Рефераты. Экологическое образование и воспитание школьников

p align="left">Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы. -

Пригодится на правое дело,

Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века,

И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака.

Книги Игоря Акимушкина, Евгения Чарушина, Виталия Бианки, Сергея Михалкова, Ивана Соколова, Леонида Леонова, Владимира Солоухина, Д. Мамина-Сибиряка отличаются острой наблюдательностью природных явлений, глубокой и чувственной проникновенно изложения и высоким личным патриотизмом. Они воспитывают любовью к природе высоконравственные личностные качества доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному к готовность действовать в .защиту окружающей среды.

Канадский писатель и художник-анималист, автор сказов о животных-героях Сетон-Томпсон написал серию сказок, которые читаются детьми с огромным удовольствием, они трогают и волнуют душу, заставляют всем сердцем участвовать в событиях произведений.

Ф. Достоевский в свое время писал: "И ничего в жизни так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ежиками и белками, любимым мною сырым запахом перетлевших листьев".

В природе "удивительное" рядом -- необычной формы деревьев, причудливые ветки кустарников. Вспоминается сразу: "Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит " (А. С. Пушкин). Лесные шорохи, звуки. Прислушайся, найди их причину. А как описать чистый осенний воздух -- прозрачный, лесные запахи -- пахнет грибами, травой, прелыми листьями; дыхание весны-- трепетное, нежное, ласк в новом красочном наряде с травами, цветами, пением.

Как много нового и увлекательного, неожиданного и интересного можно узнать о жизни растений и животных из произведений известных поэтов и писателей. Они с большой человеческой любовью раскрывают всю прелесть и загадочность, земную красоту природы, которая возвышает духовный потенциал человека. Вот отрывки из некоторых произведений Бианки Белкина сушильня.

Белка отвела под кладовую гнездо на дереве. В гнезде у нее сложены лесные орешки и еловые шишки. Белка собрала разные грибы -- маслята и подберезовики. Она насадила их на сучки и сушит про запас. Это корм на зиму.

(В.Бианки)

Лесной оркестр

Наступило лето. Идут самые длинные дни. В лесу распевают соловьи. Птицы поют днем и ночью. Когда они спят? Летом сон их короток. Взошло солнце. Запели все лесные жители. Скрипят жуки и кузнечики. Жужжат веселые шмели и пчелы. Радостно свистит иволга. Дятлы нашли сухие сучья. Это у птиц -барабан. Палочками стучит крепкий нос. Хорош лесной хор!

(В.Бианки)

Зеленая аптека

В лесу, в поле вы попадаете в зеленую аптеку. Вот стебелек горняка. Это пастушья сумка. Семена этого растения созревают в коробочках. В них -- ценное лекарство. Оно останавливает кровь. На пустырях растет ядовитая белена. Из листьев ее делают лекарство от боли.

(Н.Цицин)

Для чего нужен нос?

Животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Дятел носом долбит деревья и вытаскивает насекомых. Рыба-меч страшным носом протыкает рыб. Свинья носом роет землю, отыскивает корешки. Своим носом-иголочкой комар сосет кровь. Хобот у слона-- это руки, нос и душ в жаркую погоду. Попугай цепляется за ветки своим крючковатым клювом.

(Г.Юдин)

А язык стихов еще более красочен и впечатляющ!

Словно соткана из дрожи

Эта бабочка похожа

На порхающий цветок,

Легкая, как детский вздох,

И когда я безмятежно

Засыпаю,

В сердце нежно

Бьется тихое тепло,

Как у бабочки крыло..."

Г. Прокофьев "Цветы, цветы":

"Цветы, цветы!Вовсю цветут, качаясь,

Как бы гирляндой рощу огибая.

Как розовая земля от иван-чая,

От колокольчиков какая голубая!

Поляна убралась, как молодая,

Без свах, без лент, без всякого участья.

Цветы, к земле любимой припадая

Цветут и задыхаются от счастья!.. "

Иван Никитин "В гостях у рябины"

"Вот-вот и морозы нагрянут,

Осенние краски увянут,

И только рябина одна

По-прежнему будет красна.

И станет гореть на ветру. Разгораться.

Притихшие птицы К рябине слетятся,

Ягоды вкусной В гостях поклюют,

Согреются возле огня

И споют".

П.Вяземский "Осень":

"Все в ней мне нравится: и простота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега, и тоска

В 1830 г. русский поэт Д. П. Ознобишин перевел с персидского языка и издал в Петербурге книгу "Селам, или Язык цветов". В книге описано около 400 растений, и каждому ответствует условное обозначение.

Василек -- будет скромен и прост, кок он.

Ландыш -- долго и тайно люблю тебя.

Мак -- ты наводишь сон.

Пион -- как ты недогадлив!

Шиповник - можно ли тебе верить?

Черемуха -- как ты меня обрадовал!

Нежной, чуткой, поэтической душе славян всегда были понятны и глубоко созвучны неразделимые духовные ценности -- природа, красота, внимание, доброта, радость, заботливость.

Деревья тоже, как люди, со своим неповторимым облаком: эмблема долголетия, патриарх лесов, мощный, сильный, крепкий дуб, хрупкая нежная береза, печальная, смиренная, стыдливая ива, сдержанный ученый клен, выносливая, честная, с сильным характером сосна.

Береза-- национальное русское дерево. Березу любили на Руси, считали, что она подарит богатый урожай, если за ней ухаживать, ее длинные, ветви заплетали, переплетали яр-кими лентами и радовались, любовались ее красотой.

"Береза-- символ Родины". Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь береза. Мила она русскому человеку. Береза -- и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей веселой березки! Река Березина, Березово, Березники.

