Рефераты. Экономическое образование школьников

овольно долго под влиянием зарубежных взглядов педагогические технологии рассматривались у нас в плане оснастки учебно-воспитательного процесса различными материальными (техническим) средствами, усиливающими результативность дидактического общения учителя и учеников. В зависимости от доступности и употребляемости тех или иных средств можно говорить об аудиовизуальной технологии, компьютерной технологии и т.д. организации учебно-воспитательного процесса. однако здесь даже неспециалисту ясно, что любой набор технических приспособлений не имеет прямого отношения к технологизации учебного процесса, в лучшем случае ТСО могут выступать одним из ее факторов.

Серьезным вкладом в осмысление сущности педагогических технологий явились исследования, опирающиеся на функциональный, системный и структурный принципы анализа педагогических явлений и процессов общего и частного характера. В зависимости от предмета, то есть образовательной плоскости, на которую проецируется технологическая парадигма можно выделить следующие модели технологической интерпретации образования:

1. Образовательные технологии - совокупность приемов и средств, определяющих общую стратегию развития единого федерального пространства. Их главная функция - прогностическая, связанная с планированием общих целей и результатов, основных этапов, способов и организационных форм образовательного процесса подготовки кадров. Образовательные технологии отражаются, прежде всего, в концепциях развития и стандартах образования.

2. Педагогические технологии - это арсенал методов, приемов и средств обучения, а также рекомендации по их использованию в связи с достижением конкретных целей обучения. Педагогические технологии отражают тактику реализации образовательных технологий, обусловленную закономерностями функционирования системы «педагог - материальная среда - ученик». Поэтому под педагогическими технологиями можно подразумевать обобщенные методы реализации учебно-воспитательного процесса вне зависимости от изучения определенного предмета.

3. Технологии обучения - представляют собой относительно полную характеристику пути освоения учащимися конкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса. Технологии обучения вариативны, поскольку определяются содержанием и закономерностями усвоения того или иного учебного предмета и, как правило, в значительной степени рецептурны, поскольку максимально упрощают и формализируют педагогическую деятельность за счет нейтрализации личностного своеобразия педагога. В известной мере технологии обучения (дидактические технологии) соотносятся с традиционными прикладными педагогическими отраслями, именуемыми частными методиками.

Следует отметить, что современные педагогические технологии по отношению к традиционным дидактике и частным методикам не являются чем-то принципиально новым, революционным. Они лишь корректируют организацию учебно-воспитательного процесса в плане жесткой детерминированности взаимосвязи его цели и результата.

Именно этим обстоятельством и объясняется обязательное присутствие в модели учебно-воспитательного процесса таких технологических параметров, как: четкая постановка целей урока; строгое подчинение содержания каждого элемента урока поставленной цели; постоянный контроль за ходом дидактического продвижения учащихся в соответствии с частными целями; заключительная оценка результата путем сличения его с целью урока. Такая модель организации дидактического процесса, по существу, является реализацией деятельностного подхода к обучению.

Наряду с детальной проработкой категории «цель», технологический подход к обучению предполагает также тщательное структурирование последнего в виде разбивки его на следующие эпизоды: постановка целей, конкретизация целей, циклы учебных процедур, оперативная обратная связь, коррекция промежуточных достижений, оценка результата. Это обеспечивает детальную алгоритмизацию действий учителя и учащихся, которая определяет весь ход обучения.

Но не стоит забывать, что учебно-воспитательный процесс не втискивается в прокрустово ложе технологических параметров и, следовательно, нет жестких правил моделирования хода обучения, стандартизации условий, определяющих ход последнего. Поэтому в отечественных педагогических технологиях всегда присутствуют проблемно-поисковая задача, возможность дифференцированного подхода к учащимся, апелляция к внутреннему миру учащихся. Именно в таком ключе были разработаны теории поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, проблемного обучения, оптимизации обучения и др.

2.2 Характеристика некоторых педагогических технологий

Как уже было отмечено, начало технологизации педагогической сферы было связано с внедрением в образовательный процесс программированного обучения. К организации такого обучения предъявляются определенные требования, среди которых: разбивка предполагаемого учебного материала на минимальные дозы, наличие четких инструкций (рекомендаций) по включению учащихся в познавательную деятельность, наличие оперативной обратной связи, выражающейся в контроле и оценке достижений учащихся, а также индивидуализация объема материала и темпа его изучения. Стержнем программированного обучения выступает специальная программа, представляющая собой алгоритм, состоящий из микроэтапов процесса освоения знания или овладения умением. Сегодня специалисты выделяют следующие разновидности учебного программирования: линейное, разветвленное и смешанное. На практике чаще используется последний вид, синтезирующий достоинства двух первых. Наиболее распространенным и доступным массовому учителю вариантом организации обучения в этом русле может быть модель, реализующая теорию поэтапного формирования умственных действий. Благодаря устранению формализма в организации дидактического процесса и усилению «личностного фактора», эта теория при несомненном выполнении функций программированного обучения в то же время создает исключительно благоприятные возможности для обучения развивающего, связанного с формированием у ученика учебной деятельности и с развитием его как субъекта этой деятельности.

