Рефераты. Физическое воспитание ребенка с рождения до трех лет

p align="left">Уже в то время, когда малыш учился держать голову, сидеть, ходить, начали намечаться необходимые изгибы позвоночника - шейный, грудной, поясничный, обеспечивающие прямое передвижение при хождении. На протяжении раннего детства эти изгибы закрепляются. Но окостенение позвоночника далеко еще не заканчивается в эти годы.

У ребенка на втором году жизни оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в ходьбе и лазанье, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т.п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.

Помимо действий по инициативе ребенка взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), составляющие целый комплекс движений. Взрослый постепенно, неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования. Посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т.п.).

Большую роль играют подражательные действия взрослому. Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 3 года. Ведь совершенствуются двигательные умения ребенка, побуждая его выполнять все более сложные действия, одновременно развивается его сообразительность, воля, характер, настойчивость, приучаете к дисциплине.

В период от года до 3 лет практически надо развивать четыре умения: ходьбу, лазанье, бег и метание. Попутно и развиваются и другие полезные движения, особенно кистью и пальцами, совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.

Физическое воспитание надо проводить, непременно учитывая особенности характера ребенка. Робкого, неуверенного надо подбодрить, вялого, малоподвижного - заинтересовать яркой игрушкой, вовлекая в игру посильную для него работу.

Есть дети чрезвычайно подвижные. Однако часто их движения хаотичны и нецелесообразны: ведь неокрепший и плохо координированный аппарат движений еще просто не может обеспечить всех их устремлений. Малыш стремится как можно скорее добежать до мамы, он мчится, вытянув ручки, но не успевает поднимать и переставлять ножки и падает. Он поднимается по лестнице, не успевает подтянуть ножку за туловищем на следующую ступеньку и повисает на руках. Таким детям необходимо показывать нужное чередование элементов движений, их последовательность.

Физическое совершенствование детей от года до 3 лет происходит в основном во время игр. А надо ли вводить специальные гимнастические упражнения и с какого возраста? Начинать надо с первого года. Но необходимо помнить, что и эти упражнения должны быть для ребенка игрой. Вы «поднимаете малыша яркой игрушкой, и он делает несколько шагов к вам; бросаете ему мячик - он его стремится оттолкнуть ногой. В игре отнимаете или не даете ему игрушку, и он развивает навыки хватания, напрягает руки и весь плечевой пояс; наклоняется с лопаткой к песочнице - и учится поддерживать равновесие при приседании.

С 1,5 - 2 лет вводится новый комплекс специальных физических упражнений. В него включаются упражнения в ходьбе с препятствиями (перешагивание через кубики, палки, веревочки лежащие на полу), перешагивание через палку или веревочку, поднятую на высоту 10 - 20 см от пола, влезание на лесенку или наклонную горку, бросание маленьких мячей в цель, ловля мяча большого размера, приседание с поддержкой за ручки. Упражнения проводят в течение 10 - 15 минут.

Специальные воздушные ванны для детей 1 - 3 лет можно начинать при температуре 17 - 18, длительность их около 5 минут. Через каждые 2 - 3 дня эту процедуру следует удлинять на 5 минут, доведя до 30 - 40 минут. Воздушные ванны целесообразно сочетать с подвижными играми.

Более сильными будут водные процедуры: обтирание, обливание, душ.

Гимнастика и массаж от 0 до 3 лет

Массаж - является одном из видов пассивной гимнастики. Он содействует расширению кровеносных и лимфатических сосудов и улучшению циркуляции крови и лимфы, усилению функции потовых и сальных желез, удалению отмирающих слоев кожи - эпидермиса. Кожа становится упругой и эластичной, повышается ее сопротивляемость к механическим, температурным и другим воздействиям среды. Массаж укрепляет опорно-двигательный аппарат ребенка, повышает тонус мышечной системы, эластичность и сократительную способность мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата.

Массаж и гимнастику можно делать с 1,5 - 2 месяцев жизни ребенка (ежедневно в часы бодрствования, спустя 30 - 40 минут после еды или за 20 - 30 минут до еды, если ребенок находится в спокойном, бодром состоянии).

Примерный комплекс упражнений для детей 1,5 - 3 мес. В возрасте до 3 мес. У ребенка отмечается повышенный тонус мышц - сгибателей рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы, поэтому проводится только поглаживающий массаж, так как он способствует расслаблению мышц.

