Рефераты. Эффективные педагогические условия проведения внеклассной работы в школе

p align="center">2.1.2 Материалы и инструменты

Для изготовления фигурок из солёного теста потребуется: нож, небольшая скалка для раскатывания теста, зубочистка, чесночница для оформления «причёсок», «шерсти» животных и различных декоративных фактур. Понадобятся также формы для печенья. В качестве инструментов можно использовать ампулы от обычной шариковой ручки, саму ручку, пробки от бутылок, например от шампанского. Пригодятся старые фломастеры с изображениями различных цветов, сердечек или птиц на колпачке, которые можно использовать для нанесения отпечатков на изделие. Инструментами могут служить закруглённые стамески разного размера, обычные вилки, маникюрные ножницы, карманная расческа и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания изделий потребуется кисточка и холодная вода.

Сразу отметим, что для работы с солёным тестом нужен определённый температурный режим помещения. Оптимальной является темпера воздуха 20 С. Если температура выше, тесто быстро пересыхает, его трудно обрабатывать и соединять детали.

Рецепт солёного теста

В различных источниках предлагается множество вариантов рецептов солёного теста. Например, в тесто добавляется растительное масло. Однако изделия в этом случае оставляются жирные отпечатки. В некоторых рецептах предлагается добавлять в тесто виниловый клей. С тестом, приготовленным по такому рецепту, нужно быть очень осторожным, особенно если вы работаете с маленькими детьми, поскольку клей токсичен, а малыши любят всё попробовать на зуб.

Испробовать разные варианты, оптимальным считаю такой: 2 части муки, 2 части мелкой соли ( лучше использовать соль « экстро» ) и 1 часть воды. Мука должна быть без разрыхлителей и прочих добавок. Вода - обязательно холодная. Эти ингредиенты являются экологически чистыми и всегда доступны.

Приготовление солёного теста

Муку и соль хорошо перемешивают, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Готовое тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Точную пропорцию воды определить достаточно сложно. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Для того чтобы оно нек высыхало во время работы, его следует держать в целлофановом пакете или в закрытой посуде, пока не используется весь приготовленный объём. Долго хранить готовое тесто нежелательно, поскольку при этом теряется его первоначальный цвет: оно преобритает сероватый оттенок. Хотя такое несвежее тесто можно использовать для оформления деталей одежды или мелких украшений. Совет: если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды. Если прилепает к рукам, немного муки.

Соединение деталей

Соединять детали удобно с помощью кисточки и воды. Вода в данном случае играет роль клея. Нанесите кисточкой небольшое количество воды на поверхности соеденяемых деталей и аккуратно прижмите их дру к другу, стараятсь не смять. Если воды окажется слишком много, тесто может разполстись.

Обработка изделий из солёного теста

Обработка из солёного теста предполагает несколько этапов.

Сушка

Когда фигурки из солёного теста готовы, их необходимо высушить. Для этого можно воспользоваться обычной газовой или электрической духовкой. Но есть ещё один вариант - воздушная сушка. Сушить изделия на воздухе дольше, хотя, в отличие от сушки в духовке, экономичнее. Сушить на воздухе удобно в летнее время, например на даче. Однако следует отметить, что при воздушной сушке на поверхности изделия, которая контактирует со столом, образуются углубления. Чтобы высушить готовое изделие, аккуратно, с помощью широкого ножа или лопатки, перенесите его с рабочего стола на присыпанный мукой противень, стараясь не повредить при переносе. Начинать сушку необходимо при низкой температуре, постепенно её увеличивая. Вначале дверь духовки держат открытой, чтобы изделие не деформировалось. Сушка - достаточно длительный процесс, во многом зависящий от толщины изделия. Время и температурный режим сушки изделий в среднем таковы: один час при полностью открытой дверце духового шкафа (температура 50 С), затем один час при приоткрытой дверце (температура 50 С) и один час при закрытой дверце (температура 75 С). Изделие не должно остаться сырым. Его готовность определяют по звуку. Посткчав по готовому изделию пальцем, вы услышите звонкий звук. Если звук глухой, изделие нужно досушить. Для крупных изделий можно использовать комбинированную сушку: вначале несколько дней на воздухе, затем - в духовом шкафу. Совет: использовать для сушки микроволновую печь не рекомендуется.

