Рефераты. Двигательная активность

аждый педагогический коллектив четко определяет медико-педагогические условия организации школ здоровья. При всей неповторимости условий в них есть и общее. "Такими общими факторами являются следующие:

1. Систематическое и комплексное изучение состояния здоровья педагогов и школьников, создания школьного банка "Здоровье", обучение учителей педагогическому анализу медицинских результатов, совершенствование педагогических технологий, адекватных возрасту и социальному статусу ребёнка, его индивидуальным особенностям.

2. Кадровое обеспечение как педагогической, так и медицинской деятельности предусматривает, с одной Стороны полноту осуществления образовательно-воспитательного процесса (наличие необходимых и полагающихся по штатному расписанию учителей, медиков), а с другой стороны, повышения профессионализма работников, позволяющее в процессе их деятельности увеличивать резервы своего здоровья и здоровья учащихся".

Это побуждает в процессе роста их квалификации (в рамках методической, опытно-экспериментальной работы, самообразования) опираться на принцип интегративности, взаимосвязи, в зависимости информации из области педагогики, психологии, медицины, социологии, экологии, признания, что проблема здоровья детей выдвигает на первый план индивидуализацию образовательно-воспитательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе обучения и воспитания и как коррекцию образовательного процесса с учетом своеобразия личности.

Коррекция образовательно-воспитательного процесса происходит с учетом состояния здоровья учащихся и на основе принципов лечебной педагогики. Смысл заключается в том, чтобы все задачи обучения, воспитания и развития ребенка поставить в зависимость от его психического и физического состояния. Принципы лечебной педагогики позволяют осуществить дифференциацию обучения и воспитания с опорой на гуманистические традиции отечественной и зарубежной педагогики, создать настрой оптимизма и уверенности в обязательном успехе, обеспечить преемственность и единство лечебных процедур и школьных занятий, единство воспитания и самовоспитания, учет индивидуальности каждого ребенка.

5. Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте

Граница между первым детством (дошкольный период) и вторым - возраст 6-7 лет - является одним из узловых, переломных моментов онтогенеза, когда происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. То, что именно на этом этапе ребенок попадает в новые социальные условия, испытывает продолжительное и интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, связанное с учебой, создаст предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений.

Поэтому чрезвычайно важно четко представлять сущность происходящих в организме ребенка качественных изменений, которые определяют направление и перспективы развития на протяжении всего младшего школьного возраста. Необходимо с самого начала правильно организовать учебный процесс в соответствии с психофизиологическими особенностями ребенка, определяющими его функциональные возможности, что является залогом - успешности всей последующей деятельности ученика. Заметные изменения на границе второго детства отмечаются, прежде всего, в особенностях физического развития ребенка, состоянии его костной и мышечной систем. Идет процесс активного созревания организма. Так, вес ребенка увеличивается каждый месяц в среднем на 200 г, рост на 0,5 см. Возраст 6-7 лет - это время так называемого полуростового скачка, когда дети достигают примерно половины длины тела взрослого человека. При этом, в связи с усиленным ростом конечностей - рук и ног - пропорции их тела приближаются к пропорциям тела взрослого. Диагностировать это явление антропологи предлагают с помощью "филиппинского теста": если ребенок может через макушку головы перекрыть пальцами правой руки левую ушную раковину, значит, полуростовой скачок совершился.

Наблюдается усиленный рост черепной коробки - вместилища мозга, который приводит к тому, что у младшего школьника она достигает более 90% размеров черепа взрослого человека и с этого возраста растет крайне медленно. Однако лицевой скелет продолжает расти и значительно изменяться еще достаточно длительное время. С увеличением челюстей происходит смена молочных зубов на постоянные. Начало смены зубов и темп, в котором происходит это явление, служат важными показателями хода созревания организма.

В возрасте 6-7 лет в связи с усиленным ростом ребер и изменением их положения меняется форма и объем грудной клетки. Это, в свою очередь, приводит к изменению характера дыхания. Если ранее у детей преобладал брюшной тин дыхания, который определяется, в основном, мышцами, брюшного пресса и диафрагмы, то теперь все большее участие в дыхательных движениях начинают принимать межреберные и межхрящевые мышцы, то есть дыхание становится грудобрюшным, что более эффективно и экономично.

Высокой степени развития достигает мышечная система, вследствие чего относительно хорошо сформирована двигательная сфера: ребенок умеет ходить с разной скоростью, причем шаг равномерный, широкий, бегает он легко и быстро; достаточно легко овладевает такими сложными движениями, как лазание, прыжки с места и с разбега, плавание, ходьба на лыжах и т.п. Однако созревание крупных мышечных групп опережает развитие мелких мышц, в частности, кисти и рук. Поэтому дети, вступающие во второе детство, в целом достаточно ловки, быстры, пластичны, но мелкие дифференцированные движения, например, письмо, рисование еще затруднительны для них.

Описанные изменения в строении и пропорциях тела не являются чисто внешними. Отмечено, что среди детей 6 лет, достигших формы тела ребенка школьного возраста (пропорции тела, развитие подкожной жировой клетчатки, очертания), в 5,5 раз реже встречаются "незрелые" к обучению, чем среди их сверстников, отстающих в этих показателях. Дефекты произношения и невнятная речь также чаще констатируются у детей, - отстающих по уровню физического развития. Здоровые дети, имеющие более высокие показатели физического развития, зубной и костной зрелости, лучше справляются с психофизиологическими заданиями, чем их менее биологически зрелые сверстники.

