Рефераты. Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

p align="left">С. Прокофьев. Сцена из 5-й картины оперы "Повесть о насто-ящем человеке".

П. Чайковский. Симфония № 6 ("Патетическая"), ч. I (фраг-мент). Вальс фа-минор.

Ф. Шопен. Вальс № 14 (e-moll). Соната b-moll, ч. III "Траурный марш". Этюд № 12 ("Революционный").

И. Бах. Органная фуга g-moll . Прелюдия e-moll. Органная хоральная прелюдия f-moll. "Шутка" из сюиты № 2 для оркестра.

Г. Горелова. "Старый замок". 4 инвенции для фортепиано (по выбору).

Л. Шлег. "Белорусские напевы". Полифонические пьесы для фортепиано.

Л. Бетховен. Симфония № 5, ч. I. Соната № 8 ("Патетическая"), ч. II. Менуэт G-dur.

С. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром ч.I. Прелюдия cis-moll. "Элегия". X. Глюк. "Мелодия" из оперы "Орфей".

П. Оловников. Симфоническая поэма "Партизанская быль".

Н.Римский-Корсаков. "Шествие" из оперы "Золотой петушок".

П. Чайковский. Симфония № 5 (кода финала).

Г.Гладков. "Песня охраны" из мультфильма "Бременские музыканты”

Л. Шнитке. Симфония № 1 (фрагменты ч. I и IV).

Н. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка": ария Снегурочки; песня Леля; сцена таяния Снегурочки.

Л. Моцарт. Маленькая ночная серенада (ч. I, III). "Реквием" (№ 1, 7). "Фантазия" c-moll. Ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро".

Р. Щедрин. Концерт для оркестра "Озорные частушки".

Ф. Шопен. Вальсы № 6, 7. Баллада № 1. Экспромт-фантазия.

,Я. Сибелиус. "Грустный вальс" из музыки к драме Ярнефельда "Куолема".

"Баллада о фотокарточке" из цикла "Через всю войну". Музыка И. Мулявина.

С. Рахманинов. Романсы "Островок" на слова К. Бальмонта, "Сирень" на слова Е. Бекетовой, "Весенние воды" на слова Ф. Тют-чева. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (ч. I, II).

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт", "Багатели" соч. 33 № 1, 004. 119 № 1, 5; соч. 126 № 1 (по выбору), Соната № 8 "Патети-ческая", ч. I (фрагмент). Соната "Аппасионата", ч. I (фрагмент).

М. Равель. "Болеро".

Ф. Лист. Венгерские рапсодии № 2, 6, 12 (на выбор).

П. Чайковский. "Скерцо-марш" из симфонии № 6, симфония N" I (финал).

"Нова радость". Рождественская колядка в обработке

Л. Шлег "Небо и земля ныне торжествуют". Белорусская рождественская колядка.

"I воскликнули ангелы". Белорусская рождественская колядка.

A. Архангельский. "Верую".

М. Березовский. Хоровой концерт "Не отверзи мене во время старости".

Седьмой класс.

Седьмой класс завершает базовое музыкальное образование в современной школе Беларуси. Важно не только обоб-щить, и закрепить накопленные за шесть лет разнообразные представления о музыкальном искусстве в жизни человека, ни и научить подростков самостоятельно художественно-гра-мотно ориентироваться в разнообразных явлениях современ-ниц музыкальной культуры, используя для этого весь накопленный в процессе обучения музыкальный опыт.

Седьмой класс должен проявить способность ребят решать художественные задачи на всех уровнях музыкального мыш-ления, в том числе на концептуальном уровне, который обеспечивает полноценный творческий результат музыкальной деятельности. Вне этого невозможно формировать готовность детей к дальнейшей самостоятельной жизни в мире музыки.

Основной смысловой стержень содержания музыкально-го образования в седьмом классе -- «Музыка и современ-ность» с широким кругом вытекающих проблем: Каков он, современный человек? Что такое современное искусство? Подчиняется ли искусство моде? Зачем людям легкая и серь-езная музыка? В чем секрет нестареющего, вечного искус-ства? Если ценности искусства вечные, существуют ли худо-жественные открытия, новаторство? Что объединяет музыку и религию? Зачем людям нужна музыка и какая музыка нуж-на тебе? И др.

Каждая учебная четверть имеет свою тему, но композиция содержания класса в целом напоминает сонатную форму. Тема I четверти --«Что значит современность в музыке» -- яв-ляется экспозицией основных проблем года, но не дает их окончательного решения. Темы II и III четвертей -- «Музы-ка серьезная и легкая» и «Взаимодействие легкой и серь-езной музыки» -- углубляют процесс решения поставлен-ных проблем на новом художественном материале, разраба-тывают их. И, наконец, финальные темы -- «Сегодняшний день белорусской музыки» и «Великие наши современ-ники» -- являются своеобразной динамической репризой не только седьмого класса, но и всего предмета «Музыка» в це-лом.

Музыкальный материал.

«Замыкая круг». Музыка К. Келъми, слова М. Пушкиной.

«Мой родны кут». Музыка И. Лученка, слова Я. Купалы.

«Не повторяется такое никогда». Музыка С. Туликова, слова М.Пляцковского.

«Лесная чакона». Музыка Н. Кирилиной, слова Г. Георгиева

«Давайте восклицать!» Слова и музыка Б. Окуджавы.

«Дзецям Чарнобыля». Музыка и слова А. Козловой.

«Песня о друге» из к/ф «Вертикаль». Слова и музыка В. Высоц-кого.

«Этот большой мир». Песня из к/ф «Москва-Кассиопея». Музыка В.Чернышева, слова Р. Рождественского.

