Рефераты. Экологические аспекты преподавания темы "Р-элементы" на уроках химии и экологии

/i>

O3 + 2FeSO4 + H2SO4 Fe2(SO4)3 O2 + H2O

2O3 + PbS PbSO4 + O2

4. Сколько граммов KClO3 потребуется для получения 3 молей О2?

Дано:

(О2) = 3 моль = m/M

m(KClO3) - ? х 96

KClO3 3O2 + 2KCl

2 моль 3 моль

M(O2) = 32 г/моль

х = 64 г.

Ответ: m(KClO3) = 64 г

5. Определите процентное содержание кислорода в оксиде свинца (IV) PbO2.

Дано:

М (PbО2) = 239 г 239 - 100 %

% сод. [O] - ? 32 - х % х = 13,3 %

Ответ: 13,3 %

6. Найти массу в граммах 18,061024 молекул кислорода.

Дано:

N (О2) = 18,061024 1 моль - 6,021023

m(O2) - ? х моль - 18,061024

1 моль - 32 г

30 моль - х г

Ответ: m(O2) = 960 г.

II. Тесты

1. Укажите формулы соединений, в которых степень оксиленя кислорода равна -1

а) Fe3O4 в) Mn(IV)O2

б) Ba(II)O2 + г) K2O2 +

2. Какие характеристики верны в описании кислорода?

а) самый распространенный элемент в земной коре +

б) легче воздуха

в) имеет два аллотропных видоизменения +

г) связи в молекуле кислорода образуются за счет перекрывания 2р-орбиталей +

3. При окислении аммиака кислородом в отсутствие катализатора образуется

а) оксид азота (II)

б) азот +

в) оксид азота (IV)

г) вода

4. При равных массах термическое разложение какого вещества даст наибольший объем кислорода:

а) пероксид водорода +

б) хлорат калия

в) перманганат калия

г) оксид ртути (II)

5. Укажите схемы реакций, в которых продуктом может быть кислород:

а) +

б)

в) +

г) +

6. Факторы, смещающие равновесие процесса 2 3 - Q вправо:

а) повышение температуры +

б) понижение температуры

в) увеличение давления +

г) уменьшение объема реакционной системы +

7. В составе каких молекул, формулы которых приведены ниже, степень окисления кислорода равна -2

а) OF2

б) H2O2

в) H2SO4 +

г) Cl2O7 +

4.3. Банк тестовых заданий по теме «Халькогены»

Обведите номера всех правильных ответов и запишите, если необходимо, соответствующие формулы или уравнения реакций, указав условия их протекания. [29-34]

1 УРОВЕНЬ

1. Электронная конфигурация атомов элементов VIA группы периодической системы может быть представлена в виде общей формулы ? , где п -- номер энергетического уровня. Ответ: ns2 np4

2. В каком из соединений наибольшая массовая доля (%) серы:

Na2SO3; (3) Na2S4O6; (Ответ: 0,64)

Na2S2O3; (4) Na2S2O8?

4. Пропускание какого газа через раствор соли свинца вызывает образование черного осадка:

СО2; (3) H2S; +

N2; (4) О2?

4. Какое количество FeS2 (моль) потребуется для получения 64 г SO2 по уравнению 4FeS2 + 11О2 = 2Fe2O3 + 8SO2:

0,4; (3) 3,2;

0,5; + (4) 6,0?

5. Чему равен объем (л) 8,0 г оксида серы (IV) при н. у.:

2,8; + (3) 11,2;

5,6; (4) 22,4?

6. В 1 л воды растворяется при н.у. примерно 2,3 л сероводорода. Массовая доля (%) сероводорода в полученном растворе равна:

0,23; (3) 2,3;

0,34; + (4) 3,4

7. При разбавлении серной кислоты всегда приливают кислоту к воде. Чем опасно разбавление концентрированной H2SO4 приливанием к ней воды:

может возникнуть пожар;

может произойти разложение воды;

может выделиться ядовитый газ;

может произойти разбрызгивание раствора вследствие выделения теплоты? +

7. При взаимодействии сероводорода с раствором одной из солей:

8.

Na2SO4; (3) FeSO4;

CuSO4; + (4) CdSO4 --

выпал осадок желтого цвета.

