Рефераты. Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

p align="left">В обобщении можно сказать, что В. Вульф (1947 г.) выделил те характеристики рисунка, которые позже будут объектом интерпретации у других авторов.

Новизна работ В. Хюлса (1951, 1952 гг) состоит в том, что он анализирует сам процесс рисования (использование карандашей, стирание нарисованного, вычеркивания, сомнения, эмоциональные реакции, спонтанные комментарии). Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к рисуемым деталям, об общем его эмоциональном состоянии.

Дальнейшее развитие анализа "Рисунка семьи" представляет модификации методики Л. Кормана (1964 г.), Р. Бернса, С. Кауфмана (1972 г.) Модификацию Л. Кормана следовало бы считать продолжением самостоятельных работ и "Рисунка семьи" во французской психологической школе. Согласно этой модификации дети рисуют не "семью" или "свою семью", как у В.Вульфа и В. Хьюилса, а "семью, как ты ее себе представляешь". Автор анализирует рисунок в трех аспектах:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность выполнения рисунка, использование пространства);

б) формальная структура (пропорции частей тела, динамичность рисунка, расположение членов семьи);

в) содержание (исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет рисунок).

Л. Корман оригинален и в том, что вводит серию вопросов, которые можно разбить на три группы:

Открытые, провокационные вопросы, подталкивающие ребенка на открытое обсуждение чувств.

"Социометрические" вопросы, в ответ на которые ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор.

Вопросы, направленные на выяснение, какой смысл для ребенка имеют нарисованные ситуации, определенные детали.

В настоящее время наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана (1972 г.) - "Кинетический рисунок семьи". Модификаторы исходили из факта, что при обычном задании "нарисуй свою семью" ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Попытались обеспечить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: "Нарисуй рисунок, в которой каждый член семьи что-нибудь делает". Эти авторы предложили свою схему интерпретации, выделили четыре клинически значимых уровня анализа:

а) характеристики индивидуальных фигур "Кинетического рисунка семьи";

б) действия в "Кинетическом рисунке семьи";

в) стиль;

г) символы.

В работах советских авторов обращается внимание на связь между особенностями "Рисунка семьи" и внутрисемейными межличностными отношениями (Кольцова Н.Н., 19809 г., Мухина В.С., 1981 г.). Опыт применения "Рисунка семьи" как методики исследования межличностных отношений освещает А.И. Захаров (1977, 1982 гг).

В частности, на основе своего клинического опыта А.И. Захаров (1977 г.) утверждает, что в рисуночной пробе "семья" заключены большие диагностические возможности. Он применяет несколько отличный от описанных вариант методики, состоящий из двух заданий. В первом вспомогательном задании ребенку предлагается нарисовать в четырех комнатах, расположенных двухэтапно, но по одному из членов семьи, включая себя. При анализе рисунка имеет значение характер размещения по этапам членов семьи и кто из них находится рядом с ребенком. Обычно это наиболее эмоционально близкое лицо. Во втором основном задании дети рисуют семью без каких-либо дополнительных инструкций.

Несмотря на различия в проанализированных схемах интерпретаций, вариации процедур у составителей рисуночных методик, можно выделить основные аспекты интерпретации рисунка, к которым относятся:

а) интерпретация структуры рисунка семьи;

б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; интерпретация процесса рисования.

Диагностическая процедура

Информация о семейной ситуации исследуемого ребенка:

помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи;

семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего;

как ребенок воспринимает взаимоотношение с другими членами семьи и свое место в семье;

как ребенок решает проблему актуальных семейных отношений.

Инструменты: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш 2М, ластик.

Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй вою семью, так чтобы ее члены были чем-либо заняты"

Анализ (количественная оценка):

Формальные признаки:

качество линии рисующего;

положение объектов рисунка на бумаге;

стирание рисунка или его отбельных частей;

затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательные признаки:

изображаемая деятельность членов семьи;

взаимодействие и расположение членов семьи;

отношение вещей и людей на рисунке.