Любовь к природе не слабеет, а наоборот, становится жизненной необходимостью, особенно в больших городах, где людей буквально преследуют отравленный воздух, шум, стрессовая обстановка. Потому-то даже на крошечном пятачке земли люди устраивают цветники, сажают деревья, которые радуют глаз и успокаивают душу. Для этого нужно помнить законы цветовой гармонии. Вот она -- симфония цвета: красный, оранжевый, желтый -- активные и теплые тона, они как будто выступают вперед, зеленый, синий, фиолетовый, голубой-- холодные, пассивные тона, они как будто уходят в глубину; белый -- делает соседние краски светлее, радостнее, легче. На этих свойствах и основывается подбор цветов. Соотношение, когда активные цвета размещаются рядом с пассивными, называют гармоничными контрастами. Они дают яркую приятную картину.

Человек и Природа едины, между ними существует гармония. Обряды и обычаи свидетельствуют о глубоком ощущении и понимании человеком Природы, её живительных сил а также о поэтическом восприятии человеком окружающего мира. Люди верили в передачу сил природы человеку. При встрече они "освящали" в Вербное воскресенье один др того веточками ивы. Ива -- символ пробуждения природы пос долгой зимы. "Освящённая верба" имела силу охранять жиз семьи в доме от разных неприятностей в течение года.

На Троицу жилище украшали зелёными ветками, поливали аиром. Венок и до сих пор непременный элемент свадебного наряда девушки-невесты, а маленький букет; на лацкане пиджака обязателен для жениха и его друзей.

Для белорусов характерны религиозные праздники, связанные с явлениями природы. Например: день прилёта грачей --Грачевник (17 марта), день встречи птиц--Сороки (22 марта).

Явления Природы нашли своё отражение во многих пословицах, приметах, поговорках, бытующих в нашем родном белорусском крае.

Гуси высоко летят -- воды будет много, низко -- мало. |Ранний вылет пчёл -- к ранней и тёплой весне.

Вороны подолгу сидят на деревьях около изб - пора сеять хлеб.

Природа и музыка, музыка и Природа -- эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи. В самом слове "музыка" слышится задорный птичий гомон, перезвон озорных ручейков, задумчивый шелест листвы и эхо морского прибоя.

Не было, нет и не будет на свете более искусного музыканта, чем волшебница природа. Человек всего лишь повторяет живые ноты, подсказанные самой природой. Навсегда прописались на нотных линейках добрые, мудрые голоса природы. Слушая произведения, мы ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную неувядаемую красоту. Никто из нас не слышал, как разговаривают животные, а тем более поют пескари, окуни, форели. Какое отношение к музыке имеют безмолвные тихони-рыбы? Но если прислушаться, как плещутся они в голубоглазых речушках, как рассыпают своими хвостами серебристые брызги по глади озер.

Голоса природы мы слышим в музыкальных произведениях: Ф. Шуберта ь", М. И. Глинки "Медведь", Сен-Санса "Лебедь", Р. Шумана "Дед Мороз". Создать на уроке эмоциональный настрой помогает музыка П. И. Чайковского "Времена года", "Песнь жаворонка". Тема цветов звучит в музыку: "Вальс цветов" в балете "Щелкунчик", "Подснежник. Пусть никогда не умолкает над родными просторами дружный звонкоголосый птичий хор. Природа -- законодатель вкуса, красоты, совершенствуя ее эталонам. представит, и! знает его природный эталон. Природой все поверяется. Мы говорим: естественный, натуральный, то есть соответствующий тому, что наблюдаем в природе. Природа совершенствовала формы и краски для своего круга" ценителей этой красоты, а не для человека. Человек -- лишь сторонний наблюдатель. Чей-то глаз все это ценит, каким-то образом реагирует на эти наряды и, может быть, своим выбором красоту совершенствует или не дает ей угаснуть. Иначе говоря, чувство красоты -- дар не только человеческий.

Конечно, многое в природе объясняется целесообразностью, гармоничным сочетанием со средой, в которой животные обитают -- "красиво все, что естественно, целесообразно".

В природе происходит воспитание человека. Природа вынашивает в человеке чувство прекрасного.

Заключение.

В представлении В. И. Вернадского, человек - часть живого вещества, подчиненного общим законом организованности биосферы, вне которой оно существовать не может. Человек является частью природы, утверждал выдающийся ученый. Целью общественного развития должно быть сохранение организованности окружающей среды. А для этого необходимо формировать высокий уровень экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.

Изучив основные положения Концепции Экологического образования и воспитания школьников в РБ, проведя анализ литературы и передового педагогического опыта в области природоохранного воспитания учащихся, в результате написания курсовой работы мною были сделаны следующие выводы:

1. Экологическое образование и воспитание целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний,умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного ответственного отношения к природе.

2. Экологическое образование и воспитание как целенаправленный процесс имеет свои задачи, цели, формы и методы.

3. В школах создается база для развитя экологической культуры школьников. В ряде школ вводятся обзорные уроки по вопросам охраны природы, факультативы, спецкурсы, проводятся внеклассные и внешкольные занятия. На всех уроках школьного цикла отводится время для изучения экологических аспектов данного предмета.

4. По мнению педагогов, ученых, исследователей на данном этапе возможно воспитание подрастающего поколения, формирование высокой культуры учеников, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на земле.

5. В настоящее время предпочтение отдается следующим ключевым экологическим идеям:

1. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов

2. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны.

3. Идея зависимости здоровья человека от действия факторов окружающей среды.

4. Идея природы как фактора нравственно-эстетического развития личности.

Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать экологическую культуру, научиться принимать окружающий мир таким, какой он есть, научиться бережно относиться к природе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.