Особенности физического строения и развития ребенка коррелируют с уровнем зрелости вегетативных систем организма, деятельностью внутренних органов и обменом веществ.

У детей, характеризующихся средним и вышесредним физическим развитием и, соответственно, высоким развитием скелетной мускулатуры, более совершенными оказываются деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нежели у их сверстников с низким уровнем физического развития.

В организме ребенка до 6-7 лет преобладают генерализованные физиологические реакции, которые нельзя считать экономически целесообразными. У детей уровень энерготрат очень высок. Это связано и с повышенной двигательной активностью, и с меньшей экономичностью многих физиологических процессов, и с незрелостью регулирующих систем, организма. Более интенсивный энергетический обмен у детей препятствует накоплению в их тканях значительных энергетических запасов, поэтому резервные возможности организма относительно невелики. Все это приводит к тому, что любая физиологическая реакция вовлекает в активную деятельность не только те элементы, которые непосредственно необходимы для ее реализации, но также и другие, способные оказать помощь в достижении результата. Отмечаются выраженные массированные изменения в деятельности чуть ли не всех органов и систем, поэтому длительное время поддерживать высокий уровень умственной и физической работоспособности ребенок не способен. В экспериментах показано, что удерживать даже сравнительно небольшую физическую нагрузку (порядка 2 Вт/кг веса тела) дети способны не более 5-7 минут, в то время как взрослый человек без труда выполняет подобную работу более часа.

Начало периода второго детства связано с качественными преобразованиями энергетики организма. Реакции различных систем, в первую очередь дыхательной и сердечно-сосудистой, становятся более экономичными и целесообразными, что позволяет снизить энергетические затраты.

Так, если в 6 лет уровень основного обмена (показатель расхода энергии в покое) составляет около 2 ккал на 1 кг веса в течение часа, то к 7-8 годам этот показатель снижается до 1,4 ккал/кг в час. Для сравнения: у взрослого человека уровень основного обмена - около 1 ккал/кг.

Изменения функциональных показателей деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем заметны даже во время покоя. Частота сердечных сокращений, например, снижается от 96-98 ударов в минуту в 6 лет до 91-92 уд. / мин. к 7-летнсму возрасту (у взрослого - около 70 уд. /мин). Закономерно снижается и частота дыхания, в то время как его глубина увеличивается. Перестройки в работе систем жизнеобеспечения и определяют возросшие возможности организма ребенка, более высокий и устойчивый уровень умственной и физической работоспособности, что, в свою очередь, помогает более совершенной адаптации к условиям школьного обучения.

Рассматриваемый переломный этап имеет место в семилетнем возрасте, за которым следует новый возрастной период, соответствующий младшему школьному возрасту, или периоду отрочества. Период этот длится до 12-13 лет, то есть до появления симптомов полового созревания.

"Возраст 3 года и 7 лет являются переломными этапами не только по физиологическим, но и по морфологическим показателям. К 7 годам устанавливается настоящая, по типу взрослых, ходьба, а в беге становится выраженной безопорная фаза "полетности". С 7 летнего возраста происходит дальнейшее увеличение динамического компонента нагрузки на скелетную мускулатуру и, в связи с этим, снижение уровня энергетических затрат и уровня деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в покое".

В этом критическом периоде начинают меняться черты соматотипа. Это выражается в изменении направления роста преимущественно вдоль продольной оси.

В 7 летнем возрасте происходит как бы скачок в новом, качественном формировании индивидуального сознания ребенка.

Игровая деятельность, имевшая место в дошкольном возрасте, сменяется организованными спортивными играми, специальными уроками по физической культуре, пешеходными экскурсиями в природу и т.д.

Дети в возрасте 7-10 лет уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность. Естественный механизм, помогающий развитию этих возможностей - спонтанная игровая деятельность. В ней создаются определенные условия для формирования мотивов целенаправленного поведения. "Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности - как умственной, так и физической. Так, на возраст 8-9 лет приходится максимум игровой активности детей. На перерывах они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями. Оптимальное удовлетворение двигательных потребностей, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время содействует развитию основных двигательных качеств. Это доказывается результатами исследований возрастной динамики общей выносливости и педагогическими экспериментами, в которых выносливость детей 7-9 лет удавалось повысить в 2 раза за счет специальной организации занятий на уроках физической культуры. При этом отмечалось, что сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества".

Ребенок младшего школьного возраста способен выделять план деятельности по полной ориентировочной основе с оценкой и самооценкой. Дети этого возраста по данным исследований в возрастной психологии могут достигать удивительно высоких результатов в общении, в деятельности, в отношении к другому, в воспроизведении образцов деятельности и поведения и т.д. Их возможности овладения движениями приближаются к возможностям взрослого человека. Не случайно в области развития способностей возраст 2-3 года определяют как возраст первого проявления общих способностей, а возраст 6-7 лет считается завершающим проявления этих способностей ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.