Примерный комплекс упражнений для детей 3 - 4 мес. В этом возрасте у ребенка исчезает повышенное напряжение мышц - сгибателей рук, устанавливается равновесие между мышцами - сгибателями и разгибателями, что дает возможность ввести пассивные упражнения для рук.

Пассивные упражнения выполняются ребенком со значительной помощью взрослого, но влияние их на организм также велико. Постепенно их заменяют активными с помощью взрослого, а затем полностью активными.

После 3 мес. кроме поглаживающего массажа вводятся и другие приемы массажа: растирание и разминание.

Примерный комплекс упражнений для детей 4 - 6 мес. В возрасте 4 - 5 мес. Устанавливается равновесие между мышцами - сгибателями и разгибателями ног, появляются новые произвольные движения. С укреплением шейных мышц к 4 мес. более четко проявляются некоторые рефлексы положения: разгибание и сгибание туловища на весу с поддержкой. С 4 мес. вводятся несложные активные и пассивные упражнения для мышц туловища и конечностей.

Примерный комплекс упражнений для детей 6 - 9 мес. При построении комплексов гимнастики и массажа учитывают появившиеся новые двигательные умения у ребенка, следят за усвоением и закреплением имеющихся навыков и на основании этих данных усложняют и расширяют комплекс. Это осуществляется за счет введения новых упражнений, большей частоты повторений.

В возрасте от 6 до 9 мес. используются активные движения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию.

Примерный комплекс упражнений для детей 9 - 12 мес. У детей в возрасте 9 - 12 мес. отмечается значительное развитие активных согласовывающих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе.

В связи с этим некоторые физические упражнения делаются из исходного, вертикального положения, ряд упражнений ребенок уже может выполнять по слову взрослого. Для стимуляции большей активности ребенка и его заинтересованности можно использовать простейшие пособия - кольца, палочки. В этом возрасте основные виды массажа живота и спины.

Примерный комплекс упражнений для детей от года до 3 лет. Комплекс следует начинать с круговых движений малыша руками. Ребенок должен обхватить большие пальцы ваших рук, кольца или игрушки. Нужно плавно отвести руки в стороны, поднять к голове, затем - вперед и вниз. «Бокс» с кольцами из положения лежа, сидя и стоя. Ребенок должен достать игрушку, которую взрослый держит на высоте вытянутых рук ребенка. Наклон за игрушкой и выпрямление туловища по просьбе взрослого «достань игрушку». Повороты со спины на живот (самостоятельно). Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. Ребенок должен по просьбе достать стопами предмет, находящийся в руках у взрослого. Самостоятельное присаживание. Исходное положение - ребенок лежит на спине. По просьбе взрослого «садись» малыш должен присесть, затем по просьбе «ложись» - принять исходное положение. Малыш должен выполнить просьбу взрослого: «возьми игрушку со стула». Сначала с и. п. - лежа на животе, затем - на спине: - достань лежащую на стуле игрушку;

- взять игрушку со стула, передать ее взрослому;

- взять игрушку со стола, стоящего сзади.

Самостоятельное вставание. И. п. - ребенок сидит. По просьбе взрослого «встань» ребенок должен встать, по просьбе «садись» - сесть. В заключении следует малышу походить.

Рекомендуемые игры с рождения до 3-х лет

Первый месяц жизни. Цель игры: приучить малыша к разнообразным движениям. Ход игр: сначала мама ласково поглаживает младенца, говорит ему хвалебные слова, о том, как она его любит. Затем мама кладет ребенка в разные положения: на живот, на спину, на бок. В результате этой игры малыш учится двигать ножками, ручками, головой.

От 1 - 3 месяцев. I. Подвигаем ножками. Цель: развитие навыков движений ножками, укрепление мышц ног, знакомство со своим телом. Ход игры: чтобы помочь ребенку подвигать ножками, положите игрушку ему в ноги. Но прежде покажите ее ему: ребенок обязательно должен увидеть игрушку и проследить, куда вы ее положили. Второй этап игры: возьмите подушку и подвесьте так, чтобы малыш смог ударять по ней ножками. Его действия сопровождайте похвалами и стишками. II. Детская аэробика. Цель: развитие координации движений малыша, мышц ног и рук, а также чувства ритма. Ход занятия: ребенка кладут на спину, затем начинают приподнимать и опускать его ручки. Двигают их вместе и по отдельности, выполняя движения в такт словами:

Вверх-вниз, вверх-вниз, а теперь по кругу.

Вверх-вниз, вверх-вниз, видим мы друг друга.

