Рефераты. Фольклорные занятия в воспитании

p align="left"> Методические рекомендации к фольклорным занятиям

Занятия 1-4. Будет хлеб - будет песня. Без труда - нет добра. Веселый скоморох. Осенняя ярмарка

Данные четыре занятия объединены в блок «Веселая ярмарка». Основная тема его - важнейшие мотивы осени: хлеб, труд, дары природы, обильный урожай, любование плодами земли и человеческого труда.

Первое из перечисленных занятий - «Будет хлеб - будет песня!» - нацелено на расширение знаний и представлений детей об окружающей жизни, приметах осени, хлебе, земледельческом празднике - жатва. Педагогу следует подобрать к занятию интересные и выразительные произведения музыкального и речевого фольклора, скажем, пословицы, поговорки, приметы, шутливые прибаутки, песни о хлебе, труде, об осени, овощах. Дети инсценируют русские народные песни, которые способствуют раскрытию темы, составляют танцевальные композиции с осенними листьями, с веточками рябины, разыгрывают жанровые сценки. Можно включить в содержание занятия разучивание народных игр со словом: «Трактора», «Пахари и жнецы», «Мукомол», «Дуйте ветры» и т. д., помогающих совершенствовать движения детей, их дикцию, артикуляцию, произношение отдельных звуков. Кроме того, используются импровизации в пении, сочинение мелодий на фольклорные тексты приговорок, закличек, потешек. Эффективным приемом в данном случае может быть «подсказка» музыкального характера, состоящая из начальной интонации, продолжить которую предстоит детям.

Тема данного занятия развивается на следующем - «Без труда - нет добра». Хорошо, если на занятиях по познавательной активности, экскурсии в музей дети знакомились с работой людей осенью, значением их труда, с орудиями сельскохозяйственного труда и их назначением. Важно подчеркнуть, что орудие груда - это продолжение человеческой руки, которое помогает в работе, поэтому человек бережно, заботливо относился к своим помощникам - плугу, мотыге, бороне.

Начать занятие можно рассказом педагога о том, что месяц сентябрь в народе считался месяцем сбора урожая. На полях начинали копать картофель, пекли пирожки с картофелем, делали вареники, картофельные котлеты, запеканку, драники. Повсеместно начиналась уборка лука, которой издавна (как и чеснок) считался средством от сглаза и порчи, поэтому хозяйки связками вешали его при входе в избу, а также в местах содержания скота. Лук зашивали в амулеты, которые воины одевали на грудь, собираясь в поход. Важно отметить также, что 27 сентября начинали рубить на зиму капусту и вечерами собирались на посиделки-капустники. Капуста издревле была одним из основных овощей на столе русского человека: из нее пекли пироги, варили щи и ласково говорили: «Вейся ли, вейся капустка! Вейся ли, вейся ли, белая!» Желательно вспомнить и разучить с детьми новые пословицы, загадки, шутливые прибаутки о труде, трудолюбии. Дети инсценируют их, обыгрывают, по желанию сочиняют певческие импровизации на выученные тексты, исполняют трудовые частушки. Можно разучить русские народные песни, в которых описывается трудовой процесс: «Я на камушке сижу», «Капустка», «В темном лесе», «Уж я сеяла, сеяла ленок» и др.

Закончить занятие нужно народной пословицей - «Песня - в труде помощница!».

Задача занятия - «Веселый скоморох» - познакомить детей с русскими народными играми и забавами, закрепить навыки выполнения народных танцевальных движений. Целесообразно начать его с прихода в гости Веселого Скомороха, который пляшет под веселую задорную музыку, а затем рассказывает о себе. Дети узнают, что в старину, во времена князей Олега и Владимира скоморохи были самыми почетными гостями на княжеских пирах и народных гуляньях. Тогда не было оркестров народных инструментов, но люди не менее чем сегодня нуждались в музыке. И скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок не только на пирах и свадьбах, но и на многолюдных народных сборищах. Они своим весельем, «гудьбой», песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Игры, песни, пляски, смех - все это сливалось в одну пеструю, шумную картину!

После этого Скоморох играет с детьми в народные игры, танцует, проводит забавные конкурсы. Следует обратить внимание на то, что скоморохи были не только плясунами и шутниками. Они были мастера на все руки: и циркачи, и артисты, и музыканты. А играли они на гуслях, свирелях и бубнах.

Под русскую народную мелодию дети импровизируют на народных музыкальных инструментах индивидуально, подгруппами, в оркестре. Важно подчеркнуть, что импровизация как принцип работы реализуется во всех формах общения - педагога, детей, музыки. Ее ценность - не умение создавать музыкальные конструкции, а потребность, готовность выразить душевное состояние, важную мысль, впечатления.

Следующее занятие - «Осенняя ярмарка» - может быть проведено как игра-ярмарка, во время которой дети как бы переносятся на ярмарочную площадь, где стоят разукрашенные лотки, прилавки с бутафорскими овощами, фруктами. Хорошо, если педагог сможет привнести в занятие настроение балагурства, шутливости, дать детям почувствовать озорство, веселье русской ярмарки.

Так, дети вместе с воспитателем могут украсить себя элементами народного костюма (бусы, ленты, кокошники, платочки, кушаки, фуражки с цветочками и т. д.). В ходе занятия звучат ярмарочные заклички, выкрики, перевертыши, небылицы, потешки, проводятся народные игры со словом. Важно максимально вовлечь детей в атмосферу занятия. Пусть они вспомнят знакомые песни, частушки, забавы, игры, подберут соответствующие движения для их инсценирования. Создание образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия требует от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, соображения.

Музыкальная игра должна быть наполнена тем смыслом, который она искони имела и имеет в народном искусстве: исполнить песню - значит сыграть песню!

