Тема занятия
Сроки проведения
1. Экскурсия в осенний лес "Разноцветная природа".
сентябрь
2. Занятие на тему: "Солнце и волшебная радуга"
3. Экскурсия по лесу "Где растут растения?"
4. Занятие на тему: "Разноцветные плоды растений".
октябрь
5. Экскурсия в лес "Осень - прекрасная пора!"
6. Занятие на тему: "Зима в окно стучится"
ноябрь
7. Экскурсия в лес "Природа готовится к зиме".
8. Занятие на тему: "Как зимуют домашние животные".
декабрь
9. Экскурсия в парковую зону "Птицы и следы".
10. Занятие на тему: "Красота и разнообразие зимних деревьев".
январь
11. Экскурсия в зимний лес "В гостях у зимушки-зимы".
12. Занятие на тему: "Обитатели зимнего леса".
Февраль
13. Занятие на тему: "Природа просыпается".
март
14. Экскурсия в лес "Разноцветные облака в разноцветном небе".
15. Занятие на тему"День Земли".
апрель
16. Экскурсия в весенний лес "Природа просыпается".
17. Занятие на тему: "Красота цветущей ветки".
май
18. Экскурсия в весенний лес "Весна красна".
Экскурсии проводились по следующей методике:
Экскурсия в осенний лес "Разноцветная природа".
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.
Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т. е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.
Экскурсия "Где растут растения?".
Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие "среда обитания". Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.
Экскурсия "Осень - прекрасная пора!"(см. Приложение).
На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.
Экскурсия в лес "Природа готовится к зиме".
Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?
Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?
Почему нет ярких цветов?
Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? - "По кругу".
Экскурсия в парковую зону "следы и птицы".
Цель: показать детям разнообразие птиц и следов.
Экскурсия в зимний лес "В гостях у зимушки-зимы".
Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.
Содержание и методика. Воспитатель, придя в лес, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветви вырисовываются на фоне неба.
Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тих в лесу.
Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.
Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.
Какое? Послушайте.
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот Готовят ей наряды.
Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение О. Высотской.
Елочка.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки, и осинки Скучные стоят.
Только елочка одна Весела и зелена.
Видно ей мороз не страшен -
Видно смелая она.
Провести игру "Угадай - ка".
Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.
Экскурсия "Разноцветные облака в разноцветном небе".
Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.
С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.
При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует "небо", а другая - рвет из бумаги "облака".
Экскурсия Природа просыпается.
Цель: наступление весны - смена условий существования.
С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну в технике "монотипия".
Экскурсия в весенний лес "Весна красна".
Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов.
Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Ha основании констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса к природе должна проводиться систематически и не только в детском саду, но и дома, родителями.
2. Данная экспериментальная работа доказала необходимость систематического, целенаправленного влияния на эстетическое развитие детей.
3. Разработанная система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском саду.
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. - М., 1981.
Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. // Начальная школа. -1990, N5, С.28-34.
Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес. // Начальная школа. -1991, N7, С.30-34.
Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.
Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы. // Начальная школа. - 1988, N1, C.25-27.
Пирог В.В. На лесной полянке. Сказка о грибах. // Начальная школа. -1989, N5, C.71-73.
Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. -1986, N8, C.63-64.
Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк. // Начальная школа. -1984, N9, C.63-65.
Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Л.П. Печко. - М., 1984.
Экскурсия Тема "Осень - прекрасная пора".
Цели:
образовательная - развивать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях;
развивающая - развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.
воспитательная - развивать эстетическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде;
Проведение экскурсии.
I. Начинаю экскурсию с места, к которому подступают деревья кустарники, тронутые палитрой осенних красок.
Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина "Листопад":
"Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца..."
Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.
II. В ходе рассказа конкретизирую понятие "дерево", "кустарник", "трава", обращаю внимание дошкольников на их многообразие, ввожу видовое название растений. Объясняю им:
* причины изменения окраски листьев, листопада;
* чем вызвано многообразие плодов;
* чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.
При объяснении использую стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной"
"Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера..."
III. Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево".
Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево".
Далее работа построена так, что ребята уже вдвоем исследуют это дерево, знакомятся с животными, обитающими в его коре, листве: определяют, как связаны они с деревом и что будет, если дерева не станет.
Игру использую с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету.
IV. После экскурсии выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:
1. Чем кустарник отличается от дерева?
2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?
3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?
4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?
5. Какие плоды преобладают у кустарников?
6. Как они распространяются?
7. У каких растений быстрее желтеют листья - у деревьев или кустарников?
В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:
Почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, - к урожаю на будущий год";
"Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы".
Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).
"Многорук, а нога одна" (дерево).
"Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза)
"Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет" (лист).
"Летом одевается, зимой раздевается" (растения)
В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.д.елаю вывод, придав материалу целостность.
VI. Напоминаю о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.
По результатам экскурсии провожу обобщающий урок.
Свои восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке.
Отчеты проверяю и оцениваю:
На обобщающем уроке подводим итог экскурсии по двум видам работ, предусмотренных в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями.
Подобно осенней экскурсии я провожу зимнюю и весеннюю экскурсии. Это дает возможность собрать данные в разные сезоны года, а затем сравнивать их.
Страницы: 1, 2, 3