Глазурование изделий:

Соляным раствором и подрумянивание

Когда изделие высушено, его можно глазуровать. После этого изделие заиграет переливами оттенков от белого до золотисто-коричневого цвета. Глазуруют изделие в течение часа. Для этого с помощью кисточки его смазывают крепким соляным раствором (соотношение воды и соли 2:1 ), а затем помещают в духовой шкаф при температуре от 50 до 150 С. Когда первый слой раствора высохнет, изделие смазывают повторно. Операцию повторяют несколько раз. Такой способ придаёт фигуркам гладкость. Поскольку соль кристаллизуется на поверхности изделия, оно приобретает особую благородную белизну. Однако фигурке можно придать другой оттенок в зависимости от температурного режима духовки. При температуре 50 С изделие остается белым, при температуре 150 С - приобретает интенсивный бежевый цвет. Золотисто- коричневый оттенок получается при температуре 200 С.

Глазурование изделий яичным желтком

Фигурке можно придать аппетитный вид румяного теста с помощью глазурования смесью яичного желтка и воды. После глазурования солью смесь наносят на изделие несколько раз и высушивают при более высокой температуре ( примерно 150 С ). Дверца духовки при этом должна быть закрыта. Совет: оставлять в это время духовку без присмотра не рекомендуется в целях безопасности и чтобы изделия не сгорели.

Раскрашивание

Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично. Прекрасно смотрятся изделия цвета натурального теста с минимальным использованием красок. Однако если вы хотите полностью раскрасить изделие, рекомендуется использовать акриловые краски. После высыхания они не пачкают рук и не размазываются. Для раскрашивания можно использовать также акварельные краски. Для этого акварель размешивают кисточкой очень густо с минимальным количеством воды и наносят на изделие так, чтобы краска не растекалась. Раскрашенные таким образом работы необходимо закрепить лаком. Гуашевые краски тоже могут быть использованы для раскрашивания. В этом случае в гуашь следует добавить немного клея ПВА.

Лакирование

Для того чтобы краски не выгорали или случайно попавшие на поверхность изделия капли воды не испортили работу, фигурки лакируют. Лакирование используют при необходимости и по желанию автора. Применяют как жидкий, так и густой лак. Если состав жидкий, изделие необходимо покрывать лаком и высушивать несколько раз. Если состав густой, изделие достаточно покрыть лаком один- два раза. Сегодня в продаже есть много различных лаков в аэрозольной упаковке. Используя такие лаки, достаточно сбрызнуть изделие один раз, и краски заиграют ярче, а работа будет надежно защищена. Однако правильно высушенное изделие даже при длительном хранении прекрасно сохраняется и без лакирования.

2.1.3 Разработка внеклассного мероприятия. Выполнение картины с цветами

Тема: Солёное тесто

Класс: 6

Цель занятия:

Образовательная - способствовать формированию знаний у учащихся о солёном тесте.

Развивающая - расширить кругозор знаний у учащихся

Воспитательная - способствовать развитию таких качеств личности как аккуратность, точность при выполнении работы.

Методическое оснащение внеклассного занятия:

1. Материально- техническая база:

- кабинет трудового обучения;

2.Дидактическое обеспечение:

- материалы и инструменты

- макет выполняемой работы

Методы обучения: объяснение, демонстрация.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная.

1. Организационный момент.

1.1 Контроль посещаемости.

2. Ход внеклассного мероприятия.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня я проведу у вас внеклассное мероприятие по технологии. Меня зовут Олеся Андреевна ( уч-ся приветствуют учителя). Тема нашего мероприятия « Изготовление корзинки с фруктами и цветами». Сегодня мы с вами будем изготавливать подарочный сувенир. Этот сувенир вы можете подарить на любой праздник. Этот сувенир будет называться « корзина с фруктами и цветами» ( уч-ся внимательно слушают учителя). Каждая из девочек должна выполнить работу индивидуально.

2.1 Раскрытие темы.

Итак, давайте начнём. Сейчас я раздам вам карточки по которым вы начнёте выполнять свою работу. Корзинка должна быть маленькая, т.к. это сувенир, мы уже с вами об этом говорили (уч-ся рассматривают рисунок корзины, прочитывают карточки).

