Рефераты. Физическая подготовка

бучение плаванию имеет большое прикладное значение и способствует внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

В связи с тем, что на плавание программой выделено ограниченное количество часов, главным являются обучение технике плавания.

Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристические походы проводятся во внеучебное время - в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.

1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки

В качестве средств физической подготовки используют главным образом физические упражнения.

В зависимости от методической организации, от объема, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный тренировочный эффект. Исходя из этого средства физической подготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения конкретных педагогических задач.

Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми, фехтованием.

Для совершенствования психических качеств - волевых, внимания, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других - большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др.

Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др.

Глава II. Особенности обучения и тренировки детей и юношей

Методика учебно-тренировочной работы с детьми и. юношами по спортивным играм исходит из общих положений педагогики и теории физического воспитания. Основу этой методики - составляют:

1. полное соответствие используемых методов особенностям психофизического развития детей и подростков;

2. осуществление специализации на базе всесторонней физической подготовки;

3. строгое соблюдение принципов доступности, постепенности и систематичности;

4. органическое единство обучения, тренировки и воспитания;

5. овладение спортивной специализацией на основе широкой универсальности;

6. тесное сотрудничество педагогов, врачей, родителей и школы.

Исходным пунктом правильной организации занятий с детьми и подростками должно быть глубокое понимание исключительно важного значения всесторонней физической подготовки. Иначе узкая спортивная специализация нарушит естественный ход развития организма и ослабит здоровье занимающихся. Поэтому одна из главных задач обучения и тренировки заключается в правильном сочетании всесторонней физической подготовки со спортивной специализацией.

Результаты спортивной тренировки в большой мере зависят и от того, насколько удачно сумеет преподаватель организовать обучение технике и тактике; сделать его интересным и доступным для понимания данной возрастной группы. Почти на всем протяжении занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста ведущее место отводится комплексному игровому методу (игра - обучение - игра). И лишь когда возраст детей достигает 13-14 лет, на смену игровому методу постепенно приходит аналитико-синтетический метод (упражнение-игра - упражнение).

Особое значение в работе с детьми имеет высокая эмоциональность процесса обучения. Однообразные, скучные занятия не дают хороших результатов и являются главной причиной большого отсева занимающихся. Чем младше возраст детей, тем больше потребность в эмоциональности занятий. Высокая эмоциональность может быть результатом: 1) разнообразия средств, методов и форм работы; 2) использования игровой соревновательной формы упражнений и большого количества игр; 3) чередования регламентированной и свободной деятельности динамического характера; 4) постановки конкретных целей, доступных возможностям занимающихся; 5) создания дружеских отношений в коллективе и между занимающимися и преподавателем; 6) регулярного участия в соревнованиях.

Для занятий спортивными играми группы создаются из детей одинакового возраста и пола. В каждой из этих групп дети занимаются, как правило, до двух лет. Из младших школьников (8 - 10 лет) комплектуются подготовительные группы. Школьники 11 - 12 лет входят в группы начальной подготовки. В подростковые группы включаются школьники, достигшие 13-14 лет. Из юношей формируются две группы - младшая (15-16 лет) и старшая (17-Шлет).

Перед каждой из групп ставятся свои. задачи. Так, в подготовительных группах главное внимание уделяется отбору кандидатов для систематических занятий избранным видом игр, укреплению здоровья и улучшению физического развития, повышению уровня физической подготовки; изучению основ техники и тактики и освоению процесса игры по упрощенным правилам; подготовке и сдаче норм ГТО. В группе начальной подготовки решаются задачи комплектования, развития быстроты, ловкости, координации и способности к ориентировке; изучения техники и тактики; освоения правил игры и сдачи нор комплекса ГТО. В подростковой группе основное внимание уделяется совершенствованию физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости; овладению техникой и тактикой игры; участию в официальных соревнованиях и сдаче норм ГТО.

