Рефераты. Эстетическое воспитание детей

p align="left">Сюда же относится всегдашняя ложная манера говорить с детьми в уменьшительных и ласкательных выражениях и превращать лошадей в лошадок, собак -- в собачек и дома -- в домики. Взрослому представляется, что ребенку все должно представляться маленьким. А между тем совсем напротив -- гораздо психологичнее поступил бы тот, кто не преуменьшал бы предметы в детском представлении, но преувеличил их естественные размеры. Когда ребенку про лошадь, которая кажется ему громадной и огромной, говорят лошадка, в нем коверкают и истинное чувство речи, и представление о лошади, не говоря уже о том ложном и слащавом отношении ко всему, которое устанавливается такой системой речи. Язык есть тончайшее орудие мысли; коверкая язык, мы коверкаем мысль. Если бы хоть одна воспитательница подумала, какую эмоциональную бессмыслицу она произносит, когда говорит ребенку: «Побьем собачку» или «Собачка тебя укусит», то, наверное, ужаснулась бы той умственной путанице, которую вызывает в мыслях ребенка. И если есть что-либо действительно отталкивающее и невыносимое в детской литературе и искусстве, то именно ложное подлаживание взрослого под психику ребенка.

Другой взгляд -- относительно необходимости изживания детьми первобытных верований и представлений в сказке -- также не выдерживает серьезной критики и падает вместе с тем биогенетическим законом, на котором он основан. Никто еще не показал, что ребенок в развитии повторяет историю человечества.

Значит ли это, что сказка должна считаться окончательно скомпрометированной и осужденной на полное изгнание из детской комнаты вместе с тем ложным и фантастическим представлением о мире, которое оказывается психически вредоносным. Не вполне. Несомненно, что значительная часть наших сказок, как основанных на этой вредной фантастике и не заключающих в себе никаких других ценностей, должна быть оставлена и забыта возможно скорее. Но сказанное не означает, что эстетическая ценность фантастического произведения оказывается под запретом для ребенка.

Напротив того, основной закон искусства требует такого свободного комбинирования элементов действительности, такой принципиальной независимости от житейской правды, что в эстетике стирается всякая грань, отделяющая фантастику от правды. В искусстве все фантастично или все реально, потому что все условно, и реальность искусства означает только реальность тех эмоций, которые с ним связываются. На самом деле, дело вовсе не в том, может ли в действительности существовать подобное рассказываемому в сказке. Ребенку важнее знать, что этого в действительности никогда не было, что это только сказка, и чтобы он приучился реагировать на это как на сказку; и, следовательно, перестал возникать сам собой вопрос о том, возможно в действительности подобное.

Преимущественное значение сказки базируется на чрезвычайно понятных особенностях детского возраста. Дело в том, что процесс взаимодействия между организмом и миром, к которому сводятся в конечном счете все поведение и психика, находится у ребенка в самой нежной и неоформленной стадии и поэтому особенно остро ощущается потребность в каких-нибудь организующих эмоцию формах. Иначе огромные массы впечатлений, ложащиеся на ребенка, с которыми он не в состоянии справиться, подавили бы и привели в смятение его психику. В этом смысле умной сказке принадлежит оздоровляющее и целебное значение в эмоциональной жизни ребенка.

«Эмоции, не реализованные в жизни, находят выход и выражение в произвольном комбинировании элементов действительности, и прежде всего в искусстве. При этом надо вспомнить, что искусство не просто дает выход и выражение той или другой эмоции, но всегда разрешает ее и освобождает психику от ее темного влияния.

Это сближает психологическое действие сказки с игрой. Эстетическое значение игры сказывается не только в ритмизации детских движений, в усвоении примитивных мелодий в таких играх, как хороводы и т. п. Гораздо серьезнее то, что игра, являясь с биологической точки зрения подготовлением к жизни, с психологической стороны раскрывается как одна из форм детского творчества. Приведенный выше закон некоторые психологи называют законом двойного выражения чувств -- и вот этому «двойному выражению» и служит игра. Ребенок в игре всегда творчески преображает действительность. Люди и вещи у него легко принимают новый смысл. Стул для него не просто изображает поезд, лошадь, дом, но как таковой реально участвует в игре. И это преображение действительности в игре всегда направляется эмоциональными запросами ребенка. «Мы не потому играем, что мы молоды, но нам дана молодость для того, чтобы мы могли играть» -- эта формула К. Грооса вернее всего выражает биологическую природу игры. Ее психологическая природа всецело определяется тем двойным выражением эмоций, которое осуществляется в движениях и в организации игры. Художественная сказка, как и игра,-- естественная эстетическая воспитательница ребенка»/2, с.156/.

Глава 2. Эстетическое воспитание и его отражение в реальном учебно-воспитательном процессе

2.1. Краткая характеристика объекта исследования

Работа над темой курсового проекта проводилась в начальном классе общеобразовательной школы №3. Для изучения в соответствии с темой проекта мне необходимо было узнать поближе группу ребят и их педагога- преподавателя. Классный руководитель - Ольга Николаевна с этой группой ребят с 1-го класса. В этом году 3-А класс выпускается и переходит в среднюю общеобразовательную школу №3.

В классе 35 учащихся. Эти дети с первого класса изучают английский язык и готовятся войти в состав лицейных классов школы № 3 со следующего учебного года.

Коллектив со слов классного руководителя достаточно непростой. Родители многих ребят отдали их в этот класс, следуя соображениям престижа. Между тем в течении 1-го года обучения отсеялось около 1/3 принятых в первый класс. Окончательно сформировался коллектив только к середине третьего года обучения.