План анализа:

Анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи);

Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи:

различия в стиле рисования;

количество деталей;

схема тел отдельных членов семьи.

Анализ процесса рисования:

последовательность рисунка;

комментарий;

паузы;

эмоциональные реакции во время рисования.

Структура:

Не все члены семьи на рисунке - не рисуют тех, с которыми находятся в конфликтных отношениях (на другой стороне листа), отсутствие себя - болезнь депривации;

Рисуют тех, кто не входит в состав семьи - переживания относительно развода, смерти и т.п.;

Расположение: нейтральные взаимоотношения, психологическая близость. Предметы между членами семьи - проекция понимания, что разделяет (отец за газетой, мать у плиты);

Общая деятельность: нейтральные и положительные взаимоотношения. Общая деятельность соединяет нескольких членов семьи - наличие группировок в семье.

Все фигуры очень маленькие и в нижней части листа - депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;

Преобладание на рисунке вещей (мебель) - эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации, она тревожит его и как бы откладывает рисование членов семьи, а рисуют вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

Особенности:

Ребенок наиболее детализирует фигуру наиболее любимого члена семьи, рисунок не полный, без деталей, иногда без основных частей тела - отрицательное отношение;

Штриховка в изображении главных членов семьи - тот с кем сложились аффективные связи, конфликтные, тревожные отношения, перерисовка и стирание - эмоционально неоднозначные отношения;

Величина: неадекватное увеличение (младшая сестра - о внимании, которым она окружена в представлении ребенка);

Стиль рисования позволяет определить, с кем ребенок идентифицирует себя (совпадение стилей);

Линия: прерывистая, слабая - неполноценность; зачеркивание - враждебность; сильный нажим - тревога.

Процесс:

Отговорки - это понятно и нормально "... тут не столько важно красиво рисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи;

Многочисленные отговорки, прикрывание рисунка рукой - недоверие к своим силам, неуверенность в себе, потребность в поддержке;

Начинает с того, к кому лучше относится;

Пауза перед рисованием той или иной фигуры - эмоционально-неоднозначное или негативное отношение ребенка.

Метод анкетирования является дополнительным. При этом использовался текст анкеты опубликованной в психологической литературе (16, с.-135.). Анкета представлена в приложении 1. Анкета-опросник состоит из пяти шкал, где в значительной степени учтены детско-родительские отношения.

"Принятие - отвержение". Шкала выявляет интегральное эмоциональное отношение к ребенку. На одном полюсе шкалы находятся родители, которым нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы. На другом полюсе оказываются родители, которые воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Они не доверяют ребенку.

"Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержание этой шкалы раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует его переживаниям. Он сознательно занимается воспитанием и развитием ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность, стремится быть на равных. Родитель доверяет ребенку, в спорных вопросах может принять его точку зрения.

"Симбиоз" - шкала выявляет межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда.

"Авторитарная гиперсоциализация" - выявляет форму и направление контроля за поведением ребенка. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление самоволия его наказывают. Родители пристрастно следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные особенности, мысли, чувства.

"Маленький неудачник" - выявляет особенности восприятия и понимания ребенка родителями. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его не успешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Опросник предлагается родителям в напечатанном виде со следующей инструкцией: "Ответьте на вопросы анкеты с максимально возможной откровенностью. Знаком "+" отмечайте высказывания, с которыми Вы согласны, знаком "-" - с которыми не согласны".

Не менее важным в нашей работе был метод наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения мы включали стандартные схемы и условия, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения.

Материалом для анализа продуктов деятельности служили рисунки детей, выполненные ими в период тренинговых занятий.

Наша опытно-экспериментальная работа была связано с изменениями в программе занятий, поэтому привлекать всех детей к ее проведению не представлялось возможным. Определение состава экспериментальной группы осуществлялось методом тестирования.

