· интерактивность учебного процесса;
· обучение как диалог;
· адаптивность обучения;
· гибкость учебного материала;
· «передаваемость» материала в дистанционном образовании;
· активность обучаемого.
Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на каком-то одном из этих принципов, а на их совокупности. Тем не менее, обычно выделяются доминирующие.
2.3. Основные типы организационных структур дистанционного образования.
Основные типы организационных структур университетского дистанционного образования включают в себя:
· Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных университетах;
· Консорциум университетов;
· Открытые университеты;
· Виртуальные университеты.
Характерной тенденцией дистанционного образования является объединение организационных структур университетов. Так, в последние годы стал развиваться новый тип организационной структуры дистанционного университетского образования - консорциум университетов. Дистанционные образовательные услуги оказывает специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов. Консорциум университетов предлагает набор курсов, разработанных в различных университетах - от курсов для абитуриентов до курсов на получение ученых степеней. В 70-х и 80-х годах во многих странах были учреждены национальные открытые университеты. Они использовали многие организационные принципы заочного обучения. Но в целом открытое образование привнесло много нового в образовательную систему. Принцип открытости образования означает свободу зачисления в число обучаемых и составления индивидуального учебного плана, а также свободу места, времени и темпов обучения. В основе открытого образования - богатая и детально разработанная образовательная среда, в которой обучаемый ориентируется вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей.
В основе новой системы образования лежит принцип открытости, который применительно к высшему образованию означает:
· открытое поступление в высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста (18 лет);
· открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
· свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в ВУЗ в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
· свобода в выборе места обучения: студенты физически отсутствуют в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.
Проведение принципа открытости привело к значительным организационным новшествам, которые стали практически осуществимы именно благодаря внедрению новых технологий хранения, переработки и передачи информации. Так, например, в 90-х годах появилась новая модель дистанционного образования на базе технологий проведения телеконференций. Эта модель называется телеобучением или телеобразованием. В этом случае проведение телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, является главной формой взаимодействия между учителем и обучающимся, расширяя это взаимодействие, ранее осуществляемое, главным образом, по почте. При этом телеконференции могут проводится как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися. Это могут быть аудио-, аудиографические, видео- и компьютерные телеконференции.
Модель телеобразования появилась недавно, но она ведет к радикальным изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется в том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования - виртуальные университеты. Эта форма обучения рассматривается нами как новая, только что наметившаяся модель образования. В этой модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. Появление такой модели дистантного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.
3.Дистанционное образование в России.
Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования. Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:
возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов;
отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.
Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:
информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;
Методология образования должна поддерживать компьютерные формы обучения, контроля знаний, получения индивидуального задания, моделирования изучаемых процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки результатов эксперимента, в том числе и в режиме удаленного доступа.
Создание системы удаленного доступа филиалов ВУЗов и небольших ВУЗов к ресурсам своих базовых ВУЗов и через них к ведущим учебным и научным лабораторно-исследовательским центрам страны. Эти три направления (компьютеризация оборудования, методология образования на базе информационных средств, компьютерных форм и удаленный доступ) являются сутью концепции создания и внедрения комплекса дистанционного образования.
Приведем один из примеров внедрения системы ДО в Российские ВУЗы. Южно-Уральский Государственный Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ России в своем составе содержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около десятка филиалов в городах Южного Урала и Западной Сибири. В соответствии с принятой концепцией развития ВУЗа как университетского центра создается необходимая система телекоммуникации. Университет имеет выделенные каналы связи почти со всеми филиалами и оптоволоконные линии внутри университетского городка.
Удаленный доступ и мультимедиа в методическом подходе университета трактуется более широко. Мультимедиа не только в понятии компьютер индивидуального пользователя, а это системы подачи информации на прозрачных носителях через видеопроекторы и через мультимедийные крупноформатные видеостенки в поточных аудиториях. Такие видеостенки через корпоративную сеть университета имеет выход на любой сервер университета или в INTERNET и позволяет транслировать телеконференции между корпусами и лабораториями университета и его филиалами без специального резервирования каналов.
Дистанционное обучение (ДО) более приближено к обычному обучению, т.к. кроме классического ДО (кейсовая система и использование компьютерных сетей для выдачи заданий, тестов и программ методик, не требующих специальной техники, выходящей за пределы корпуса компьютера) активно используются физические компьютеризованные лабораторные комплексы с удаленным доступом и имитаторы лабораторных работ. Эти работы нашли свое развитие в нетрадиционных для ДО курсах таких как: “Сопротивление материалов”, “Детали машин и основы конструирования”, “Станки и инструменты”, “Электрические сети и станции”, “Радиолокация” и другие. Элементы видео и аудио сопровождения позволяют создать эффект присутствия и взглянуть в (посмотреть на эксперимент) с нетрадиционной точки зрения. Найден нетрадиционный подход к совершенствованию видеокурсов, как основного компонента "кейсовой" системы классического ДО. С этой целью создан специализированный видео-комплекс со студией нелинейного монажа.