В младшей юношеской группе ведущими задачами будут достижение высокого уровня разносторонности физической подготовки, осуществляемой на основе комплексного сочетания средств, направленность на развитие ловкости, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости; изучение и совершенствование техники и тактики; приобретение соревновательного опыта, выполнение разрядных требований; сдача норм комплекса ГТО и получение звания «Юный судья по спорту».

При занятиях со старшими юношами ведущими становятся задачи достижения высокого уровня специальной физической подготовленности; совершенствования техники игры и ее индивидуализация; овладения всеми тактическими средствами и формами ведения игры; накопления соревновательного опыта. Старшие юноши готовятся к выполнению разрядных требований, получению звания инструктора-общественника и судьи по спорту, к сдаче норм III ступени комплекса ГТО на золотой значок.

Различие в задачах учебно-тренировочной работы с разными контингентами школьников требует выделения на отдельные стороны подготовки различного объема учебного времени. На всем протяжении периода тренировки в детских и юношеских командах почти равное время отводится физической подготовке и изучению техники и тактики. Причем вначале большее место занимает физическая подготовка.

В подготовительной группе на занятия по физической подготовке отводится 60%, в группе начальной подготовки - 50% учебного времени. Затем удельный вес физической подготовки постепенно сокращается, достигая в старшей юношеской группе 35-37%. Соответственно увеличивается объем учебного времени, используемого на технико-тактическую подготовку. В подготовительной группе для этого выделяется 40%, в группе начальной подготовки - 50%, в подростковой и-юношеских группах - 60-65% времени. Постепенно изменяется и соотношение между общей и специальной физической подготовкой. Работа над развитием специальных двигательных качеств впервые начинается в группах начальной подготовки, где на эти цели выделяется пятая часть времени, отводимого физической подготовке. Затем это соотношение все более выравнивается, достигая в старшей юношеской группе 50% времени, используемого с этой целью. Практически неизменным остается лишь только соотношение времени, выделенного на теоретическую подготовку (2%), хотя в абсолютных цифрах количество часов, посвященных изучению теории, увеличивается.

Физическая подготовка в детских группах складывается из общей и специальной подготовки. При этом общая подготовка основывающаяся на комплексе ГТО, занимает основное место и' предшествует углубленной работе над специальными качествами. В начале специализированных занятий на физическую подготовку выделяется более половины всего учебного времени, затем ее доля уменьшается. На начальном этапе подготовки занятия основным видом спорта полезно сочетать с использованием разнообразных упражнений иного характера и занятиями другими видами спорта (например, хоккей сочетается с теннисом, баскетбол - с легкой атлетикой и т.д.). Позднее, с переходом на углубленную специализацию, другие виды спорта используются как дополнительные. Работа над специальной физической подготовкой начинается при достижении подросткового возраста. Однако и в дальнейшем большое место отводится общей физической подготовке.

В группах младшего возраста (7-12 лет) соотношение средств физической подготовки и средств изучения техники и тактики на протяжении учебного года остается без существенных изменений. В среднем и старшем возрасте это соотношение меняется и зависит от периода учебно-тренировочной работы. Например, на физическую подготовку юных футболистов время по периодам (в%) может распределяться так (по А.М. Четырко): Во всесторонней физической подготовке детей младшего возраста главный упор делается на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстроты реакции и сообразительности. В то же время параллельно, но не акцентируя на этом особого внимания, следует развивать силу и общую выносливость.

Организм детей младшего возраста нужно готовить к - специфической нагрузке постепенно. Упражнения на развитие быстроты лучше всего проводить с достаточными паузами отдыха. Повышать нагрузку нужно незаметно для занимающихся, используя для этого упражнения игрового характера.

Развитие быстроты и ловкости остается главной задачей и в средней возрастной группе. Но теперь оно осуществляется главным образом посредством упражнений с мячом, что позволяет приобрести специальные качества, необходимые при объединении движений с техникой владения мячом. Целенаправленное развитие силы и выносливости проводится прежде всего в форме силовых и комбинированных упражнений, одновременно с развитием ловкости и быстроты. Наиболее подходящим для этого является метод круговой тренировки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.