Большое внимание в последние годы уделяется развивающему обучению как личностно-ориентированной педагогической технологии. Этот вид обучения представляет собой особую систему организации педагогического процесса, при которой учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими способами и средствами целенаправленно формирует у учащихся интеллектуальные способности и познавательные потребности в процессе изучения основ наук. Теория развивающего обучения зиждется прежде всего на принципиально важном для любого обучения тезисе Л.С.Выгодскогог озоне ближайшего развития, то есть особом состоянии психики ребенка по отношению к определенным задачам: в данный момент он не может решать их самостоятельно, но решает с помощью взрослого. В этой связи обучение нужно строить таким образом, чтобы оно опиралось на зону ближайшего развития и тем самым стимулировало психическое развитие ребенка.

В настоящее время существует несколько систем развивающего обучения. Две из них официально узаконены на уровне начальной школы: система Л.В. Занкова и система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

Главная задача начального обучения по системе Л.В.Занкова - общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли и чувств школьников, выступающее базой усвоения ими знаний, умений и навыков. Для этой системы характерно более богатое по сравнению с традиционной школой содержание образования, обеспечивающее многообразие деятельности школьников, а также специфические методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Стержнем развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова выступает цепь усложняющихся предметных задач, решение которых связано в основном с выполнением следующих дидактических позиций: первичная ориентировка в задаче, выдвижение гипотезы, разработка способов ее решения, проверка целесообразности и универсальности найденного способа. При этом каждый ученик на деле становится и автором и исполнителем сложной дидактической программы.

Близким по своей сути к рассмотренным системам развивающего обучения является проблемное обучение. Специфика этой технологии заключена в самом термине. Следовательно, проблемное обучение предполагает такую организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает на только отработку ЗУНов, но и развитие их мышления, формирование самостоятельности и творческих способностей. Именно в таком обучении оптимально сочетаются репродуктивная и творческая стороны учебной деятельности школьников.

В целом технология проблемного обучения во многом близка классической организации учебного процесса и содержит следующие узловые позиции: проблемная ситуация; осознание сущности проблемы; поиск способа решения путем догадок или выдвижения и обоснования гипотезы; доказательство выдвинутой гипотезы; проверка правильности решения проблемы.

К развивающим педагогическим технологиям также относят коллективный способ обучения (КСО) и коллективное взаимообучение (КВО). Достоинствами этих технологий является то, что в результате учебного взаимодействия учащиеся осознанно усваивают материал. Кроме этого, у них развиваются речемыслительные умения, память, внимание, а также важные личностные качества: инициативность, ответственность, коммуникабельность и др.

Но не следует забывать, что существующие педагогические технологии не могут считаться универсальными средствами решения учебно0воспитательных проблем. Будучи результативными в одном направлении ( в обеспечении качественного освоения учебного материала), они в то же время не обеспечивают всестороннего развития личности учащихся, а в отдельных случаях способны деформировать ее. Более того, преподавание многих учебных предметов (прежде всего гуманитарных) совершенно не нуждается ни в какой технологии, ибо основывается на личностном общении учителя с учениками.

2.3 Условия применения педагогических технологий

Повсеместное использование термина «педагогические технологии» влечет за собой естественное стремление учителей обратиться к отдельным вариантам организации учебно-воспитательного процесса, подходящим под данное понятие, с целью использования в собственной работе. Естественно, такое отношение к педагогическим технологиям профессиональным считать нельзя, поскольку любая педагогическая технология - системно организованная модель учебно-воспитательного процесса, которая результативна только при полной и целостной ее реализации. Поэтому основными условиями внедрения любой педагогической технологии (системы, модели) в собственную деятельность являются следующие:

критический самоанализ работы с целью освобождения от сложившихся личностных установок и стереотипов, иначе неизбежно возникнет ситуация интерференции (наложения) осваиваемой технологии на индивидуальный стиль преподавания, что может привести к разрушению и собственной и выбранной системы обучения;

личностная предрасположенность учителя к работе в рамках выбираемой технологии, т.е. наличие у него качеств и свойств, органически сочетающихся с требованиями этой технологии. Так, реализация многих технологий опирается на организованность, настойчивость, ответственность, доброжелательность и другие волевые и нравственные качества личности учителя;

основательное изучение сущности заинтересовавшей технологии, которое состоит в проработке печатных материалов и в наглядном ознакомлении с практикой использования этой технологии;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.