В заключении можно предложить детям свободную пляску и катание на карусели.

Занятия 5-6. Восенушка - осень! Осенние посиделки

Предлагаемые два занятия объединены общей темой «Осень в России». Они призваны не только расширить кругозор ребят, закрепить их знания, но и активизировать творческие проявления, раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка. Несомненно и большое воспитательное значение этих занятий, связанное с формированием у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремления сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Первое из перечисленных занятий - «Восенушка - осень!» посвящается подготовке осеннего праздника в детскому саду и нацелено на расширение знаний и представлений детей об осенних явлениях, приметах, полученных на занятиях первого блока. Разумнее всего провести данное занятие непосредственно на предполагаемом материале праздника. Вместе с педагогом дети слушают песни об осени, водят хороводы, разучивают пляски, играют в игры, разыгрывают шуточные диалоги. Можно разучить пословицы, поговорки, присловия, приметы об осени. В народе говорили: «Осень - перемен восемь», «В сентябре одна ягода, и та - горькая рябина». Здесь уместен краткий рассказ педагога о рябине, которая считалась деревом-оберегом и поэтому ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. Из садовых сортов рябины варили очень вкусное варенье, сок ее очень полезен и людям и птицам.

Представления, полученные детьми на данном занятии, значительно расширяются на занятиях по познавательной активности, изобразительной деятельности. Дети рисуют с натуры пейзажи золотой осени, самостоятельно составляют композиции, изготавливают праздничные снопики зерновых культур, игрушки из соломы.

Занятие «Осенние посиделки» познакомит детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом - посиделками, с самобытностью русского народа, проявляющейся в мастерстве народных умельцев, в устном народном творчестве (песнях, потешках, плясках). При подготовке к проведению занятия можно разучить с детьми старинные русские песни, подобрать старинные народные игры, потешки, считалки, загадки. Сделать выставку изделий, выполненных в традициях народных ремесел (кружево, прядение, вязание, роспись досок). Перед занятием затемнить окна, лампу поместить у стола, приготовить «горницу» к приему гостей, используя стилизованные элементы русской избы (повесить расшитые рушники, вдоль стен расставить лавки).

Ведущая-"хозяйка" приглашает дорогих гостей в избу, рассаживает на скамьи дубовые. Затем говорит, что в давние времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, а хлеб в закрома засыпали - коротали долгие осенние вечера вместе на посиделках. В каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах да умением и мастерством блеснуть. На посиделки обязательно приходили с работой, чтобы напрясть пряжи из льна, шерсти, связать кружево, носочки, варежки. Любили петь русские народные песни «Ох, ты, ноченька, ночка темная», «Выйду ль я на реченьку» и др. Педагог может исполнить одну из них. Здесь уместно рассказать детям о том, что в старину считалось очень удачным жениться и выходить замуж 14 октября - в праздник Покров Пресвятой Богородицы. С этого дня девушки начинали прясть, а само название месяца - октябрь - означало «месяц очистки льна», который сначала вымачивали, отбивали, мяли, трепали, чтобы он был мягкий, нежный, а потом пряли и ткали ткань. Можно показать детям старинные прялки, рассмотреть украшения на них. Рассказать, что с точки зрения наших предков, одежда должна была не только сохранять тепло, но и защищать человека от всевозможных неблагоприятных влияний и воздействий. Поэтому вся процедура обработки льна, прядения и ткачества, а также последующего шитья и украшения одежды была глубоко мифологически осмыслена и магически организована. Все подготовительные работы осуществлялись девушками на посиделках. В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».

Дети вместе с педагогом исполняют русские народные песни «Прялица», «Уж я сеяла, сеяла ленок», «Во кузнице», инсценируют их. Затем играют в народные игры «Дед Сысой», и др., исполняют частушки под балалайку.

К этому периоду хорошо приурочить и разговор о русском народном костюме - мужском и женском; рассмотреть иллюстрации, изображающие русский народный костюм. Дома при желании дети могут сшить сарафаны для кукол, сделать простые украшения в народном стиле из фольги, старых бус, проволоки, кожи. По мотивам русских народных вышивок выполнить рисунки и аппликации.

Занятия 7-8. Край наш кубанский. Кубанские посиделки

Занятия, объединенные в блок «Кубань моя - родимый край» знакомят ребят с жизнью и бытом кубанского казачества, его неповторимыми традициями, с предметами декоративно-прикладного искусства Кубани, с казачьими народными играми и забавами, прибаутками и частушками, которые помогают почувствовать красоту кубанского края, его неповторимую природу, широту, раздолье, создают эмоциональную готовность к дальнейшему познанию его и изучению.

Первое занятие «Край наш кубанский» можно начать с рассказа педагога о Краснодарском крае, о Кубани, о казаках. Приведем краткие сведения, которые могут быть использованы на занятии.

Когда-то очень давно, из разных концов земли приехали сюда гордые, непокорные люди, которым скверно жилось на родине и которые прежде всего ценили свободу. Понравились им эти места. Жили они здесь привольно, простор им был большой, власти над ними никакой не было и управлялись они сами собой. От этого их и прозвали казаками, что значит по-татарски «вольные люди». На войне всем заправлял атаман (предводитель), а в мирное время круг - общее собрание всех казаков. Шло время. Стали казаки верно служить царю русскому: воевать, стеречь границы, покорять новые земли. И рассеялись казаки по всей России. Их так и называли: Запорожские казаки, Донские, Терские, Забайкальские, Кубанские. Были это казаки люди храбрые, удалые, умели воевать славно, жить ладно. Жизнь их была полна приключений, увлекательных происшествий, была овеяна легендами, притчами, сказками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.