«Песня менуэта». Музыка Е. Адлера, слова Л. Дымовой.

Д. Бортнянский. Хоровой концерт № 4 «Воскликните, Господеви вся земля».

И. Бах. Органная Токката и фуга ре-минор. Чакона для скрипки соло. Гольдберг-вариации: «Ария», вариации № 1, 14, 16. «Страсти по Матфею»: ария № 47 (ария Петра), № 78. Ария из Мессы си минор. Прелюдия и фуга № 1 C-dur из ХТК, ч. I (по выбору).

Э. Вилла-Лобос. Ария из «Бразильской Бахианы» № 5. А. Шнитке. Прелюдия для альта с оркестром, ч. П. Кончерто гроссо № 2: Каденция, Рондо, Постлюдия.

«Марш веселых ребят». Музыка И.Дунаевского, слова В. Лебе-дева-Кумача.

«Миша Каминский», «Возвращение» из цикла «Через всю вой-ну». Музыка В. Мулявина, слова В. Тараса, Э. Огнецвет.

A. Корелли. Concerto-grosso op. 6, № 8 («Рождественский»).

Д. Шостакович. Романс из к/ф «Овод». Симфонии № 9, 15 (фрагменты). Музыка к кинофильму «Гамлет». «Песня о встречном». Л. Бетховен Соната № 14 («Лунная»). Соната № 2, ч. И. «К Элизе».

Ф. Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром, ч. I. А. Веделъ «Покаяния отверзи ми двери» (хоровой концерт).

Г. Горелова. Хорал из Концерта для гитары, струнных и колоколов.

Гречанинов «Сугубая ектинья» (в исполнении Ф.Шаляпина).

П. Чесноков. «Жертва вечерняя».

Духовные песнопения Православной церкви: "Херувимская песнь" (грузинского распева), "Милость мира" (знаменного распева), «Христос воскресе» (греческого распева). Тропарь Белорусским святым (знаменного распева, обработка Л. Ракитского).

Таким образом, мы видим, что программа «Музыка» в 5-7 классах достаточно насыщена произведениями авторов разных эпох и современности, что поможет подростку лучше понять всю силу настоящей классической музыки, духовных произведений и произведений своего народа, определить главное общечеловеческое содержание искусства и научит видеть мир другими глазами.

Современная программа по музыке хотя и адресована учителю, но направлена на ребенка, и содержание от класса к классу «растет» вместе с ним. Поэтому самая главная задача уроков музыки и созидателя-учителя - создать благоприятные условия для выращивания чувства красоты и духовности, их отзывчивости и стремлении их создать в каждом ребенке. Ибо это самая важная человекотворящая функция музыкального образования.

2.2 Разработка уроков музыки с использованием классических и духовных произведений.

Урок 1.

Тема урока: «Библейские сюжеты в музыке» 7-й класс.

Данный урок выстроен на методе пространственно- временных аналогий и взаимодействия различных видов искусств. Используя прием сопоставления музыки и эпохи, рассматривается музыкальный материал от средневековья до наших дней, анализируется и сравнивается между собой.

Цель урока: духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной культуры средствами различных видов искусств.

Оформление доски: тема урока, фамилии, портреты композиторов и исполнителей, нотной текст, листы с названиями произведений, которые приклеиваются к доске по ходу урока.

Используемые источники: Библия, СД диск «Святые лики», СД диск «Лувр» (интерактивная энциклопедия на русском языке), СД диск «Большая художественная энциклопедия», СД диск «Музеи Европы», СД диск «Земле русская» (песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии), СД диск «Органная музыка И.С.Баха», СД диск «Энциклопедия классической музыки», аудиозапись лучших произведений Луи Армстронга.

Ход урока.

(Учащиеся входят в класс под музыку Баха-Гуно «Ave Maria»).

УЧИТЕЛЬ: Дорогие друзья, здравствуйте! Кто из вас знает произведение, которое только что прозвучало?

Дети: Это «Ave Maria».

УЧИТЕЛЬ: Какое настроение вызывает это музыка? Попробуйте её охарактеризовать.

Дети: Музыка лирическая, нежная, светлая.

УЧИТЕЛЬ: О какой Марии здесь идёт речь? Кто такая Мария?

Дети: Мария - Мать Иисуса Христа.

УЧИТЕЛЬ: Откуда вы про Нее знаете?

Дети: Из Библии.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо. А какой композитор написал это произведение?

Дети: Иоганн Себастьян Бах и Шарль Гуно.

УЧИТЕЛЬ: Эти композиторы жили в одно время?

Дети: Нет, в разное.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, спустя двести лет, композитор Шарль Гуно дал новое рождение музыке Иоганна Себастьяна Баха. Он как будто вдохнул в нее жизнь заново, и она приобрела краски и многообразие романтической эпохи.

Вернемся к Библии. Вы знаете, что эта книга по статистике является самой читаемой книгой в мире?

Дети: Да.

УЧИТЕЛЬ: Именно поэтому, тема нашего урока «Библейские сюжеты в музыке». Приведите мне, пожалуйста, примеры современных и актуальных выражений, поговорок, которые были взяты из этой книги.

Дети: «Что посеешь, то и пожнешь», «Не судите и не судимы будете».

УЧИТЕЛЬ: «Не от мира сего…», «Фома неверующий…», «Волк в овечьей шкуре». И еще многое другое. Спасибо. В этой книге передается вся палитра человеческих чувств: доброта - злоба, милосердие - равнодушие, щедрость - жадность и др. здесь можно найти ответы на разные жизненные вопросы. Именно поэтому великие мастера обращались к этой Книге и черпали из нее сюжеты для своих произведений в музыке, живописи и литературе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.