III. Покатаемся на мячике. Цель игры: развитие вестибулярного аппарата и координации движений. Ход игры: положите ребенка животом на упругий мяч. Придерживая малыша за бока, медленно покачайте его взад-вперед на мяче, приговаривая какой-либо стишок в ритме движения. Например: к маме, папе, бабе, деду на мяче я в гости еду.

От 3 - 6 месяцев. I. Качели. Цель игры: обучение ребенка умению перекатывать свое тело. Ход игры: положите малыша на спину и подложите руки под его плечи. Покачивайте его из стороны в сторону, приговаривая, стишок:

Ой, качи, качи, качи, прилетели грачи, продавали калачи.

Прибежал малышка, схватил калачишко.

Я не папин сын, я не мамин сын.

Я на елке рос, меня ветер снес.

Я упал на пенек, стал кудрявый паренек. (легонько переверните малыша)

II. Лебедь плывет. Цель игры: развитие мышц верхних конечностей и плечевого пояса, обучение ребенка движениям рук. Ход игры: плавно разведите ручки малыша в стороны и медленно, певуче говорите:

Лебедь плывет, лебедь плывет…

После этого возьмите ребенка за запястья и покачайте ими, подражая движению крыльев птиц. При этом приговаривайте:

Воробьи летят, воробьи летят!

Чик-чирик, летят, чик-чирик, летят!

III. Оладушки. Цель игры: массаж ладошек, развитие мышц рук и плечевого пояса малыша, координации движений под определенный стихотворный ритм. Ход игры: возьмите малыша за ручки и то приближайте их к себе, то отодвигайте от себя приговаривая:

Ай, тата, тата, тата, пожалуйте решета -

Мучки посеять, пирожки затеять.

А для нашей лапушки затеем оладушки

Испечем блинка покормим сынка.

Хлоп-хлоп съем блинок.

IV. Достань игрушку. Цель игры: привитие навыков ползания, обучение согласованности движений глаз и рук. Ход игры: положите игрушку на таком расстоянии от малыша, чтобы он ее видел, но не мог достать рукой. Привлеките внимание ребенка к игрушке. Издав ею звук. Наверняка он будет стараться дотянутся до нее. По истечении 1 минуты в качестве вознаграждения за приложенные усилия положите игрушку рядом с малышом. V. Встали-повстали. Цель игры: обучение малыша вставать. Ход игры: положите ребенка на спину и дайте ему схватить ваши большие пальцы, произносите слова:

Встали-повстали, на ножки как встанем! Раз, два, три!

на счет «три» медленно поднимайте малыша, чтобы он принял вертикальное положение.

От 6 - 9 месяцев. I. Мамин массаж. Цель игры: снятие мышечного напряжения у малыша, развитие тактильной чувствительности, установление с ним эмоционального контакта. Ход игры: включите спокойную музыку. Капните немного детского массажного масла себе на ладонь, потрите свои ладони одна о другую, распределив таким образом масло, и мягко помассируйте сначала грудную клетку и плечи малыша, потом - руки и кисти рук, следом - бедра, голени ступни. II. Покатаем мячик. Цель игры: развитие координации движений, обучение управлению руками и умению катать мяч. Ход игры: сядьте на пол на некотором расстоянии от ребенка лицом к нему и покатите мяч в его сторону. Встаньте, подойдите к малышу, возьмите его руки в свои и покажите, как можно катить мяч к тому месту, где вы сидите. III. Забавная тачка. Цель игры: укрепление мышц рук и ног малыша, развитие его двигательной активности. Ход игры: положите малыша на коврик, затем приподнимите ножки ребенка с пола - пусть он попробует походить на одних руках. Потом возьмите малыша за руки, чтобы он мог пройтись ножками.

От 9 - 12 месяцев. I. Полоса препятствий. Цель игры: развитие координации движений у малыша, укрепление его мышц ног и рук, познание окружающего мира. Ход игры: приготовьте полосу препятствий из названных выше предметов, через которую малышу предстоит проползти. Для этого предметы расположите так, чтобы он мог ползти и над ними, и под ними, и вокруг них. А именно: положите на пол несколько подушек для ползания по ним; поставьте ребенка у стола, чтобы он прополз под ним; поставьте большой стул посреди комнаты и проползите вокруг него; малыш должен ползти вслед за вами, как бы преследуя; затем проползите в обратном направлении, наблюдая, следует ли ребенок за вами, как бы преследуя; положите игрушку на низкий детский стульчик или подушку, чтобы малыш захотел подползти и достать ее. II. Попади в цель. Цель игры: обучение ребенка умению забрасывать предмет в емкость, управлять рукой, развитие координации движений и ловкости. Ход игры: покажите ребенку, как нужно держать прищепку, чтобы точно бросить ее в банку, которую вы поставили на пол. Потом, когда к делу должен приступить малыш, наклоните банку - это поможет ему справиться с задачей. После удачных попаданий покажите, что банку можно перевернуть и высыпать прищепки. III. Я гуляю сам. Цель игры: обучение ходьбе и умению держать равновесие. Ход игры: если вы решили поиграть дома, то возьмите легкий стул и покажите малышу, как его толкать перед собой, передвигаясь по дому. Пока он будет перемещать стул, читайте ему стишок:

