Рефераты. Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

21

Контрольная работа №1

Вариант №9

Этнопедагогические аспекты воспитательной

работы

2006

Содержание

  • Введение 2
  • 1. Понятие этнопедагогики и ее функции 4
  • 2. Духовные истоки народной педагогики 7
  • 3. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений 13
  • Заключение 20
  • Список литературы 22
Введение

Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.

Этическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности.

На сегодняшний день составной частью среднего образования должно стать этическое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации

Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству не-виданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштаб-ного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.

И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовы-вать свои творческие возможности, познавать мир и со-вершенствовать его. Для этого нужны мир и содружест-во всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и не-насилия.

Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессио-нальной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Сущес-твенную помощь в этом может оказать довольно моло-дая наука - этнопедагогика, объединяющая эмпири-ческие сведения о воспитании подрастающего поколения. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.

1. Понятие этнопедагогики и ее функции

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педаго-гические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимов-лияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного вос-питания. По определению Г. Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая куль-тура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречают-ся два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой: Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.

a. народная педагогика - это воспитательные тради-ции конкретной этнической группы;

b. этнопедагогика - обобщенное понятие, означаю-щее сравнительный анализ воспитательных тради-ций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемствен-ность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г. Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых». Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.

Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социу-ма, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопле-ния знаний, обретения навыков, умений, выполняет фун-кцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как от-ветственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созида-тельной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую пси-хологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

В воспитании человека ак-тивное участие принимали все: и стар, и млад, и сельс-кая община, и социальная среда. Основу народной педа-гогики составляют духовная культура, народные обы-чаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается до-статочно четкая дифференциация форм воспитания: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.

a. пословицы - для социально-этического;

b. загадки - для умственного;

c. песни - для эстетического, патриотического;

d. сказки - для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные сред-ства различных этапов развития общества.

В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: со-держательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение.

Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного воспитания. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.

Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание.

При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.

2. Духовные истоки народной педагогики

Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь пе-дагогической науки. Системные исследования в этой об-ласти начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания на-шла отражение и в педагогических работах К. Д. Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П. И. Ковалевского. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.

Проана-лизировав педагогическое наследие различных народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа - своя система воспитания. Опыт других наро-дов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемир-ной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педаго-гической системе, как бы ни была она стройная хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пи-тать собственные силы».

Народная педагогика - это духовный феномен, при-сущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, уста-новки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической де-ятельности народа. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.

Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С одной сторо-ны, классическая научная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методи-ческий инструментарий научной педагогики.

Впервые термин «этнопедагогика» был использован в нашей стране в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Программы по этнопедагогике в советское время разра-батывались в Чебоксарах, Москве, в педагогических ву-зах Северного Кавказа. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.

К сожалению, в советское время парадигма этнопедагогики базировалась на идеологическом подходе, и ее определяющим фактором был язык. При изучении этнопедагогики за основу принимался только национальный исторический опыт.

В редких случаях интегрировался опыт народного вос-нитания, накопленный этносами одной языковой груп-пы, например, адыго-черкесской.

Такой сугубо националь-ный подход нельзя признать объективным. П. А. Кропот-кин, как и другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия - главные истоки нрав-ственности.

Поэтому вполне естественно, что у ногайцев и ингушей, относящихся к разным языковым группам, вследствие близкого хозяйственного уклада сложились однотипные нормы неписаного права регулирования се-мейных отношений - адаты, а нартский эпос - это тво-рение и достояние и адыгских народов, и осетин, и бал-карцев, и карачаевцев, и народов нахской группы.

Рядом живущие ногайцы.и калмыки, исповедующие соответ-ственно ислам и ламаизм, имеют специфические черты народной этики. Таким образом, при изучении этнопеда-гогики истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая на-ука освободилась от. идеологических императивов, необ-ходима объективная интерпретация народных воспита-тельных традиций.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.