9. К растворам солей, содержащих ионы:

К+; (3) Рb2+;

Bi3+; (4) Zn2+,

прилили раствор сульфида натрия. При этом осадки сульфидов металлов выпали во всех случаях, кроме ? . (1)

10. Пропускание H2S через бромную воду приводит к обесцвечиванию последней. При этом имеет место реакция, уравнение которой ? . H2S + Br2 = 2HBr + S

11. Сульфиды s-элементов I группы периодической системы хорошо растворимы в воде. Их растворы имеют среду:

слабокислую; (3) щелочную; +

сильнокислую; (4) нейтральную.

12. Сера в свободном состоянии образует наиболее стабильные молекулы:

(1) S2; (3) S6; (2) S4; (4) S8.

13. Химическую формулу сульфида стронция можно записать следующим образом:

SrS; + (3) SrS2;

Sr2S; (4) SrS3.

14. Какую массу (г) сульфида цинка (II) можно получить при нагревании 10 г цинка и 10 г серы:

10,0; (3) 20,0;

14,9; (4) 88,0?

15. Неметаллические свойства в ряду Se -- Те -- Ро ? (усиливаются, ослабевают?).

16. Растворимость сульфатов в ряду CaSO4 -- SrSO4 -- BaSO4:

увеличивается;

уменьшается;

остается неизменной;

увеличивается, затем уменьшается.

17. Сила кислот в ряду H2SO3 -- H2SeO3 -- H2TeO3:

увеличивается;

уменьшается;

остается неизменной;

увеличивается, затем уменьшается.

18. При сгорании серы в кислороде преимущественно образуется соединение:

SO; (3) SO3;

SО2; (4) S2О3.

19. Одним продуктом реакции взаимодействия серы с бертолетовой солью будет хлорид калия, а другим ? . Уравнение реакции: ? .

20. Одним из продуктов прокаливания дихромата калия с серой является:

Cr2S3; (3) K2CrS4;

K2CrO4; (4) Cr2О3.

2 УРОВЕНЬ

1. Некоторые свойства атомов элементов VIA группы, такие, как атомный и ионный (Э2-) радиусы, в ряду О -- S -- Se -- Те закономерно:

(1) уменьшаются;

(2) возрастают;

(3) не изменяются;

(4) уменьшаются, а затем возрастают,

а некоторые, такие, как электроотрицательность и первый потенциал (энергия) ионизации:

уменьшаются;

возрастают;

не изменяются;

уменьшаются, а затем возрастают.

2. Навеску цинка с двухкратной массой серы нагрели без доступа воздуха. Что оказалось в тигле по окончании реакции;

чистый сульфид цинка;

смесь сульфида цинка и серы;

смесь цинка и сульфида цинка;

смесь цинка и серы?

3. Образованию оксида серы (VI) при окислении оксида серы (IV) препятствуют ? (повышение, понижение?) температуры и ? (повышение, понижение?) давления.

4. Через стеклянную трубку пропускают смесь оксида серы (IV) и воздуха. В приемной пробирке начинает появляться продукт реакции -- оксид серы (VI) при:

комнатной температуре;

нагревании до 500 °С;

внесении в трубку оксида железа (III) и нагревании до 500 °С;

комнатной температуре и внесении в трубку оксида железа (III).

Дано:

S(т) + О2(г) SO2(г) + 296,9 кДж,

SO2(г) + l/2О2(г) SО3(г) + 101,3 кДж.

Тепловой эффект (кДж) образования SO3(г) по уравнению

S(т) + 3/2О2 (г) = SO2 (г) равен:

195,6; 3) 796,4;

398,2; 4) 499,5.

6. Теплоты сгорания моноклинной серы и ромбической серы соответственно равны +296,83 и +297,21 кДж/моль. Тепловой эффект превращения 1 моль моноклинной серы в ромбическую равен ? кДж.

7. Пучок из медных проволок сгорает в парах серы, образуя ? .

8. Д. Пристли получил оксид серы (IV) нагреванием ртути с концентрированной серной кислотой по реакции:

Hg(ж) + 2H2SO4(ж) = HgSO4(т) + SO2(г) + 2Н2О(г).

В настоящее время в лабораторных условиях SО2 можно получить, используя в качестве исходных реагентов ? и ? . Принципиально отличным от него способом является получение SO2 взаимодействием ? с ?

9. В ряду Н2О -- H2S -- H2Se -- H2Te сила кислот

уменьшается; (3) остается неизменной;

возрастает; (4) уменьшается, затем возрастает.

