1.Моя страна и моя семья.
2.Доходы семьи
3.Расходы семьи.
4.Текущий и перспективный семейный бюджет.
5.Семейные сбережения и их использование.
Для примера и первоначальной ориентации предлагаем ознакомиться с содержанием нижеследующей таблицы по Богданову:
Таблица 1.
Тема
Основные понятия и категории
«ручейки» понятий для конкретной программы
№ 1
№ 2
№ 3
1.Моя страна, моя семья
Страна, государство,
герб, флаг, семья, ге-
неалогическое дре-
во, функции госу-дарства по отно-шению к семье,
функции семьи.
На 1 и 2 занятиях следует использовать все основные категории и понятия
1.Состав совокуп-ного дохода семьи: зарплата сдельная и повременная, пен-сии, стипендии, по-собия, доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от собственности, доходы от пред-принимательской деятельности;
2.Деньги, бартер, инфляция,товар,про-
дукт,услуга,
3.Реклама,
4.Банки,ценные бу-маги
5.Бизнес, предприни-
мательство
Зарплата
Сдельная и повремен-
ная; Деньги,
инфляция;
Реклама;
Банки, цен-
ные бумаги
Доходы от личного подсобного хозяйства;
Товар,про-
дукт, услу-
га; деньги,
бартер.
Пенсии, сти-
пендии, по-
собия; До-
ходы от
личного
подсобного
хозяйст
ва;
Услуги;
Деньги, ин-
фляция;
3.Расходы семьи
Виды расходов:
На питание,одежду,
Развлечения,на жилище,образование,
Газеты и журналы,
Подарки,праздники,
Неразумные расхо-
ды семьи,отдых,при-
обретение предметов
роскоши и предме-
тов длительного пользования.
Налоги и обяза-тельные платежи,
Потребности,воз-
можности,бережли-
вость,скупость, рас-
точительность, рек-лама(в ракурсе рас-ходов семьи)Эффективность расходов
Цена и стоимость,
Обязатель-
ные расхо-
ды семьи;
Налоги
Потребности
И возмож-
ности;
бережливость,
скупость,
расточитель-
ность, эф-
фективность
расходов.Реклама.
Цена,стои-
мость
Расходы на
Развлечения,
Подарки,
Игрушки,
Неразмные
расходы
Потребнос-
ти возмож-ности;
Расточитель-ность;эф-
расходов;
Цена,
стоимость
Расходы
на жили-
ще;
Налоги;
Потреб-
ности
Возмож-
Ности,
Эффек-
тивность расходов,
бережли-
вость,
расточи-
тель-
ность;
Налоги,
Стоимо-
сть
4.Текущий и перспективный бюджет семьи
Бюджет, бюджет семьи, бюджет дошкольника,
Бюджет семьи, бюджет дошкольника
5.Семей-
ные сбереже-
ния и их использо-
вание
Сбережения, накопле-
ния, банк, копилка,
ценные бумаги,
банковский процент,
Все основные категории и понятия темы
Конкретизирую приведенные здесь термины:
понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса;
категория - (от греч. kategoria - высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности. [БСЭ]
В итоге, как считает Богданов, дошкольник должен
знать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях;
уметь: соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке - копилке, а в Банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; усвоить, что зарплата - это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей - это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным , их увеличить; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, но дорогостоящих вещей; и т.п.
осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.[3]
Экономическое воспитание, как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего, на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.[30]
Результаты экономического воспитания, по мнению Корнак Е.А.,будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи. [15]
1.2. Экономическое воспитание ребенка в семье.
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., - это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает первый принцип «финансового воспитания» [7]:
1. Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку - нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 - что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой). Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» (чья она? она в личном пользовании или в частом?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась - или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).
2. Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь - не ругать и укорять, А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам.
3. Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.
4. Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае - не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей - это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.
5.Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально - с 3х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!
Страницы: 1, 2, 3