Рефераты. Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

p align="left">После установления зависимостей в неживой природе начинается работа по выявлению связей живой природы с неживой. В начальных классах выявляется зависимость изменения растительности от степени освещения данной тер-ритории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и пони-жением температуры воздуха листья на деревьях и кустар-никах начинают изменять свою окраску, их черешки подсы-хают и отламываются при дуновении ветра. Так начинает-ся листопад - одно из примечательных осенних явлений в природе.

Итак, программа по природоведению пре-дусматривает выявление простейших связей и взаимосвя-зей, доступных пониманию учащихся. В процессе установ-ления связей создаются благоприятные условия для раз-вития логического мышления детей.

В дальнейшем изучение природы своего края распада-ется на формирование отдельных групп понятий, в которых связи осуществляются непосредственно: поверхность - по-лезные ископаемые, погода - водоемы, погода - почвы и растительность, растительность - животный мир. При изучении природных поясов нашей Родины учи-тель руководствуется связями и зависимостями между по-ложением пояса по отношению к экватору, высотой солнца, продолжительностью зимы и лета и вытекающим отсюда своеобразием растительного и животного мира. Таким образом, установление связей между отдельными природными компонентами-важнейшее условие для фор-мирования осознанных научных знаний при изучении дан-ной темы.

Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, за-ложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обоб-щениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обоб-щений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятии к представлениям. Чувствен-ный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирова-ния понятий, суждений, умозаключений.

В решении проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит уроку. На уроке, как извест-но, реализуются все поставленные перед школой задачи: познавательные, воспитательные, развивающие.

Прежде всего руководители школ и работники отделов на-родного образования следят за соответствием темы урока программе, наличием плана и четко поставленных задач развивающего и воспитывающего характера обучения, за доведением задач урока до учащихся. Мобилизовать вни-мание учащихся на изучение материала, поставить задачи урока, наметить основные пути решения этих задач - важнейшее требование современного урока. На уроках приро-доведения задачи урока формулируются учителем устно и письменно. Часто письменная форма выражена в виде плана, записанного на доске. План определяет содержание и последовательность работы. Это очень важный этап любо-го урока. Известно, что человек мыслит только в том слу-чае, если перед ним поставлена определенная задача. По-ставленные задачи определяют тип урока и в соответствии с ним - выбор методов и приемов, которые будут исполь-зованы в целях активизации познавательной деятельности детей для решения основных задач урока. Важнейшее зна-чение в развивающем и воспитывающем обучении придает-ся научности изучения учебного материала. Руководитель школы, методист определяет, на какой основе формируют-ся природоведческие представления, понятия, используют-ся ли наблюдения, опыты, практические работы, наглядные пособия, соблюдается ли последовательность рассмотрения того или иного явления или предмета, обращается ли вни-мание на плавность переходов от одного этапа к другому, на логичность изложения материала.

Ценность урока заключается и в том, что на нем реша-ются воспитательные задачи. Одним из важнейших требований к уроку является строго продуманная система в повторении и закреплении учебного материала. Можно говорить об осознанном усвоении материала в том случае, если ученик может не только воспроизвести, но и применить знания в новых си-туациях. Поэтому повторение и закрепление материала должно быть организовано всегда на новой основе. И если ученик сможет решить задачу в новых ситуациях, исполь-зовав уже изученный материал, тогда безошибочно можно утверждать, что знания им усвоены.

Итак, выше были изложены основные требования к развиваю-щему и воспитывающему обучению на уроках природове-дения. Выполнимы ли они? Да, но для этого учителю нуж-но серьезно готовиться к уроку, а самое главное - органи-зовать самоанализ работы. Часто мы пользуемся трафаретными или иными приемами и методами на уроке, применяем их по традиции, как нас учат методики, иногда не задумываясь над ними. Оказывается, такой самоанализ - дело очень сложное и не каждый учитель может от-ветить на вопрос, почему им применен тот или иной прием, почему ученикам задан такой-то вопрос, почему они долж-ны выполнить то или иное задание.

2. Задачи и содержание курса природоведения в начальных классах

Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения природоведению, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) усло-вием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихся заданий (познаватель-ных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.

Познавательные задачи по природоведению включают задания, вопросы и проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала по-знавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена года.

