Цель опыта: показать, что дыхание необходимо для роста проростков.
Объекты и оборудование: проросшие семена с корнем длиной 0,5-1 см одной культуры - пшеницы, ржи, фасоли, гороха; два (четыре) пробирки с пробками; прибор для получения углекислого газа; кристаллизатор или тазик с водой.
Постановка опыта. В две (четыре) предварительно смоченные водой пробирки помещают по одному проросшему семени, отмечают (записывают) длину корня и ростка. В одной (двух) пробирке оставляют атмосферный воздух, а в остальных заменяют его на углекислый газ (способом вытеснения воды), исключая возможность дыхания семян в этих пробирках. Все пробирки закрывают плотно пробками и кладут рядом. Продолжительность опыта два дня. При демонстрации опыта на уроке важно отметить прирост в длину растений из контрольной пробирки, там, где был атмосферный воздух. А также обращают внимание учащихся, что в опытных пробирках мы этого явления не наблюдаем, что позволяет сделать только один достоверный вывод: при росте и дыхании проростки используют кислород.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
С целью изучения рациональности использования эксперимента в качестве метода преподавания на развитие общепредметных и специальных умений и навыков, а также личностных качеств ученика и повышения качества знаний по предмету биология были проведены следующие исследования:
· изучение отношения учащихся к предметам (по О. Илей);
· удовлетворенности отношений учителя биологии к своим ученикам
· определение уровня развития познавательных способностей учащихся (по Б. Блуму);
· анализ успеваемости по предмету.
В ходе проведения исследования нам удалось установить влияние использования данного метода на:
* развитие познавательных способностей личности ученика;
* формирование положительной мотивации учения;
* развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи;
* удовлетворение потребности личности в общении, познании, уважении, творчестве, самоактуализации и самоутверждении.
Исходя из результатов представленных в таблицах 3.1., 3.2., можно сделать вывод о том, что применение эксперимента в качестве метода преподавания биологии рационально и может достаточно ощутимо влиять на изменение атмосферы урока в целом.
Так, на начало исследования 54, 1% учащихся свое отношение к предмету биология выразили как положительное (таблица 3.1.), а концу исследования - 70,8%. Таким образом, прирост числа учеников положительно относящихся к данному предмету составил -16,7%, что говорит не только об изменении психологического климата на уроке, но в первую очередь показывает изменение мотивации учения. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, а становится такой формой обучения, когда формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен идеями, информацией, способами деятельности, ситуациями озарения и творчества. В конечном счете, ученик испытывает ощущения успешности и самоутверждения.
Такое изменение ситуации на уроке показывает и тест на выяснение удовлетворенности отношением учителей к ученикам. Так на начало исследования положительное отношение учителя биологии к своим ученикам составило 62,5% (таблица 3.2.), а на конец исследования - 83,3%, что также указывает на изменение атмосферы на уроке в лучшую сторону, в сторону уважения, творчества и самоактуализации.
Сводная карта изучения отношения учащихся к предметам (по О.Иллей)
Выборка для предмета « биология»
Школа: Элвгинская средняя общеобразовательная школа класс 6
Классный руководитель: Нармаева Г.М. Количество опрошенных -24
Таблица 3.1. Отношение к предметам (биология)
Положительное
Безразличное
Отрицательное
Декабрь 2009 года
13
9
2
Январь 2010 года
14
8
Февраль 2010 года
17
7
--
Таблица 3.2. Удовлетворённость отношением учителей к ученикам (биология)
15
1
19
4
20
-
Анализ данных по уровню развития познавательных способностей учащихся показал, что в период проведения работы с классом произошел рост числа учащихся находящихся на уровне «понимание» и «применение», однако количество учеников достигших уровня «синтеза» и «оценки знаний» в исследуемом классе мало. Данные педагогического исследования фиксировались в декабре 2009 года, далее в январе и в феврале 2010 года, таким образом, мы получили результаты представленные в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Определение уровня развития познавательных способностей учащихся (по Б. Блуму)
уровни
Кол-во учащихся
Знание
16
11
Понимание
Применение
3
Анализ
Синтез
Оценка знаний
Анализ заданий выполняемых учащимися во время выполнения экспериментальных работ, либо на уроках по закреплению материала дает возможность выявить уровень способностей данного ученика на период диагностики:
· Задания III уровня соответствуют «знанию» и «пониманию»;
· II уровня - «применению»;
· I уровня - «синтезу» и «оценке знаний».
Если ученик выбирает и справляется с заданиями только III (облегченного) уровня знаний, уровень развития его познавательных способностей находится в пределах минимального уровня требований «знания» и уровня «понимания». Основная часть учащихся 6 класса в декабре 2009 г. находилась на этом уровне (таблица 3.3.).
С применением эксперимента как метода обучению предмета биология 4,16% учеников вышли на следующие уровни познавательных способностей, таких «применение» и «анализ», а на конец исследования количество таких учеников вышедших на этот уровень составило 12,5%
Учащийся, справляющийся с заданиями I уровня, находятся соответственно, на уровне «синтез» и «оценка знаний». В феврале 2010г. на уровень «синтеза» вышел один учащийся, что составило 4, 16% от числа учеников участвующих в исследовании. Этот уровень характеризуется умением комбинировать элементы, для получения целого, обладающего новизной, умением оценивать значение того или иного материала, анализа ошибок, применение на практике полученных знаний.
Использование данного метода в процессе преподавания биологии в общеобразовательной школе показало значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «хорошо» и «отлично».
Таблица 3.4. Успеваемость по предмету «биология»
Оценки
Декабрь 2009 г.
Январь 2010 г.
Февраль 2010 г.