· Из куска теста весом 120-150 г слепить короб корзинки. Двумя вилками сделать узор корзиночного плетения.

· Из теста скатать две колбаски длиной 12-15 см. Свить из них ручку корзинки и прикрепить с двух сторон к коробу, смочив места стыков водой.

· Изготовить цветы, листочки, виноград, яблоки и груши, и другие мелкие элементы.

· Собирать корзину следует следующим образом: на смоченную водой верхнюю часть корзинки уложить яблоки и груши. Места соединения ручки и короба скрыть листиками. На листья поместить розы.Ниже прикрепить виноградную гроздь.

· Изделие высушить и залакировать ( уч-ся вылепливают).

3.Подведение итогов.

Молодцы ребята. У вас получились очень красивые корзинки.Я думаю что человеку, которому вы её подарите будет очень приятно получить такой подарок. А вам самим нравятся ваши изготовленные сувениры? ( уч-ся отвечают).

Хорошо. Всем спасибо, до свидания!

2.1.4 Разработка внеклассного мероприятия. Изготовление тесто -картинки

Тема: Солёное тесто

Класс: 6

Цели занятия:

Образовательная - способствовать формированию знаний у уч-ся о солёном тесте.

Развивающая - расширить кругозор знаний у уч-ся.

Воспитательная - способствовать развитию таких качеств личности, как аккуратность, точность при выполнении работы.

Методическое оснащение:

1. Материально-техническая база:

- кабинет трудового обучения;

2. Дидактическое обеспечение:

- материалы и инструменты;

- макет выполняемой работы;

Методы обучения:

- объяснение;

- демонстрация;

Формы организации познавательной деятельности уч-ся6

- бригадная.

1. Организационный момент.

2. Ход мероприятия.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня я проведу у вас внеклассное мероприятие по технологии. Меня зовут Олеся Андреевна (уч-ся приветствуют учителя). Тема нашего занятия « Изготовление тесто- картинки».Я прошу разделиться вас на три бригады (уч-ся делятся на бригады). Раз на сегодняшнем занятии вы. Раз вы сегодня будете работать бригадами, то я каждой бригаде предлагаю изготовить картину, которая называется « Коты на крыше» (уч-ся слушают). Прежде чем приступать к работе, послушайте сначала рекомендации.

Тесто-картинки - это сложные многоплановые композиции. Их создание требует определённых навыков. В то же время лепка тесто-картинок даёт широкий простор для творческой деятельности, полнота фантазии. Начинать работу надо с подготовки эскиза. Однако в процессе работы, композицию можно изменять и дополнять различными деталями. Подготовив эскиз в натуральную величину, можно приступать к работе.

Ещё я хочу рассказать вам этапы работы над тесто-картинкой. Послушайте (уч-ся слушают).

· Тесто необходимо хорошо вымесить, чтобы оно было более эластичным.

· Для основы будущей композиции с помощью скалки необходимо раскатать пласт толщиной примерно 5 мм, предварительно постелив на рабочую поверхность стола кусок фольги нужного размера. В этом случае готовую композицию можно будет легко перенести на противень для просушки.

· По готовому эскизу вырезать картину.

· Детали композиции вылепливают отдельно и приклеивают на подготовленную основу. Благодаря рельефным деталям готовые тесто - картинки прекрасно смотрятся не раскрашенными, однако при желании можно добавить немного цвета. Необходимо отметить, что фоном для многоплановых композиций может служить не только основа из солёного теста, но также и кусок ткани или картона.

Итак, а сейчас каждая бригада приступает к изготовлению картины (уч-ся начинают изготавливать картину).

Для изготовления этой композиции используется дополнительный материал - бархатная бумага, гофрированный картон и рамка.

· Вначале изготовим из теста фигурки котов, соединив две основные детали- голову и туловище.

· Затем сделаем ушки и хвосты и приклеим их на нужные места.

· Следует тщательно просушить фигурки, при желании раскрасить.

· Из гофрированного картона вырежем полоску, имитирующую крышу. Её нужно выкрасить акриловой краской.

