Педагогический эксперимент проводился во время прохождения практики в МОУ «СОШ №14г. Балашова Саратовской области» в 2009 г. Для реализации форм экологического воспитания в школьной практике было проведено внеклассное мероприятие со школьниками 6 класса с целью выяснения их эстетического отношения к природе. Формой мероприятия была выбрана игра, соответствующая возрасту учащихся 6 класса.
Перед проведением игры ставились следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и справочные пособия по экологии и биологии с целью отбора материала для организации внеклассной работы.
2. Выявить уровень экологических и природоохранных знаний учащихся в форме беседы.
3. Выявить возможности расширения круга экологических знаний при осуществлении внеклассной работы в тесном сотрудничестве с семьями школьников.
Игра - турнир: Путешествие по лесной тропинке
Цель: формирование экологических знаний подростков; воспитание любви к природе, Родине, самому себе, развитие наблюдательности, внимания.
Оборудование: Плакаты с изображениями грибов, трав, кустарников, деревьев, цветов (роза, лилия, калла, незабудка, мак, тюльпан, хризантема), животных, гербарный материал крапивы, одуванчика, ромашки, подорожника, ландыша, картофеля
Подготовительная работа:
Образовать 2 команды по 6 учащихся.
Подготовить название, эмблему, девиз
Подготовить сообщение «А знаете ли вы что …» (необычное, интересное о животных)
Подготовка выставки «Пусть всегда будет солнце», рисунки цветов.
От команды по 3 загадки о природе.
Вспомнить песни с названиями растений. На стенах класса были вывешены плакаты:
«Не замедляй шагов. Не рви цветов и тогда цветы будут следовать за тобой всю дорогу» Р. Тагор.
«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» Л.Н. Толстой.
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок» Х.К. Андерсен.
«Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу значит охранять Родину» М. Пришвин.
Ход игры:
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в заочное, интересное, познавательное путешествие по нашим милым, дорогим тропинкам. Вам пригодятся знания, смекалка, дружба, находчивость, быстрота и аккуратность выполнения задания. Помогайте друг другу, действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Команды отправляются в путь.
Кто стоит на старте у нас?
I тур
Слово приветствия предоставляется команде «Лесные робинзоны»
Соперников наших мы знаем, Юность - пора золотая!
Удачи желаем мы им. Давайте творить и дружить!
Но твердо жюри заверяем:
В обиду себя не дадим! Мы будем бороться на равных. Пора наши шпаги скрестить.
Просьба к соперникам нашим - Мы видим болельщиков славных
Ответы точнее давать! Жюри, уж судить, так судить!
А если неточность, утешим,
Позвольте за вас досказать. Мы ждем, не дождемся сраженья
И баллов тревожных счет.
Цель нашей «схватки» простая - Не бойтесь друзья пораженья,
Дружбу в бою закалить. Нас в бой капитан поведет.
Слово приветствия предоставляется команде «Берендеи»
Мы - ребята не простые, На вопросы все мы будем,
Остроумны, веселы. По порядку отвечать.
Если только захотим
Мы достанем до луны.
Жюри наше дорогое!
Мы просим очень вас:
Но сегодня мы решили
Не судите очень строго,
До луны не доставать, Пожалейте вы хоть нас.
И пришли на праздник мы,
Чтобы силу показать. Мы сейчас вам заявляем
И не в шутку, а всерьез:
Мы смекалку очень любим, Если только проиграем -
Ей готовы жизнь отдать, Потекут ручьи из слез.
II тур
А теперь слово участникам команд (капитанам)
«А знаете ли вы что …?»
Они расскажут нам что-то необычное о животных.
III тур
Оглянитесь! Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг. Я предлагаю вам принять участие в необычном конкурсе - аукционе «Аптека бабы Кати». Собираем лекарственные травы, отгадывая их названия по стихам. Кто сможет собрать больше.
Начинаем аукцион
Ах не трогайте меня, обожгу и без огня. (крапива)
Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (одуванчик)
Стоит в поле кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое, что это такое? (ромашка)
А это что за растение? На тропинке, по дорожке - всюду чудная трава, привязал листок к нарыву, день - другой пройдет - и диво, ты здоров без докторов, вот простой листок каков. (подорожник)
Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко: пусть дорожку до зари освещают фонари, на больших стеблях подряд лампы белые висят. (ландыш)
Цветок - напрасный, плод - опасный, а поле все засеяно. (картофель)
На плечах Игнашки сорок три рубашки, все из ткани отбеленной, а поверх - пиджак зеленый. (капуста).
А какие лекарственные растения вы знаете?
IV тур
Люди ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи, а мы отправляемся в лес по загадки. (Команды загадывают друг другу загадки)
Какое растение дает лучший след? (липа)
Куда зайцу удобнее сбежать с горы или в гору? (в гору, т.к. у него передние лапы короче, чем задние)
Какие звери летают? (летучие мыши, белки - летяги)
Что делает зимой еж? (спит)
Какой цветок называют цветком влюбленных? (ромашка)
Кто из обитателей болота слыл женой царевича? (лягушка)
В кого превращался гадкий утенок? (в лебедя)
Какие грибы наиболее ценные по питательности? (белые)
Какая птица подражает голосам многих птиц? (скворец)
Почему под соснами в лесу можно увидеть елочки, а под елями сосну не увидишь? (ели - тенелюбивые, а сосны - светолюбивые)
Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)
Растет ли дерево зимой? (нет)
V тур
Прочтите русскую пословицу по первым буквам слов.