4. Электронный учебник как средство дистанционного обучения.
Как говорилось выше, мы разберем одну из наиболее часто применяемых технологий в ДО и в очном образовании также. А именно, это электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно - это и ПО по предоставлению знаний и по их контролю.
Основные принципы дистанционно-го обучения (ДО): установление интерак-тивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непо-средственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информацион-ной технологии.
Главной проблемой развития дистан-ционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко про-является то обстоятельство, что учащи-еся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предмет-ного содержания обучения.
На смену прежней модели обуче-ния должна прийти новая модель, ос-нованная на следующих положениях: в центре технологии обучения -- уча-щийся; суть технологии -- развитие способности к самообучению; учащие-ся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности -- со-трудничество.
В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельно-сти и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Я считаю ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дис-танционный учебный курс можно полу-чить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традицион-ного очного обучения.
Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов долж-но начинаться с глубокого анализа це-лей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учеб-ной информации, требований к техно-логиям дистанционного обучения с точ-ки зрения обучения конкретным дисцип-линам, корректировки критериев обученности.
Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, ко-торые можно обозначить следующим об-разом:
* стимулирование интеллектуаль-ной активности учащихся с помо-щью определения целей изучения и применения материала, а так-же вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию мате-риала;
* усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого опре-деления ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
* развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углуб-лением учебных технологий и приемов.
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными техно-логиями передачи информации и обще-ния, в первую очередь следует отнести:
* принцип активности;
* принцип самостоятельности;
* принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
* принцип мотивации;
* принцип связи теории с практикой;
* принцип эффективности.
В связи с этими принципами сред-ства учебного назначения, которые ис-пользуются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать возможность:
* индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать про-цесс обучения;
* контролировать обучаемого с ди-агностикой ошибок и обратной связью;
* обеспечить самоконтроль и само-коррекцию учебно-познаватель-ной деятельности учащегося;
* демонстрировать визуальную учебную информацию;
* моделировать и имитировать про-цессы и явления;
* проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в услови-ях виртуальной реальности;
* прививать умение в принятии оптимальных решений;
* повысить интерес к процессу обу-чения;
* передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую важность определения целей курса.
Для построения четкого плана кур-са необходимо:
* определить основные цели, уста-навливающие, что учащиеся дол-жны изучить;
* конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;
* спроектировать деятельность уча-щегося, которая позволит достичь целей.
Очень важно добиваться того, что-бы поставленные цели помогали опре-делить, что ожидается от учащихся пос-ле изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока. Факти-чески необходима постановка целей для каждого урока курса.
Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельно-сти учащихся и определить, на какой стадии он находится.
Правильно сформулированные цели позволят учащимся:
* настроить мышление на тему обу-чения;
* сфокусировать внимание на наи-более важных проблемах;
* тщательно подготовиться к тес-там, заданиям и другим средствам оценивания.
Деятельность должна быть спроек-тирована в соответствии со сформули-рованными целями.
При планировании и разработке ди-станционных учебных курсов необходи-мо принимать во внимание, что основ-ные три компоненты деятельности пе-дагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО.
Разработанный и реализованный подход к дистанционному обуче-нию заключается в следующем:
· перед началом дистанционного обучения производится психоло-гическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуаль-ного подхода к обучению;
· учебный материал представлен в структурированном виде, что по-зволяет учащемуся получить сис-тематизированные знания по каж-дой теме;
Содержание предлагаемого к освое-нию курса дистанционного обучение педагогически отработано и системати-зировано и состоит из комплекса психо-логических тестов, программы обу-чения и электронного учебника, который удовлетворяет вышеизложенным принципам.
Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических тестов и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.
Программа обучения -- один из наиболее важных видов раздаточных материалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:
· информацию о системе дистанционного обучения, методах ДО;
· биографическую информацию о преподавателе;
· технологию построения учебного курса;
· цели курса;
· критерии окончания обучения;
· часы телефонных консультаций;
· описание экзаменов, проектов письменных работ;
· другие инструкции.
Электронный учебник, содержит собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем.
Заключение.
Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость создания и расширения ДО в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. В данной работе я рассмотрела ДО с педагогической и, кроме того, с технической точек зрения и убедилась в важности решения данной проблемы.
Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
Список литературы.
1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов - на - Дону: «Мысль», 1999. - 368 с.
2. Интернет: www.dist-edu.ru; www.hse.ru; www.ui.usm.ru.
3. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 1996. - 228 с.
4. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 1997. - 398 с.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
6. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. - «Знание», 2000. - 276 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4