Очень много проблем возникало у преподавателя в работе с классом из-за неуравновешенного характера многих учащихся. На сегодняшний день успеваемость класса на достаточном уровне - это 30 учащихся, высокий уровень имеют 5 учеников. Этот результат - безусловное свидетельство педагогического мастерства Ольги Николаевны. И хотя преподаватель, не имеет наград и почестей на официальном уровне, все родители шестилеток стремятся отдать своих деток только к ней в класс. Это обстоятельство послужило и моему выбору данного класса и педагога. Я не ошибся в своих предположениях и с вниманием отнесся ко всем тем урокам и мероприятиям, беседам этого педагога. Все что я услышал и увидел, легло в основу данной главы, как иллюстративный материал к теме моего исследования.

2.2 Исследование приемов эстетического воспитания на школьных уроках и мероприятиях

Первый урок, который я посетил, поразил меня простотой и законченностью, элементами творчества учителя. Это был обычный средний урок изобразительного искусства, который проводила Ольга Николаевна. Ниже я привожу конспект преподавателя при подготовке к этому занятию.

Тема урока:

Рисование с натуры репейника (или кактуса) со злым колючим «характером» и рисование с натуры нежного и хрупкого цветка.

Задача урока: Научиться пользоваться карандашом и ластиком, изучить различные по характеру линии, научиться передавать с помощью линий эмоциональное состояние и грамотно располагать изображение на листе (оно не должно быть слишком маленьким или очень большим, не должно располагаться в углах или на кромке листа).

Материалы:

Простой карандаш, цветные карандаши, мягкий и удобный для детской руки ластик, плотная белая бумага.

Сказка:

В сказочной стране был волшебный сад. В нем росли разные растения. Хотя такие растения ты не раз видел у себя на подоконнике, или на даче, или в лесу, но обычно ты не можешь услышать, как они разговаривают, и, конечно, ты догадываешься, что у каждого из этих растений есть свой характер. В этой же волшебной стране рос злюка-репейник. Он ни с кем не хотел дружить и поэтому выставлял свои острые иголки, чтобы к нему никто не приближался и не заслонял солнышка. Рядом с репейником рос нежный тюльпан. Он тоже любил солнце и стремился к его теплым лучам. Но репейник загораживал тюльпан. И чтобы листья тюльпана могли хоть чуточку погреться на солнышке, он вытягивал свои листья и стебель вверх. В результате его линии стали плавными, удлиненными. Чем больше тюльпан стремился к солнышку, тем больше злился репейник и выставлял свои острые иголки, колючие листья. Гуляя по саду, Принц-Карандаш увидел бледный тюльпан, позвал цветные карандаши, чтобы тюльпан стал ещё краше. Карандаш нарисовал тюльпан очень плавными линиями, вдоль контура его раскрасили цветные карандаши. А репейник решили вовсе не раскрашивать. Линии, которыми Принц-Карандаш рисовал репейник, были острыми, жесткими, резкими, а штрихи короткими, как бы повторяющими множество мелких иголочек на стебле репейника.

Содержание урока:

Найдите у себя дома или в саду два разных по характеру растения, подумайте, кал из них нежное и хрупкое, какое сильное крепкое, а какое -- злое и колючее. Попробуйте с помощью линий передать их характер

Сначала определите местоположение на листе, помня при этом, что изображение не должно быть слишком большим или слишком маленьким. Тоненькими линиями делите высоту и ширину цветка. Такими тонкими линиями прорисуйте в основном контур листьев и стебля бутона. Научите пользоваться ластиком, если видите, что изображение не очень удачное. Теперь, когда тонкими линиями прорисовано основное, ответьте на вопрос:

Какой характер у растений?

Контур растения, наиболее удачные линии контура можно прорисовать более плотными линиями.

Внимательно посмотрите на натуру. Как вы думаете, какой характер у вашего растения? Какими линиями можно более точно передать поверхность листьев? Обратите внимание на то, что линия не на всём изображении имеет одинаковую толщину. Где-то она более плотная, где-то -- более тонкая. Чем отдаленнее от вас листочки или веточки, тем тоньше должна быть линия. Чем ближе детали растения, тем плотнее линия.

Теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте изображение. Штрихи не должны выходить за контур, прорисованный простым карандашом. Цветные штрихи должны повторять контур, подчёркивать форму предмета. Штриховка накладывается аккуратно. Попробуйте наносить штриховку на небольшом листочке, а уже потом приступайте к своему основному рисунку.

Мои выводы по уроку таковы:

План этого урока соответствует обычным правилам конструирования, но между тем само содержание урока, его эмоциональная окраска очень высокого уровня. Педагог умело обращает внимание детей на основные характерные особенности растений, учит отражать характер цветка на бумаге, формирует целостное художественное представление. Занятие сделано большой подготовительной работой: занятие предвосхищено сказкой, найден подходящий сюжет, принесены из дома разные цветы и растения, в доступной и высокоэстетичной форме преподнесены представления о различных характеристических особенностях растений.

Развитие умения проектировать педагогический процесс имеют большое значение в современной школе. Основой этого умения являются такие психические качества, как живость воображения и логичность мышления, также общие навыки планирования. Я был зрителем учебно-воспитательного мероприятия, которое Ольга Николаевна проводила со своими выпускниками, теперь уже учащимися 8-го класса для своих третьеклассников. Это был утренник «Проводы Зимы». Сценарий этого мероприятия приводится в Приложении 1 данного курсового проекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.