Учитывается быстрота и правильность составления пословицы, и объяснение смыслового значения
Робинзоны - змея, ананас, кенгуру, овца, морковь, арбуз, рыба, облако, мухомор, нарцисс, енот, хамелеон, одуванчик, дельфин, иголка, слон, туча, осьминог, пальма, огурец, рябина, ослик, морж. (за комаром не ходи с топором)
Берендеи - петух, улитка, горох, арбуз, носорог, ы, й, зебра, акула, ястреб, цыпленок, индюк, подсолнух, ель, незабудка, ь, корова, ананас, белка, огурец, иголка, тигр, страус, яблоко. (пуганый заяц и пенька боится)
VI тур (для болельщиков)
А сможете ли вы войти в лес другом?
Проведем викторину: «Умеешь ли ты общаться с природой?»
Перечислите заповеди поведения в лесу? (не рвать, не ломать, не играть, не шуметь, не рубить, не мусорить, не разорять гнезда, не загрязнять воду, не убивать насекомых и птиц)
Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде? (чужой запах отпугивает птицу и она покидает гнездо)
Как правильно собирать грибы, ягоды, цветы? (не повреждая веток, грибы не сбивают, букеты собирать из цветов, выращенных человеком)
Почему нельзя рубить деревья и кустарники в лесу? (куст растет 5 - 8 лет, дерево 15 - 18 лет)
Причиной чего может стать разбитая в лесу банка или бутылка? (осколки собирают солнечный свет, может случиться пожар)
Что нужно сделать, покидая место привала в лесу? (костер залить водой, заложить дерном, мусор сжечь, консервные банки закопать)
VII тур
Какой же привал без песни?
Каждая команда за 3 минуты должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений. Песни поются по очереди, Выигрывает последняя команда, правильно спевшая песню, повтор песен запрещен.
VIII тур
Попробуйте за 10 минут из пустых пластмассовых бутылок из-под воды сделать полезные вещи для леса.
Ребята! Давайте всегда помнить, земля по которой мы ходим, на которой растем, живем, радуемся и работаем - это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь ее.
Дети , несмотря на то что это все таки была развлекательная игра очень серьезно отнеслись к этому мероприятию, тщательно продумывали свои ответы и действия. В отличии от обычного урока они вели себя очень активно как будто каждый из них, уже был готов кинуться в бой чтобы сберечь и сохранить, хоть маленький кусочек своей планеты.
По итогам игры был проведен краткий 10 минутный опрос, в ходе которого я поняла, что у учащихся 6 класса уже сформированы самые главные понятия, что наука «Экология» несет за собой серьезное значение и предполагает:
- потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.
Цели внеклассного мероприятия были достигнуты. После проведенного мероприятия учащиеся класса ответили на ряд вопросов анкеты, которая должна выяснить отношение учащихся к природе и экологическим проблемам.
Таблица№1. Вопросы анкеты.
1. Чем для вас является природа?
а. самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись
б. источником полезных ископаемых и прогресса
в. областью интересов
г. не думал об этом
д. другое
2. Обсуждаете ли вы экологические проблемы в семье?
а. часто
б. иногда
в. никогда
г. другое
3. Знаете ли вы о наличии в вашем городе природоохранных организаций и движений и об их деятельности?
а. да, мне известны такие организации и их деятельность.
б. знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них
в. нет, ничего об этом не знаю
4. Принимаете ли вы личное участие в охране окружающей среды?
а. нет
б. хочу , но не знаю как
в. да(если да, то как)
5. Как вы относитесь к регулярному проведению субботников и рейдов?
а. они необходимы
б. это бессмысленно
в. другое
Как показал анализ результатов формирующего эксперимента больше чем у половины учащихся экспериментальной группы наблюдается прирост по всем компонентам показателя уровня экологической воспитанности учащихся 6-7 классов. Наглядно эти результаты представлены (в Таблице №2). Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают предположение о том, что реализация комплекса выделенных педагогических условий повышает эффективность процесса экологического воспитания учащихся 6-7 классов.
Таблица №2
Чем для Вас является природа?
Ответы школьников в(%)
54.5
б. .источником полезных ископаемых и общественного прогресса
16.1
16.7
18
2.9
Обсуждаете ли Вы экологические проблемы в семье?
0.1
100
Знаете ли Вы о наличии в Вашем городе природоохранных организаций и движений и об их деятельности?
а. да, мне известны такие организации и их деятельность
7
28
65
Принимаете ли Вы личное участие в охране окружающей среды?
46.9
б. хочу, но не знаю как
41.3
в. да (если да, то как)
11.8
Как Вы относитесь к регулярному проведению экологических субботников и рейдов?
а. они необходимы и дадут хорошие результаты
76.2
б. б это бессмысленно, так как они не дадут положительных результатов
23.1
7.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
- по литературным источникам выяснили роль и задачи экологического воспитания;
- теоретически обосновали и доказали возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.
Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.
Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.
Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ
1. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с.
2. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980. - 284 с.
4. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.
5.Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991-135с.
6. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. - 215 с.
7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая школа, 1999. - 308с.
8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999. - 167с.
9. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес //Начальная школа. -1990.- N5. - С. 28-34.
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С36-38.
11. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.
12. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 163с.
13. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987. - 169 с.
14. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 347с.
15. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. - 256с.
16. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.- М.: Устойчивый мир, 1999.-186 с.
17. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. - 56с.
18. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. - Улан - Удэ, 1990. - 29с.
19. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. - М.: Просвещение, 1983. - 303с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5