Рефераты. Экологическое воспитание в процессе обучения

p align="left">3.2 Внеклассная работа как одна из форм экологического воспитания в школе

Педагогический эксперимент проводился во время прохождения практики в МОУ «СОШ №14г. Балашова Саратовской области» в 2009 г. Для реализации форм экологического воспитания в школьной практике было проведено внеклассное мероприятие со школьниками 6 класса с целью выяснения их эстетического отношения к природе. Формой мероприятия была выбрана игра, соответствующая возрасту учащихся 6 класса.

Перед проведением игры ставились следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и справочные пособия по экологии и биологии с целью отбора материала для организации внеклассной работы.

2. Выявить уровень экологических и природоохранных знаний учащихся в форме беседы.

3. Выявить возможности расширения круга экологических знаний при осуществлении внеклассной работы в тесном сотрудничестве с семьями школьников.

Игра - турнир: Путешествие по лесной тропинке

Цель: формирование экологических знаний подростков; воспитание любви к природе, Родине, самому себе, развитие наблюдательности, внимания.

Оборудование: Плакаты с изображениями грибов, трав, кустарников, деревьев, цветов (роза, лилия, калла, незабудка, мак, тюльпан, хризантема), животных, гербарный материал крапивы, одуванчика, ромашки, подорожника, ландыша, картофеля

Подготовительная работа:

Образовать 2 команды по 6 учащихся.

Подготовить название, эмблему, девиз

Подготовить сообщение «А знаете ли вы что …» (необычное, интересное о животных)

Подготовка выставки «Пусть всегда будет солнце», рисунки цветов.

От команды по 3 загадки о природе.

Вспомнить песни с названиями растений. На стенах класса были вывешены плакаты:

«Не замедляй шагов. Не рви цветов и тогда цветы будут следовать за тобой всю дорогу» Р. Тагор.

«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» Л.Н. Толстой.

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок» Х.К. Андерсен.

«Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу значит охранять Родину» М. Пришвин.

Ход игры:

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в заочное, интересное, познавательное путешествие по нашим милым, дорогим тропинкам. Вам пригодятся знания, смекалка, дружба, находчивость, быстрота и аккуратность выполнения задания. Помогайте друг другу, действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Команды отправляются в путь.

Кто стоит на старте у нас?

I тур

Слово приветствия предоставляется команде «Лесные робинзоны»

Соперников наших мы знаем, Юность - пора золотая!

Удачи желаем мы им. Давайте творить и дружить!

Но твердо жюри заверяем:

В обиду себя не дадим! Мы будем бороться на равных. Пора наши шпаги скрестить.

Просьба к соперникам нашим - Мы видим болельщиков славных

Ответы точнее давать! Жюри, уж судить, так судить!

А если неточность, утешим,

Позвольте за вас досказать. Мы ждем, не дождемся сраженья

И баллов тревожных счет.

Цель нашей «схватки» простая - Не бойтесь друзья пораженья,

Дружбу в бою закалить. Нас в бой капитан поведет.

Слово приветствия предоставляется команде «Берендеи»

Мы - ребята не простые, На вопросы все мы будем,

Остроумны, веселы. По порядку отвечать.

Если только захотим

Мы достанем до луны.

Жюри наше дорогое!

Мы просим очень вас:

Но сегодня мы решили

Не судите очень строго,

До луны не доставать, Пожалейте вы хоть нас.

И пришли на праздник мы,

Чтобы силу показать. Мы сейчас вам заявляем

И не в шутку, а всерьез:

Мы смекалку очень любим, Если только проиграем -

Ей готовы жизнь отдать, Потекут ручьи из слез.

II тур

А теперь слово участникам команд (капитанам)

«А знаете ли вы что …?»

Они расскажут нам что-то необычное о животных.

III тур

Оглянитесь! Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг. Я предлагаю вам принять участие в необычном конкурсе - аукционе «Аптека бабы Кати». Собираем лекарственные травы, отгадывая их названия по стихам. Кто сможет собрать больше.

Начинаем аукцион

Ах не трогайте меня, обожгу и без огня. (крапива)

Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (одуванчик)

Стоит в поле кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое, что это такое? (ромашка)

А это что за растение? На тропинке, по дорожке - всюду чудная трава, привязал листок к нарыву, день - другой пройдет - и диво, ты здоров без докторов, вот простой листок каков. (подорожник)

Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко: пусть дорожку до зари освещают фонари, на больших стеблях подряд лампы белые висят. (ландыш)

Цветок - напрасный, плод - опасный, а поле все засеяно. (картофель)

На плечах Игнашки сорок три рубашки, все из ткани отбеленной, а поверх - пиджак зеленый. (капуста).

А какие лекарственные растения вы знаете?

IV тур

Люди ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи, а мы отправляемся в лес по загадки. (Команды загадывают друг другу загадки)

Какое растение дает лучший след? (липа)

Куда зайцу удобнее сбежать с горы или в гору? (в гору, т.к. у него передние лапы короче, чем задние)

Какие звери летают? (летучие мыши, белки - летяги)

Что делает зимой еж? (спит)

Какой цветок называют цветком влюбленных? (ромашка)

Кто из обитателей болота слыл женой царевича? (лягушка)

В кого превращался гадкий утенок? (в лебедя)

Какие грибы наиболее ценные по питательности? (белые)

Какая птица подражает голосам многих птиц? (скворец)

Почему под соснами в лесу можно увидеть елочки, а под елями сосну не увидишь? (ели - тенелюбивые, а сосны - светолюбивые)

Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)

Растет ли дерево зимой? (нет)

V тур

Прочтите русскую пословицу по первым буквам слов.

