Задачи физического развития и физического воспитания по охране и совершенствованию здоровья детей на весь период пребывания детей в дошкольном учреждении.
Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.
Укреплять здоровье детей.
Формировать правильную осанку у каждого ребенка.
Формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности.
Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность.
Тренировать у детей сердечно-сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм.
Создавать условия в группе для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний.
Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребенка.
Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого.
Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции.
Выяснить наиболее эффективные средства физического воспитания детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
На основе данных наблюдения (ДОУ № 19 г. Северодвинска) можно сделать следующие выводы:
В возрастной группе детей с ЗПР 3 - 4 лет:
Проводятся занятия коррекционно-развивающей направленности.
Цель занятий - развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекция движений, коррекция сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений (упражнения с предметами, без предметов, упражнения для развития равновесия и формирования правильной осанки). В данный период у детей проходит адаптация в ДОУ, поэтому немаловажно учить детей соблюдать режим.
В возрастной группе детей с ЗПР 4 - 5 лет:
Помимо коррекционно-развивающих занятий, проводятся занятия оздоровительной направленности. Цель - коррекция осанки, плоскостопия, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проводятся подвижные игры в помещении и на воздухе, а так же бег, ходьба, прыжки. Дети уже адаптированы к режиму ДОУ, большее внимание уделяется усвоению культурно-гигиенических навыков.
В возрастной группе детей с ЗПР 5 - 6 лет, 6 - 7 лет:
С возрастом роль гигиенических факторов не снижается, но уже создаются условия для использования более сложных физических упражнений. Дополнительно ко всем физкультурным занятиям проводятся занятия спортивной нагруженности. Цель - совершенствование физической, технической, теоретической подготовки в избранном виде спорта (легкая атлетика).
Проанализировать все стороны физического воспитания возрастной группе (по выбору).
Основные направления работы с детьми 4 - 5 лет по воспитанию физической культуры.
Задачи обучения и воспитания.
Учить детей выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
Учить детей выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого.
Формировать у детей интерес к участию в подвижных играх.
Обучать правилам некоторых подвижных игр.
Учить детей бросать мяч в цель двумя руками.
Учить детей ловить мяч среднего размера.
Учить детей строится и ходить в шеренге по опорному знаку - веревке, ленте, палке.
Учить ходить по дорожке и следам.
Учить детей бегать вслед за воспитателем.
Учить детей прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками.
Учить детей ползать по гимнастической скамейке.
Формировать у детей умение проползать под скамейкой.
Учить детей переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе.
Учить детей подтягиваться на перекладине.
Основное содержание работы
Метание - движения выполняются детьми по показу; дети учатся удерживать и бросать мячи в цель (корзинку). При этом используются мячи, разные по весу, размеру, материалу. Сначала дети учатся ловить мячи среднего размера; надувные, пластмассовые, резиновые; с гладкой и шероховатой поверхностью.
Построения выполняются с помощью воспитателя и самостоятельно без равнения, в колонну по одному и в круг.
Ходьба выполняется за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов; группой к противоположной стене зала; по кругу друг за другом и за воспитателем; с остановками по окончании звуковых сигналов; парами взявшись за руки, на носках, на пятках, с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс).
Бег выполняется по показу за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов.
Прыжки выполняются по показу и с помощью воспитателя: подпрыгивание на носках на месте; подпрыгивание на носках с небольшим продвижением; спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги, держась за руку воспитателя (высота 20 - 25 см).
Ползание выполняется со страховкой по звуковому сигналу; перелезание через две гимнастические скамейки (расстояние 1,5 - 2 м).
Общеразвивающие упражнения:
Упражнения без предметов. Повороты туловища вправо-влево; приседания с выпрямлением рук; подпрыгивание на носках на месте; движение кистями - покручивания, помахивания, похлопывания; кружение на месте переступанием с положением рук на поясе.
Упражнения с предметами. Упражнения с флажками, с мячами. Выполняются вместе с воспитателем по подражанию. С флажками: одновременное движение рук в перед - верх - в стороны - вниз; поочередные движения вверх над головой.
Упражнения для развития равновесия выполняются по показу, с помощью воспитателя. Ходьба вдоль каната, положенного змейкой; ходьба с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол; движения головой - повороты, наклоны.
Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный и сюжетный характер.
Описать какие средства физического воспитания использует воспитатель.
При работе с детьми инструктор по физической культуре использует следующие средства:
1. Физические упражнения: коррекционно-оздоровительная гимнастика, дыхательные упражнения, физкультминутки, оздоровительный бег, массаж, упражнения для кистей рук, игры и упражнения на развитие внимания. Учитывается самостоятельная двигательная активность ребенка. Эффективность решения задач физкультурного воспитания проявляется при условии целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
2. Психологические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания, сна; гигиена одежды, обуви, физического оборудования, помещения, площадки. Выполняются приемы безопасности и стимуляции деятельности (помощь, страховка, похвала и т.д.). Это необходимо для создания психофизиологического комфорта.
3. Эколого-природные факторы: закаливание (криомассаж, обливание, воздушные ванны), прогулки на свежем воздухе.
Сделать вывод о наиболее эффективных средствах физического воспитания для всестороннего развития ребенка.
Важно:
Использовать оздоровительно-развивающие упражнения на развитие манипулятивной функции рук для развития мелкой моторики и речевых навыков (упражнения с различными предметами (мячи, скакалки, шнуры, кольца, обручи) основанные на перекладывании, перебрасывании предмета.
У многих детей с ЗПР нарушен ритм выполнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом (под счет, хлопки, музыку). Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений, создает радостное настроение.
Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, на расслабление, на развитие координации движений и функций равновесия, на коррекцию осанки, ходьбы, развитие ритма.
Вывод.
Формы и направления коррекционно-развивающей работы по физкультурному воспитанию в каждой группе ДОУ имеют свои воспитательные задачи, подбор средств и методических приемов, соответствующих возрасту, условиям проведения занятий.
Несмотря на достаточно разнообразные формы физической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ по Российской Федерации не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей с ЗПР и нуждаются в реформировании. Двух - трех занятий физической культурой недостаточно, чтобы обеспечить физическую и социальную адаптацию детей к самостоятельной жизни.
Перспективным направлением решения этой проблемы является внедрение дополнительных форм физического воспитания в практику коррекционного образования. В настоящее время разрабатываются, апробируются, внедряются в практику и дают положительный результат дифференцированные программы дополнительного физического воспитания.
Используемая литература:
1. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология». Ч.1, 2 / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова; Под ред. В.И. Логиновой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
2. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ по специальности «Педагогика и психология»./ В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. - М.: Просвещение. - 2005.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 стр.
5. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн./ Р.С.Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - Кн.1. Общие основы психологии. - 687 стр.
6. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 96 стр.
Страницы: 1, 2, 3