Рефераты. Философско-педагогические идеи представителей русского зарубежья

p align="left">Сергей Иосифович Гессен (1887-1950)

Образовательная концепция С. И. Гессена, являясь отражением его философских воззрений, предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем. Наиболее ярко и наглядно это проявляется в разработанной ученым «педагогике культуры». Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, «то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса». Ключевые понятия его философско-педагогической концепции - цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те «цели - данности», допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или «абсолютные». Это «цели в себе»: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - «культурные ценности» являются по существу «неисчерпаемыми заданиями», то есть «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». С. И. Гессен развивает концепцию культуры как «деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий». Рассматривая идентичность целей образования и целей культуры, С. И. Гессен выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей: сколько культурных ценностей, столько должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное). С. И. Гессен, осознавая кризисность состояния культуры, видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Особое место в педагогической концепции С. И. Гессена занимает проблема взаимоотношений внутренней свободы личности и внешней культуры. Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого -- отмена природного принуждения, воспитание внутренней силы свободы. Свобода, по мнению С. И. Гессена, есть «творчество нового, в мире дотоле He-существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить». Анализируя свободное самоопределение личности, С. И. Гессен выводит ее основополагающую формулу: «будь свободен -> будь самим собой --> стремись к высшему, чем ты». Система воспитания, предложенная С. И. Гессеном в «Основах педагогики», опирается на следующие принципы: учет личностных особенностей ребенка; последовательность в проведении воспитательных действий; организация силы и авторитет; учет физиологических и возрастных особенностей ребенка; трудовой принцип в воспитании; целостность умственного и физического воспитания. С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях: - говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть «естественный плод образования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы; - национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование; - всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства; - нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей. Основные педагогические сочинения: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Берлин, 1923; «Идеи трудовой школы и лабораторный план», Прага, 1923; «Педагогика Платона и современность», Берлин, 1923; «Образовательная политика в Советской России», совместно с Н. Ганцем (на англ. яз. ), Лондон, 1930; «О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности» (на польск. яз. ), Львов-Варшава, 1939; «Русская педагогика в XX веке» (на серб, яз. ), Белград, 1939; «Структура и содержание современной школы» (на польск. яз. ), Варшава, 1947.

2. Философско-педагогические идеи представителей Русского Зарубежья на рубеже 19 - 20 веков

Педагогическая наука в эмиграции связана с процессами вхождения деятелей русской эмиграции в иную культуру, создавая свои научные школы. Это научно-педагогическая школа С.И.Гессена в университете Лодзи в Польше, социально-педагогические школы П.А.Сорокина в США, Г.Д.Гурвича во Франции.

Деятели педагогической эмиграции часто рассматривали несколько идей: философско-образовательную, культурологическую, религиозно-педагогическую, педагогическую, принадлежа при этом к различным направлениям и школам. Это обусловило философский, педагогический, психологический, религиозный плюрализм, разномыслие их воззрений. На из воззрения влияло тяготение к славянофильству или западничеству. Влияли и взгляды на будущность России(монархической или республиканской). Но, не смотря на разные подходы, понятия Личность, Государство, Человечество, Религия, Культура, Нация определяли цели и задачи воспитания и образования личности. Педагоги Российского Зарубежья стремились сохранить православную религиозную традицию в образовании и воспитании детей.

Одной из важных идей была тема Свободы как ценности и цели воспитания, исследования ее философской и педагогической природы. К воспитанию свободы обращались Н.О.Лосский, И.А.Ильин, С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, многие другие, так как свобода в особой мере выражала отношение к личности, ее право на самоутверждение и развитие. Понятие свободы определяло собой и трактовку основных понятий педагогики образования и воспитания, развития и самовоспитания. «Надо воспитывать себя к свободе, надо созреть к ней, дорасти до нее, иначе она станет источником соблазна и гибели», - писал И.А.Ильин. С.И.Гессен рассматривал рационалистическую связь свободы и ответственности через творчество личности.

Наиболее яркими представительным явилось философско-образовательное направление педагогической мысли Российского Зарубежья, оно связано с именами Бердяева Н.А., Вышеславцева Б.П., Ильина И.А., Карсавина, ФранкаС.Л., Лосского Н.О., Федотова Г.П. и другими именами русских философов, высланных из России. Русская философия конца 19 - начала 20 веков была увлечена темой человека, смыслом его жизни и судьбы. Внимание философов к проблемам культуры, образования, воспитания, самопознания личности, духовной жизни в эмиграции и России оказали влияние на педагогику.