10. При пропускании сероводорода через раствор хлорида железа (III) происходит реакция ? |.

11. При взаимодействии избытка концентрированной серной кислоты с медью при нагревании будут получены:

(1) CuSO4 + H2; (3) CuSO4 + H2O + SO2;

(2) CuO + H2SО3; (4) CuO + H2S.

12. Концентрированная серная кислота восстанавливается цинком, как правило, до оксида серы (IV). Чему равна масса (г) оксида серы (IV), образующегося при полном взаимодействии с цинком концентрированного раствора, содержащего 245 г серной кислоты:

64,0; (3) 128;

80,0; (4) 160? '

13. Составьте уравнения реакций для каждого из приведенных ниже способов получения растворимого в воде сульфата.

Способ получения

Уравнение реакции

(1) Взаимодействие металлов с раствором H2SO4

(2) Разложение солей летучих кислот серной кислотой

(3) Окисление сульфитов или сульфидов

?

?

?

14. Из нижеприведенных правых частей уравнения выберите ту, которая соответствует уравнению реакции между раствором нитрата свинца (II) и сульфидом аммония:

2NH4N03(n) + Pb2+ + S2-;

Pb(NO3)2(T) + 2NH+ + S2-;

(NH4)2S(т) + Pb2+ + 2NO3-;

PbS(т) + 2NH4+ + 2N03-.

Полное ионное уравнение этой реакции ? .

15. Сульфид меди (II) реагирует с горячей азотной кислотой с образованием оксида азота (II) и свободной серы по реакции ___________________________________________

16. Раствор оксида серы (IV) можно использовать в качестве восстановителя. Напишите уравнения всех указанных ниже превращений.

Восстановление

Уравнение реакции

(1) Раствор KMnО4 до MnSO4

(2) Кислый раствор K2Сr2О7 до Cr

(3) Раствор нитрата ртути (I) до металлической ртути

?

?

?

17. Продукты, полученные после прокаливания смеси серы с железом, растворили в соляной кислоте. При этом произошло полное растворение, и объем выделившихся газов, измеренных при н. у., составил 4,48 л. Газообразные продукты пропустили через раствор нитрата свинца (II), при этом выпало 23,9 г осадка. Исходный состав смеси составлял:

11,2 г Fe, 3,2 г S; (3) 2,8 г Fe, 1,6 г S;

5,6 г Fe, 3,2 г S; (4) 11,2 г Fe, 6,4 г S.

18. При добавлении к подкисленному розовому раствору перманганата калия раствора Na2SO3 происходит:

(1) помутнение в результате выделения свободной серы;

обесцвечивание вследствие образования Мn2+;

выделение пузырьков газа SO2;

окрашивание в темно-зеленый цвет из-за образования МnО42-.

19. Смесь SO2 и С12 реагирует на солнечном свету, при этом образуется:

SO3; (3) SOC12;

SO2C12; (4) S.

20. Тиосульфат натрия имеет формулу ? . Эту соль получают по реакции ? .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Еще академик Л. И. Вальден (1863-1957) в работе «Обесценивание материи» с исчерпывающей полнотой сформулировал практически все экологические проблемы, связанные с крупномасштабной химико-технологической деятельностью человека. Прекрасно понимая, что «путь материальной культуры ведет через месторождения полезных ископаемых, эти питательные пункты промышленности: неиспользованные еще месторождения поэтому являются вехами, обозначающими будущее направление сосредоточения промышленности», П. И. Вальден ставил проблему истощения ресурсов и предлагал следующие пути ее решения: бережливость, создание суррогатов, разведка новых ресурсов, переработка отходов. Он утверждал, что «в химической промышленности каждое производство стоит тем выше, чем меньше в нем есть отбросов и остатков». Вальден особое внимание обратил на вопросы воспитания и подготовки кадров с учетом экологических проблем [смотрицкий…]. Таким образом, проблемы экологического воспитания волновали умы еще задолго до того, как эта проблема стала глобальной, а ее игнорирование стало оборачиваться катастрофическими последствиями.

На сегодняшний день именно школа призвана заложить основы экологической культура подрастающего поколения. Формы проведения уроков экологической направленности могут быть различны: собеседование, семинар, урок-практикум, ролевая игра, но в любом случае учащиеся могут проявить активность, самостоятельность, применить знания, а также максимально их углубить. Такие уроки способствуют формированию умений понимать научный текст, выбирать главное и обобщать прочитанное, планировать, проводить исследование, отстаивать свою точку зрения, т. е. приводить научно обоснованные аргументы в ходе дискуссии [Егорова-9].

