Рефераты. Этапы творческого процесса и их реализация в обучении

Приложение 1

Таблица № 1 Функции творческих заданий

Типы творческих заданий

Адаптированные методы

Функция использования метода

Задания, направленные на познание признаков объекта и обучение анализу ситуации

Дихотомия

Формирование у дошкольников умения выделять разнообразные признаки объектов, производить группировку предметов по выявленным характеристикам, анализировать ситуации.

-- // --

Системный подход

С помощью алгоритма системного мышления упражнять детей в познании объекта как системы.

-- // --

Диалектический подход

Формировать у детей способность чувствовать и решать противоречия.

-- // --

Эвроритм

Познавать объект средствами изменения его количественных и качественных характеристик и прогнозировать развитие объекта и его функции.

Задания, направленные на формирование умений преобразовывать объекты и ситуации

Мозговой штурм

Формировать у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальное решение задачи.

-- // --

Морфологический анализ

Формировать у детей умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.

-- // --

Каталог

Учить ребенка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия.

-- // --

Метод фокальных объектов (МФО)

Учить детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств.

-- // --

Синектика

Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.

-- // --

Приемы типового фантазирования (ПТФ)

Формировать у детей умения делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы), с помощью приемов, заданных педагогом или выбранных самим дошкольником.

Приложение 2

Таблица 2 Сопоставление уровней нравственной воспитанности и креативности свободной жизнедеятельности

Уровень нравственной воспитанности

Уровень креативности свободной жизнедеятельности

Вероятность ожидаемых совпадений

Вероятность реальных совпадений

Низкий

низкий

средний

высокий

0,08

0,13

0,19

0,17

0,10

0,12

Средний

низкий

средний

высокий

0,11

0,18

0,25

0,02

0,23

0,28

Высокий

низкий

средний

высокий

0,01

0,02

0,03

0,01

0

0,08

Высокий: Наличие в структуре занятий всех видов созидательной деятельности (самообразование, самодеятельное творчество, общественно полезная работа), и достаточно насыщенных, т. е. представленных несколькими занятиями.

Средний: Имеет место только один вид творческой деятельности, но и он представлен очень бедно. Например, из общественно полезной деятельности реализуется только участие в собраниях, заседаниях, митингах или из самодеятельного творчества - коллекционирование.

Низкий: В спектре занятий по собственному выбору отсутствует творческая деятельность, а представлены только занятия развлекательного характера, например, теле - и видеосмотрение, настольные игры и т. д.

Приложение 3

Таблица 3 Структура способов учебно-исследовательской деятельности в интерпретации различных авторов

Элементы способов учебно-исследовательской деятельности

Авторы

Разумовский В.Г.

Андреев В.И.

Вилькеев Д.В.

Цыркун И.И.

Голин Г.М.

Васильева Т.Н.

Карлащук А.Ю.

Наблюдение (анализ исходных фактов)

+

+

"*

+

+

Анализ проблемной ситуации

+

+

Осмысление и принятие мотивов УИД

+

+

Изучение литературы

+

Выделение и осознание учебной проблемы

+

+

+

Формулирование основных идей исследования

+

+

Постановка целей и задач исследования

+

+

+

Формулирование рабочей гипотезы

+

+

+

+

+

+

Выбор методов и средств исследования

+

+

+

Самостоятельный поиск учащимися решения познавательных задач

+

+

+

+

Построение модели

+

+

+

+

Вывод теоретических следствий

+

+

+

Постановка и проведение эксперимента

+

+

-L.

Проверка правильности полученных результатов

+

+

+

Анализ полученных данных

+

+

+

+

Внесение коррективов

+

+

Формулирование выводов

+

+

+

Оценка результатов исследования

+

Рефлексия проделанной работы

+

Список использованной литературы

1. Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975

2. Дубовик М.В. Цыркун И. И. Эмацыянальныя працэсы i станы на запятках па физицы // Народная асвета, 1997, №№ 1-3.

3. Б.А Коллектив и мотивация i ворчества // Научное творчество / Под ред. Г Р.Микулинского и др. -М.: Наука. 1969.-446 с.

4. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности.-М., 1981.

5. Ю.Наумчик В.Н. Творческая личность. Минск, 1998.

6. Иванов Ю. А. Воспитание творческой личности в школе: пособие для руководителей и едагогов общеобразовательных школ / Ю. А. Иванов. -- \4н.: Экоперспектива, 2004. -- 146

7. Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы. - Брест. Изд-во Брестсл. ун-та. 1998. -- 125 с.

8. Осипенко, Л. Е., Тишурова А. И. О формировании исследовательских умений школьников -2004.-С. 3-15

9. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание.-М.,

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

11. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 642-643.

12. Лук А. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия. М, 1990.

13. Иванов Ю. А. Воспитание творческой личности: Дидактический аспект: Монография.-- . Изд-вс Брестск. ун-та. 2000. - 168 с.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. П. М, 1989.

16. Гелясин А. Е. Творческая личность: теория и практика //Адукацыя и выхаванне. 2006.№2.-С.5-9.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.