Дальнейшее развитие в Российском Зарубежье получило гуманистическое направление, воспринявшее идеи Канта и Западной реформаторской педагогики. К представителям этого направления можно отнести С.И.Гессена, А.П.Павлова, М.Н.Ершова, В.Д.Плетнева, С.О.Карцевского, В.А.Пейхеля и др. Они были сторонниками личностно-ориентированной социально-трудовой педагогики, проявляющей уважение к детскому «Я», создающей условия для самореализации личности и раскрывающей перед ней общечеловеческие ценности культуры.

В Российском Зарубежье сложились условия для развития русской религиозной педагогики. К этому направлению принадлежали В.В.Зеньковский, Н.Н.Афанасьев, К.А.Ельчанинов, Л.А.Зандер, И.А. Лаговский и другие. Ими разрабатывались на основе христианской антропологии принципы, формы и методы религиозного воспитания и образования в условиях эмиграции. Они отстаивали мысль об усилении связи религии с искусством, философией, литературой и наукой.

К концу 30-х годов в основном завершился поворот в целостной религиозно-педагогической пирамиды воспитания, основанной на христианской антропологии.

В эмиграции получили развитие и такие составляющие педагогики как дидактика, социальная педагогика, коррекционная педагогика, педагогическая психология, отдельные методики преподавания истории, литературы, русского языка.

Несомненный вклад в дидактику внес С.И.Гессен, выдвинувший идеи педагогического сотрудничества учителя и ученика, строящих учебный процесс на интересе. Эти идеи легли в основу теории проблемного обучения.

Эмиграция детей и подростков как социальный феномен не могла не стимулировать развитие социальной педагогики и психологии. Возникла необходимость изучения факторов социализации личности в условиях эмиграции. Трагедия детей эмиграции заставила по-новому взглянуть на факторы социализации и воспитания. По мнению педагогов Российского Зарубежья социально-педагогическую реабилитацию детей может выполнять приходская жизнь или внешкольное религиозное воспитание и образование.

Одним из значительных источников развития русской педагогики в эмиграции явилась русская философская мысль. Труды видных представителей философско-религиозного Ренессанса в России конца 19-начала 20 веков, оказавшихся в изгнании, во многом предопределили развитие гуманистического образования в русской педагогике эмиграции в целом и в религиозно-православной педагогике в частности. Синтез в каждом человеке религии, науки, искусства, философии, по убеждению Вл.Соловьева, призван усилить духовное развитие человечества.

Душой и источником развития педагогики Российского Зарубежья несомненно, прежде всего, была классическая русская педагогика. Для нее характерны преемственность и связь с идеями Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П. Ф. Лесгафта, С.А. Рачинского и др. Одним из направлений педагогической мысли Российского Зарубежья стало изучение истории образования и педагогики в России с древнейших времен до октябрьского переворота, которое продолжало традиции русской истории педагогики П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова и др.

Особенно глубоко и критически были восприняты российские новации начала XX в. Был сделан вывод, что главной педагогической тенденцией эпохи является перемещение центра тяжести с проблем образования на проблемы воспитания, осмысления целостности воспитательного процесса и его поворота к личности, ее индивидуальности.

Особую роль в поддержании и развитии ценностей национального образования сыграло обращение самых разных слоев эмиграции к русской культуре и, в особенности, к русской литературе. Духовное наследие А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, их философское, психологическое, воспитательное, религиозное восприятие проблем человека, жизни, России оказалось в центре внимания таких философов, психологов, педагогов как Зеньковский, Осипов, Гессен, Бем, Гофман, Трошин и многих других. Нельзя не сказать о таком важном источнике развития русской педагогики в зарубежье как теория и практика образования в современном мире, связь истории и современных проблем образования. Особое внимание было уделено изучению педагогических инноваций Европы и Америки. Школа и педагогика Советской России стали предметом специального изучения.. В работах С.И. Гессена, Н.А. Ганца, А.Л. Бема, П.Н. Милюкова оценки нередко действительно были острыми и нелицеприятными. В их поле зрения были политика правящей партии, реформы образования, школьная практика и нововведения в области дидактики и воспитания, педагогические дискуссии и положение детей, учительства, беспризорных. Хотя в оценках не могли не отражаться политические мотивы и просто недостаток полной информации: сказывался отрыв от реальных и сложных процессов, происходивших в России. Положительно оценивались отдельные документы демократической направленности, интересный опыт, самоотверженные усилия учительства.