· С помощью клея ПВА приклеим крышу к бумаге, которая служит фоном тесто- картинки. Из цветного картона можно вырезает трубу и дополнить композицию.

· Приклеим фигурки котов с помощью клея ПВА.

· На небе можно разбросать несколько звёздочек, приклеить луну или полумесяц.

Ну вот ваша картина абсолютно готова. Вы можете подарить эту картину своей любимой учительнице.

Всем спасибо, до свидания.

Из вышесказанного можно выделить следующее:

Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и всё что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом не похожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом. И я считаю, что детям будет особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким.

Заключение

Чем больше человек знает и умеет, тем легче ему удовлетворить потребность своего самовыражения в конкретном творчестве. Трудовые навыки, эстетическое осмысление предмета, творческие способности развиваются только в работе. Чтобы получить удовлетворение от результатов своего труда, от красивой и полезной жизни, человек должен уметь правильно выбрать и подготовить к работе всё необходимое, умело использовать технологические приёмы. Для этого нужна солидная подготовка, основу которой составляет трудовое обучение. Низкий его уровень в целом является серьёзным препятствием массовому развитию творчества.

Одним из путей повышения интереса к труду является соединение его с творчеством. Творческий замысел - это не осуществленный ещё образ возникающий сознании человека. А на сознание, в свою очередь, оказывает влияние очень многое: воспитание, жизненный опыт, особенности воображения и памяти, знания, накопленные человечеством, уровень жизни и общественные отношения в среде, где находится конкретный человек, его специальность, круг близких друзей и знакомых, функциональная, нравственная, эстетическая оценка предмета, реальная возможность осуществления замысла в тех или иных условиях.

Детское творчество - это «эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны».

Внеклассные мероприятия на уроках технологии должны проводиться регулярно, для того чтобы у детей младших классов были более развиты творческие способности.

Литература

1. «Словарь педагогических терминов» Омск 2003. Под ред.: В.И. Никитина.

Начальника гл. упр. Образования Омской области., к.п.н., И.К. Дракиной Зам. Начальника гл. управления образования Омской области., к.п.н.

2. «Педагогический энциклопедический словарь» Гл. ред. П 24 Б.М. Бим-Бад, Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Балашов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002- 36 С.

3. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

4. Тамберг Ю.Г., « Развитие творческого мышления ребёнка». - Спб., 2003.

5. Теоретический и научно-методический журнал.» Воспитание школьников». № 9., 2008- 15-16 С.

6. Иванов А.А. Проектирование / Школа и производство. - 2001 - № 6 С.3-10

7. Калинин В. Лапшина С., « Как от благих намерений перейти к реальному делу?» / 1 сентября.- 2003.- № 38 - С. 3.

8. Ушинский. Трудовое воспитание. В 2т. - М.: Педагогика, 1986.- Т1.-С. 406.

9. Загвязинский В.И., Атаханов Р., Методология и методы психолого-педагогического исследования.: Учеб. Пед. Учеб. Заведений - 2-е изд., - М.: Издательский центр « Академия», 2005-2008 С.

10. Хоменко В.А. Солёное тесто. Шаг за шагом.- Харьков: Книжный клуб семейного досуга., 2007.- 64 С.: илл.

11.К. Силаева. Солёное тесто : Украшения, сувениры, поделки.- М.: Изд-во Эскимо, 2005. - 288С.; илл.

12. Брагин В.Л. Стимулирование и оценка ТВ. Деятельности уч-ся./ Школа и производство/ № 7/2000. С.21.

13.Л.В. Корнилова, Творчество- это здорово!/ Специалист/ № 7/ 2001 С.18.

14. Скворцов К.А. Единство трудового обучения и художественно- технического творчества / Школа и производство/ №3/1996. С. 16.

15. Терский В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. С. 14.

16. Столяров Ю.С., КомскийД.М. Техническое творчество уч-ся. М.: Просвещение, 1989. С.7.

17. Щербаков В.С. Изобразительное искусство и творчество. М.: Просвещение, 1969. С. 43.

18. Бореев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат,1988. С.278.

19. Вершинин С. И. Способности и профессиональная пригодность/ Школа и производство. 1987. № 2.

20. Роенко Д.Т. Лепка из солёного теста. М.: Просвещение, 1999. С.65.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.