификация методов обучения.

2. Классификация форм обучения.

3. Классификация средств обучения.

4. Классификация педагогических технологий.

5. Модель сетевого курса дистанционного обучения.

Художественные фильмы:

1. Студенчество

2. Большая перемена

Электронные ресурсы:

1. http://www.edu.ru - федеральный портал Российского образования

2. http://www.ecsoman.edu.ru - образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.