Вот я сам иду, иду, скоро дом весь обойду,

Как же здорово гулять - всюду можно побывать!

На прогулке можно поиграть с коляской.

Период раннего детства, от года до 3-х лет. I. Вверх по лесенке. Цель игры: развитие мышц туловища, рук и ног, а также ловкости и координации движений. Ход игры: наверху лесенки прикрепите яркую игрушку. Помогите малышу подняться по лесенке, чтобы ее взять. Когда он будет подниматься, проговаривайте: «Лезет, лезет мишка, вот и влез так высоко!». Взяв игрушку, ребенок должен, медленно спустится вниз. II. Закати в ворота мяч. Цель игры: развитие разносторонней координации движений и подвижности нервных процессов, обучение умению держать равновесие. Ход игры: соорудите ворота: поставьте недалеко друг от друга два стула или две табуретки и на их сиденья положите рейку. Перед воротами на расстоянии 1,5 - 2м поместите мяч. Ребенок должен взять мяч, толкнуть его по направлению к воротам и побежать за ним. Затем перед воротами он должен встать на четвереньки и пересечь ворота. Миновав их, малыш должен выпрямится, потом продолжить погоню за мячом. Догнав его, он должен взять мяч в руки и вернуться на место, где находился в начале игры. III. Снайперы. Цель игры: формирование точности выполнения движений, обучение метанию, развитие мышц рук. Ход игры: на верхний край снежного вала или на его стенку положите, какую-либо яркую игрушку. Дети должны сбить цель снежками. IV. Ласточка. Цель игры: тренировка вестибулярного аппарата, развитие координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата всего туловища и рук. Ход игры: покажите малышу, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам должен попробовать стоять на одной ноге. При этом другая должна быть отведена назад, руки разведены в стороны, туловище несколько наклонено вперед, а голова обязательно приподнята. Сначала при выполнении упражнении держите малыша за обе руки, а потом за одну и контролируйте, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. V. У кого игрушек больше? Цель игры: развитие навыков передвижения в горизонтальном положениях, укрепление мышц туловища, конечностей, обучение умению ориентироваться в пространстве и различать цвета и размеры предметов. Ход игры: раздайте каждому игроку по корзине или по коробке, разбросайте по полу шарики и мячики и попросите детей собрать их в корзинки или коробки. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек за отведенное время. VI. Перешагни через веревочку. Цель игры: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка перешагивания через препятствие. Ход игры: к двум стульям, стоящим на некотором расстоянии друг от друга, привяжите веревочку на высоте 10 - 15см от пола. На один из стульев, который будет к тому же обозначать финиш, положите приз. Ребенок должен сидеть на стуле в 3 - 5м от веревочки. По вашему сигналу он встает и идет к веревочке, перешагивает через нее, затем поворачивается и снова перешагивает через веревочку и т. д., пока не пройдет таким образом по всей длине веревочки. На финише малыш забирает заслуженную награду.

Заключение

Важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.

Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.

Для детей данного периода основными факторами внешней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание, адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсутствие или наличие острых хронических заболеваний, климатогеографические условия.

Только во взаимодействии с факторами внешней среды заданные предпосылки развития могут оказаться включенными в формирование двигательных способностей. Это означает неодинаковые темпы прироста и диапазон развития двигательных способностей у различных детей одного и того же возраста под влиянием одних и тех же физических нагрузок.

Литература

1. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 304 с. - (1000 советов от газеты Комсомольская правда).

2. Макацария А. Д., Кузнецова С. В. Энциклопедия мамы. - М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2006. - 832с. - (Школа здоровья).

3. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1979. - 416 с.

4. Парахина Н. Детский массаж. Методика и техника массажа, гимнастика в домашних условиях. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 191 с.

5. Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / (С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.) ; под ред. С. О. Филипповой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.