«5»
5
«4»
«3»
12
«2»
Из таблицы 3.4. видно, что за период исследования изменилась успеваемость учащихся по предмету «биология».
В первый месяц исследования количество учеников, имеющих оценку «5» было всего двое, что составило 8,3 % а в январе и феврале 2010 г. их стало 5- 20,8% от числа учащихся так, часть учеников, имеющих хорошие оценки стали учиться лучше, и перешли в ранг «отличников» (таблица 3.4.).
Сократилось число учеников, имеющих удовлетворительные оценки с 58, 3% до 37,5%.
Полученные данные позволяют сделать выводы о влиянии эксперимента как метода преподавания биологии на развитие познавательных способностей учащихся, а также дают возможность определить динамику развития познавательных интересов.
Однако следует помнить, что изменение качества образовательного процесса, в ходе нашего исследования было значительно в плане изменения мотивации обучения и изменения атмосферы проведения урока, что касается темпов формирования как общепредметных так и специальных умений и навыков можно говорить о постепенном улучшении этих качеств у учащихся. В связи с этим, можно говорить о недостаточности применения только одного метода обучения, и значимости применения разнообразных дополнительных методов исходя из уровня подготовки и сформированности основных учебных умений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ материала полученного в ходе нашего исследования позволяет сделать следующие выводы и выработать следующие предложения:
1. Роль эксперимента в обучении естественным наукам огромна, так как она определяется содержанием предмета, а также возрастными психологическими особенностями детей.
2. Значительное количество предусмотренных программой опытов при изучении раздела «Растения» позволяют учителю использовать богатые возможности эксперимента для обучения, развития и воспитания учащихся.
3. Особенностью биологических опытов в разделе «Растения» является то, что с их помощью изучается сложные процессы жизнедеятельности растения, для понимания которых у учащихся еще нет или недостаточно знаний по физике, химии и некоторых других, составляющих практический опыт человека.
4. На начало исследования 54, 1% учащихся свое отношение к предмету биология выразили как положительное, а концу исследования - 70,8%. Прирост числа учеников положительно относящихся к данному предмету составил -16,7%, что свидетельствует об изменении психологического климата на уроке, а также показывает изменение мотивации учения.
5. Такое изменение ситуации на уроке показывает и тест на выяснение удовлетворенности отношением учителей к ученикам. Так, на начало исследования положительное отношение учителя биологии к своим ученикам составило 62,5%, а на конец исследования - 83,3%. Данный факт также указывает на изменение атмосферы на уроке в лучшую сторону, в сторону уважения, творчества и самоактуализации.
6. Анализ данных по уровню развития познавательных способностей учащихся показал, что в период проведения работы с классом произошел рост числа учащихся находящихся на уровне «понимание» и «применение», однако количество учеников достигших уровня «синтеза» и «оценки знаний» в исследуемом классе мало.
7. Использование данного метода в процессе преподавания биологии в общеобразовательной школе показало значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «хорошо» и «отлично».
8. Полученные данные позволяют сделать выводы о эффективности использования эксперимента как метода преподавания биологии, и его влиянии на развитие познавательных способностей учащихся,.
9. Изменение качества образовательного процесса, в ходе нашего исследования было значительно в плане изменения мотивации обучения и изменения атмосферы проведения урока, что касается темпов формирования как общепредметных так и специальных умений и навыков можно говорить о постепенном улучшении этих качеств у учащихся.
10. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что можно говорить о недостаточности применения только одного метода обучения, и важности применения разнообразных дополнительных методов исходя из уровня подготовки и сформированности основных учебных умений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 327 с.
2. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
3. Васильева Е.М., Горбунова Т.В. и др. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. - М.: Просвещение, 1978. -135 с.
4. Викторов Д.П. Малый практикум по физиологии растений. - М.: Высшая школа, 1984.- 67с.
5. Верзилинн Н.М. и Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.:Просвещение,1972.-288с.
6. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб, 1994.
7. Загвязинский В.И. Дифференцированный подход в обучении. // Народное образование,1968.-№10.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения современная интерпретация. - М.,2001.- 186 с.
9. Ильинская И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.,:Знание,1985.-80с.
10. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М .,1968.-288с.
11. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: Каро.,2004. - 367с.
12. Комиссаров Б.Д. Методические проблемы школьного биологического образование. М.:просвещение,1991.-160с.
13. Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 292с.,с илл.
14. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М, 1998. -288с.
15. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М., Знание, 1976.-64с.
16. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение. 1971. -279с.
17. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание. 1975. - 62 с.
18. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. //Вопросы психологии. 1982. №4. c - 5-17.
19. Мягкова А.Н., Орлов В.А, Дифференциация обучения биологии в школе,1990.-№1.
20. Никишов А.И., Мокеева З.А Внеклассная работа по биологии. - М.: Просвещение, 1980. -75с.
21. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.: Кн. 2. Психология образования. М.? Просвещение ВЛАДОС, 1995. -496с.
22. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы. Резниченко М.А. // Вопросы психологии. 1986. -№3.
23. Педагогика школы. Учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. Под ред. чл.-кор.АПН СССР Щукиной Г.И. М.: Просвещение, 1977. - 320 с.
24. Полат Е.С. Педагогические технологии 21 века //Современные проблемы образования. - Тула, 1997.
25. Познавательные процессы и способности в обучении? Учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.: ил.
26. Рабунский Е.С. Исследовательский подход в процессе обучения школьников.М.,:Педагогика,1975.-184с.
27. Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. - М.: Просвещение, 1980. -102 с.
28. Денисова А. В. Применение модели "Таксономия Блюма" в оценке эффективности обучения. - Управление персоналом, 2005, № 12.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.-M.: 1946
30. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: - М., 1992
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5