Можно привести множество примеров использования р-элементов и соединений на их основе в производствах, которые ведут к загрязнению окружающей среды, а также биохимической роли этих элементов, и все эти аспекты почему-то в школьном курсе рассматриваются недостаточно полно. Поэтому для экологизации школьного курса химии важное значение имеет рассмотрение р-элементов с точки зрения экологии.

В этой связи нельзя не отметить, что учебные пособия по химии в школах должны быть более экологизированными. Также мне кажется, что объяснение темы по химии с использованием экологических фактов способствовало бы проявлению большего интереса учащихся к предмету.

ЛИТЕРАТУРА

1.
Исидоров. Химия атмосферы. М.: Мир, 1991.

2. А. И. Бусев, И. П. Ефимов. Определения, понятия, термины в химии. М.: Просвещение, 1981, 192 с.

3. Рудзитис Г. Е. Химия: Неорган. химия. Орган. Химия: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. / Г. Е. Рудзитис., Ф. Г. Фельдман. - 10-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001, с. 133 - 139.

4. Экологическая химия азота / www.1september.ru

5. Ахметов Н. С. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998 г.

6. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. Сост. Н.И.Габрусева. -- М.: Дрофа, 2000. -- 192 с.

7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень). www.edu.ru

8. Асадник В. Н. Неорганическая химия. Блок-схемы, таблицы, формулы: Учеб. пособие. / В. Н. Асадник. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - с. 28 - 41.

9. Реми. Неорганическая химия. Т. 1.

10. Олеин С. С., Фадеев Г. Н. Неорганическая химия. Учебник для с/х вузов. М., 1979.

11. Хомченко Г. П. Неорганическая химия. М., 1978.

12. М.Д. Гольдфейн, Н.В. Кожевников, А.В. Трубников, С.Я. Шулов. Проблемы жизни в окружающей среде. Учебное пособие. Химия. 1996г, №16.

13. Денисов В.В., Дрововозова Т.И. и др. // Химия. М.: Р- н/Д, Март, 2003

14. Алпатьев А.М. Развитие и преобразование окружающей среды. Л.: Наука, 1983

15. Богдановский Г.А. Химическая экология. М.: МГУ, 1994.

16. Тарасова Н.П., Кузнецов В.А. и др. Задачи и вопросы по химии окружающей среды. М.: Мир, 2002.

17. Химия в школе // Журнал. - М.: Просвещение, 2001, № 4, стр.16.

18. Кутепов А. М. и др. Общая химическая технология. Учеб. для техн. вузов. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1990, стр.148-162.

19. Практикум по неорганической химии. Учеб. пособие для студ. хим.-биол. фак-в пединст-в. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1978. стр.180-183.

20. Бабич Л. И. Практикум по неорганической химии. Учеб.пособие.М.:Просвещение.1978,с. 312.

21. Система уроков по теме «Кислотные дожди» для 10-11 классов с углубленным изучением экологии http://www.1september.ru/ru/him/

22. Государственные доклады Госкомэкологии «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации». Российская экологическая газета «Зеленый мир», 1994-1998.

23. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 кн. М: Пангея, 1996, т. 3.

24. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. М.: Мир, 1997.

25. Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2 т. М.: Мир, 1993.

26. Гольбрайх З. Е. Сборник задач и упражнений по химии. Учеб. пособие для хим.-техн. вузов. М.: Высш. шк., 1984, стр. 224.

27. Р. П. Суровцева, С. В. Сафронов. Задания для самостоятельной работы по химии. М.: Просвещение, 1993 г.

28. Сайт «Я иду на урок химии» www.1september.ru

29. Ахметов М. А. Система обучающих заданий: творческий уровень. / Химия в школе, 2004, № 1, с. 21 - 28.

30. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Проверь свои знания: Тесты по химии: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.

31. Н. Н. Черняев, М. А. Ахметов. Тестовые задания и индивидуализация обучения / Химия в школе, 2001, № 9.

32. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 8-9 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.

33. Глориозов П.А., Рысс В.Л. Проверочные работы по химии. 7, 8, 9, 10 классы. М.: Просвещение, 1980, 1981, 1985.

34. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. 8-9 классы. М.: Просвещение, 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.