Второй этап - основной. Данный этап исследования включал в себя:

проведение диагностических срезов с целью изучения эмоционального статуса дошкольников - констатирующий эксперимент, представленный в параграфе третьем данной главы;

организацию и проведение учебных занятий в дошкольном учреждении - формирующий эксперимент, описанный нами во втором параграфе данной главы.

Третий этап нашего исследования - обобщающий. Данный этап включал в себя проверку и обобщение результатов проведенной нами опытно-экспериментальной работы.

2.2 Организация и проведение учебных занятий в дошкольных учреждениях

Дошкольный возраст - это период бурного роста физических и духовных сил ребенка. В первые 7 лет жизни интенсивно развиваются различные способности, происходит овладение простейшими нравственными нормами, складываются черты характера. Поэтому дошкольное воспитание имеет решающее значение в общей системе народного образования. В целях планомерного и систематического влияния воспитателя на всех детей в группе обучение в детском саду ведется как организованный процесс в форме занятий.

На сегодняшний день дошкольные учреждения перестраиваются. Их основная задача - организовать свою деятельность в обновленном содержании.

Эффективность работы дошкольных учреждений в значительной мере зависит от обновления педагогического процесса и отношения к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности.

Современные ученые выделяют основу для построения нового стиля общения, она составляет правило, которого следует придерживаться взрослому: "понимание, принятие и признание личности". Понимание - означает умение видеть ребенка "изнутри", способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка ("прочитать мотивы его поведения"). Принятие - означает безусловно положительное отношение к ребенку его индивидуальности - независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Признание - это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем (10).

Современные воспитательные воздействия исключают риск нанесения душевной травмы малышу. Доброму, умному педагогу ясно, что ребенку свойственно переживание целостности и слитности себя с миром.

Доброжелательность, юмор, умение прощать и вступать в позицию ребенка, обеспечить психологическую защиту перед неудачей, насмешкой, создает атмосферу контакта взрослого и ребенка.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения детей в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.

В традиционной методике развития речи ребенка имело место большое количество специальных занятий, но и изменить характер взаимодействия педагога с детьми, тем самым увеличив активные действия ребенка, как практические, так и речевые.

Организуя целенаправленные занятия, использовать новую форму "развитие познавательных способностей и речи", на которых речь является средством мыслительных умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Исходя из современных требований к обучению дошкольников, можно выделить следующие условия по проведению занятий в дошкольном учреждении: придание обучению на занятии развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса, роли педагога; конструирования педагогом гуманизированного педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности (10).

При планировании занятий учитывается доступность материала, даваемого детям, развивающий и воспитывающий характер, занимательность, последовательность в усложнении познаваемых свойств, качеств объектов и явлений, устанавливаемых между ними связей и зависимостей.

Содержание подбирается таким образом, что возможна реализация любой познавательной задачи через разные виды деятельности: наблюдение, использование художественной литературы, театрализованные игры, рисование, математические игры и т.д.; возможно включение всех детей в выполнение какого-либо планового или повседневного занятия.

Уделяется должное внимание играм и упражнения, способствующим развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей, логического и наглядно-образного мышления, а так же сенсорных способностей; применению моделей в разных видах детской деятельности: математической, литературной, природоведческой и др.; освоению норм и правил этикета.

Назначение занятий (учебно-игровой деятельности) - в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка; в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога. Обучение детей должно быть увлекательным, проблемно-игровым, обеспечить субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам, имеют интегративный характер.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественно использование наглядно-практических методов и способов организации: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, игровых проблемных ситуаций и т.д.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразней детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности и первые творческие проявления (17). Вот поэтому все чаще стали использовать занятия проблемного характера, важно, чтобы ребенок ощутил удовольствие и радость от общения со взрослыми, которые вовремя приходят ему на помощь, помогают найти ему выход из трудного положения, играют вместе с ним и при этом не используют побочные средства для привлечения внимания. На первый план выдвигается собственная познавательная активность. Ему не преподносят готовые знания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.