Учитывается быстрота и правильность составления пословицы, и объяснение смыслового значения

Робинзоны - змея, ананас, кенгуру, овца, морковь, арбуз, рыба, облако, мухомор, нарцисс, енот, хамелеон, одуванчик, дельфин, иголка, слон, туча, осьминог, пальма, огурец, рябина, ослик, морж. (за комаром не ходи с топором)

Берендеи - петух, улитка, горох, арбуз, носорог, ы, й, зебра, акула, ястреб, цыпленок, индюк, подсолнух, ель, незабудка, ь, корова, ананас, белка, огурец, иголка, тигр, страус, яблоко. (пуганый заяц и пенька боится)

VI тур (для болельщиков)

А сможете ли вы войти в лес другом?

Проведем викторину: «Умеешь ли ты общаться с природой?»

Перечислите заповеди поведения в лесу? (не рвать, не ломать, не играть, не шуметь, не рубить, не мусорить, не разорять гнезда, не загрязнять воду, не убивать насекомых и птиц)

Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде? (чужой запах отпугивает птицу и она покидает гнездо)

Как правильно собирать грибы, ягоды, цветы? (не повреждая веток, грибы не сбивают, букеты собирать из цветов, выращенных человеком)

Почему нельзя рубить деревья и кустарники в лесу? (куст растет 5 - 8 лет, дерево 15 - 18 лет)

Причиной чего может стать разбитая в лесу банка или бутылка? (осколки собирают солнечный свет, может случиться пожар)

Что нужно сделать, покидая место привала в лесу? (костер залить водой, заложить дерном, мусор сжечь, консервные банки закопать)

VII тур

Какой же привал без песни?

Каждая команда за 3 минуты должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений. Песни поются по очереди, Выигрывает последняя команда, правильно спевшая песню, повтор песен запрещен.

VIII тур

Попробуйте за 10 минут из пустых пластмассовых бутылок из-под воды сделать полезные вещи для леса.

Ребята! Давайте всегда помнить, земля по которой мы ходим, на которой растем, живем, радуемся и работаем - это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь ее.

Дети , несмотря на то что это все таки была развлекательная игра очень серьезно отнеслись к этому мероприятию, тщательно продумывали свои ответы и действия. В отличии от обычного урока они вели себя очень активно как будто каждый из них, уже был готов кинуться в бой чтобы сберечь и сохранить, хоть маленький кусочек своей планеты.

По итогам игры был проведен краткий 10 минутный опрос, в ходе которого я поняла, что у учащихся 6 класса уже сформированы самые главные понятия, что наука «Экология» несет за собой серьезное значение и предполагает:

- потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.

Цели внеклассного мероприятия были достигнуты. После проведенного мероприятия учащиеся класса ответили на ряд вопросов анкеты, которая должна выяснить отношение учащихся к природе и экологическим проблемам.

Таблица№1. Вопросы анкеты.

1. Чем для вас является природа?

а. самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись

б. источником полезных ископаемых и прогресса

в. областью интересов

г. не думал об этом

д. другое

2. Обсуждаете ли вы экологические проблемы в семье?

а. часто

б. иногда

в. никогда

г. другое

3. Знаете ли вы о наличии в вашем городе природоохранных организаций и движений и об их деятельности?

а. да, мне известны такие организации и их деятельность.

б. знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них

в. нет, ничего об этом не знаю

г. другое

4. Принимаете ли вы личное участие в охране окружающей среды?

а. нет

б. хочу , но не знаю как

в. да(если да, то как)

г. другое

5. Как вы относитесь к регулярному проведению субботников и рейдов?

а. они необходимы

б. это бессмысленно

в. другое

Как показал анализ результатов формирующего эксперимента больше чем у половины учащихся экспериментальной группы наблюдается прирост по всем компонентам показателя уровня экологической воспитанности учащихся 6-7 классов. Наглядно эти результаты представлены (в Таблице №2). Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают предположение о том, что реализация комплекса выделенных педагогических условий повышает эффективность процесса экологического воспитания учащихся 6-7 классов.

Таблица №2

Чем для Вас является природа?

Ответы школьников в(%)

а. самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись

54.5

б. .источником полезных ископаемых и общественного прогресса

16.1

в. областью интересов

16.7

г. не думал об этом

18

д. другое

2.9

Обсуждаете ли Вы экологические проблемы в семье?

а. часто

0.1

б. иногда

в. никогда

100

г. другое

Знаете ли Вы о наличии в Вашем городе природоохранных организаций и движений и об их деятельности?

а. да, мне известны такие организации и их деятельность

7

б. знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них

28

в. нет, ничего об этом не знаю

65

г. другое

Принимаете ли Вы личное участие в охране окружающей среды?

а. нет

46.9

б. хочу, но не знаю как

41.3

в. да (если да, то как)

11.8

г. другое

Как Вы относитесь к регулярному проведению экологических субботников и рейдов?

а. они необходимы и дадут хорошие результаты

76.2

б. б это бессмысленно, так как они не дадут положительных результатов

23.1

в. другое

7.1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

- по литературным источникам выяснили роль и задачи экологического воспитания;

- теоретически обосновали и доказали возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.

Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ

1. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с.

2. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с.

3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980. - 284 с.

4. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.

5.Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991-135с.

6. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. - 215 с.

7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая школа, 1999. - 308с.

8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999. - 167с.

9. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес //Начальная школа. -1990.- N5. - С. 28-34.

10. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С36-38.

11. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

12. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 163с.

13. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987. - 169 с.

14. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 347с.

15. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. - 256с.

16. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.- М.: Устойчивый мир, 1999.-186 с.

17. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. - 56с.

18. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. - Улан - Удэ, 1990. - 29с.

19. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. - М.: Просвещение, 1983. - 303с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.