Однако самым существенным побудителем и источником развития педагогики Российского Зарубежья была реальная школьная практика. Особенности существования детей и русской школы в инородной этнокультурной, языковой и социальной среде требовали неотложного решения многих педагогических, как теоретических, так и практических проблем. За первые годы эмиграции был создан тип школы, ставивший задачи воспитания в изгнании российских граждан, подготовленных, с одной стороны, к активной деятельности в родном Отечестве, с другой, к реальной жизни в чужой стране, дающий необходимую общую и профессиональную подготовку. В педагогическую реальность воплощались передовые идеи русской и мировой педагогики, проект реформы среднего образования, разработанный в 1915-1916 гг. под руководством графа П.Н. Игнатьева. Это был смешанный тип гимназии, являвший синтез классической и реальной, который по объему знаний и требований обеспечивал доступ в высшие учебные заведения Европы. В нем сочетался европейский, государственный (страны пребывания) и национальный (русский) компоненты содержания образования. При этом учитывались особенности учебных планов разных стран. Особое внимание придавалось педагогической "Россике", т.е. предметам, которые несли в себе непосредственный заряд русской культуры и образованности, воспитания национального самосознания. Это Закон Божий, традиционно первым стоявший в учебных планах, история, география, литература, родной язык, пение. Однако подчеркивалось, что все предметы должны быть пронизаны духом России. При разработке учебных планов и программ возникали трудности. Одна из них многопредметность и перегрузка учащихся, которые хотя и с трудом, но преодолевались. Другая наличие различных точек зрения и, в первую очередь, политических, на содержание русского блока предметов. Особенно это коснулось истории, литературы, русского языка.

Для гуманитарной мысли Российского Зарубежья были характерны глубокие размышления о будущности культурно-образовательного пространства посткоммунистической России. Эти размышления мы находим у Е.П. Ковалевского, И.А. Ильина, Г.П. Федотова и многих других. "Новой России предстоит выработать новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь", провидчески писал И.А.Ильин.Новое воспитание это воспитание в свободе и к свободе, в любви и к любви.По Федотову, воссоздание элиты, культурного слоя в России это "воссоздание разрушенной системы гуманитарного воспитания и гуманитарных наук". В первую очередь, возвращение к гуманитарной классической школе, воспитывающей на исторических традициях России.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, необходимо обозначить основные идеи, которые были развиты в трудах педагогов и философов Русского Зарубежья и в их практической деятельности. Это:

- потребность в осмыслении философских, психологических, культурологических, религиозных проблем становления и развития личности;

- создание и поддержка русскоязычных учебных заведений всех ступеней(начальной, средней, высшей) в крупнейших центрах эмиграции(Берлин, Париж, София, Харбин, Прага);

- стремление сохранить национальную культуру, родной язык, народные традиции и веру, русский менталитет, сохранить преемственность многовековой русской культуры, сливая ее с мировым общечеловеческим опытом;

- стоявшие в центре педагогических поисков вопросы нравственного и религиозного воспитания подрастающего поколения;

-создание новых учебных программ и учебников.

Общий обзор развития педагогической науки в Российском Зарубежье свидетельствует о ее значительном и пока малоизученном потенциале. И только системное изучение двух самостоятельно развивавшихся ветвей русской педагогики может дать объективное представление о целостном российском историко-педагогическом процессе постреволюционной эпохи.

Список литературы

1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -- М. , 1995.

2. Додонов В. И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. - 1994. - № 3.

3. Додонов В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских религиозных философов. - М, 1994.

4. Заварзина Л. Э. Педагогика: исторические портреты. - Воронеж, 1997.

5. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.

6. Кларин В. М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. - М. , 1996.

7. Мальцева В. М. В. В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. - 1994. - № 4. Образование и педагогика Российского зарубежья. - М. , 1995.

8. Осовский Е.Г. С.И. Гессен: педагогика как прикладная философия // Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.

9. Педагогика Российского Зарубежья: Хрестоматия / Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. - М. , 1996.

10. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы: Книга для учителя / Сост. П. В. Алексеев. - М. , 1993.

11. Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е годы XX века / Под ред. Е. Г. Осовского. - Саранск, 1998.

12. Седова Е. Е. Педагогическая деятельность СИ. Гессена на фоне становления педагогики Российского Зарубежья (20-е годы) // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. - Вып. 13. - Воронеж, 2002.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.