В учебном процессе следует выделить основные познава-тельные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раз-дела программы или урока, и частные, решаемые на отдель-ных этапах урока:

1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей (природоведческой за-кономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. - Свердловск: СПИ, 1983. С.16.;

2) принципам усложнения познавательных задач: услож-нение учебного материала; повышение степени его обобще-ния; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.

Усложнение природоведческого содержания познаватель-ных задач заключается в последовательном включении новых «порций» знаний о природе. Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).

Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа «Как развивается бабочка-капустница?», он дол-жен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.

Сложны также задачи, отражающие условия жизни жи-вых организмов, которые влияют на строение, развитие, раз-множение, происхождение растений и животных. Примеры та-ких заданий: «Почему дятел может жить только в лесу?», «Докажи, что белка - житель леса» и т.п.

Другое направление в усложнении познавательных задач связано с повышением степени обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зрения познавательные зада-чи, содержанием которых служат конкретные единичные яв-ления и предметы, например: «Как зимует белка?», «Опреде-лить температуру воздуха в классе».

Природоведческие представления характеризуют довольно высокую степень обобщения знаний учеников. Задания типа «На какие группы можно разделить животных: лисица, соро-ка, пчела, медведь, воробей, муравей?», используемые на пер-вых уроках природоведения требуют обоб-щенных знаний о животных.

Степень обобщения познавательных задач повышается, если для их выполнения ученику необходимо знать существен-ные признаки группы явлений (ученик должен оперировать понятиями): «Доказать, что утка - птица», «К какой группе животных относится еж?».

Задания, требующие умений устанав-ливать закономерности явлений, представляют самый высокий уровень обобщения. Задачи типа «Расскажите о жизни живот-ных в разные времена года» наиболее трудны для учеников. Они требуют владения такими понятиями, как «животные», «звери», «птицы», «насекомые», требуют знаний обобщенных признаков жизни животных осенью, зимой, весной, летом, спо-собов питания и развития животных.

Следующее направление в усложнении познавательных за-дач характеризуется количественно: задачи, содержащие больший объем знаний, необходимых для решения, - самые сложные. Например, задача «Что это?» (показывается изобра-жение растения) требует прямого ответа ученика. Но чтобы ответить на вопрос «Какие звери живут в наших лесах?», не-обходимо промежуточное знание: что такое звери? Для отве-та на вопрос о жизни растений или животных в разные сезо-ны ученики также должны иметь промежуточные знания о растениях или животных, их классификации в природе, о де-ревьях, кустарниках, травянистых растениях, зверях, птицах, насекомых, местах их распространения в наших лесах и охране.

Таким образом, программой пре-дусмотрено сообщение детям системы зна-ний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности. К ним относятся представления о физи-ческих изменениях агрегатного состояния веществ (например, воды), пере-мещении тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимо-связей в природе и т. п. В результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способ-ность манипулировать ими, видоизменять их и пр.), развивается словесно логическое мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязь явлений, видеть их причину и следствие, строить логические суждения, делать выводы и пр.). В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к рас-тениям и животным.

Школьники проявляют большой интерес к физическим явлениям не-живой природы. Поддерживая этот интерес детей, необходимо давать им определенные знания в данной области. Остановимся подробнее на содер-жании таких знаний.

Формирование представлений о различных состояниях веществ (твер-дом, жидком, газообразном), об их переходе из одного состояния в другое, например, при тепловом воздействии, о способах распространения тепла (теплопроводности и конвекции) позволяет показать характер и причины изменений некоторых предметов и явлений окружающей действительности.

Знакомство со свойствами воздуха (он есть повсюду, имеет вес, может сжиматься), магнита (притягивает к себе некоторые металлические предме-ты), которые обнаруживаются в лабораторных условиях, дает возможность продемонстрировать школьникам, как широко распространены скрытые от глаз физические явления. Воздух невидим, но легко обнаруживает себя, если им надувать воздушный шарик; магнитное поле также невидимо, но его интересное свойство отчетливо проявляется, как только вблизи появляются мелкие металлические предметы. Выявление скрытых свойств предметов в процессе обучения, которое происходит под руководством педагога, положительно влияет на формирование у школьников материалистических представлений о природе, служит основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.